Статистика использования машинно-тракторного парка
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является анализ агропромышленного комплекса в России: предпосылки и условия преодоления кризиса. Основными задачами исследования являются: 1) Определение агропромышленного комплекса в России; 2) Изучение причин и предпосылки современного аграрного кризиса в России; 3) разработка направлений для выхода из аграрного кризиса в России.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………….. 3 Современная ситуация в агропромышленном комплексе………………. 4 Особенности сельского хозяйства…………………………………………………7 Основные направления аграрной политики……………………………….11 Размещение отраслей сельского хозяйства …………………………….…….…14 Факторы размещения отраслей сельского хозяйства………………...16 Причины современного аграрного кризиса в России и условия его преодоления……………………………………………………………………………………….17 Основные направления выхода России из кризиса…………………………..20 Заключение……………………………………………………………………………………………….23 Список использованных источников……………………………………………………….24
Активное воздействие на развитие
АПК экономическими методами государство
может осуществлять через кредитное и
налоговое регулирование, бюджетное финансирование,
регулирование условий и уровня оплаты
труда, социальное развитие, через государственные
программы, госзаказы, эффективную таможенную
политику и т.д.
Ограниченность ресурсов при
кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции
предполагает строгое подчинение протекционистской
политики в аграрной сфере задаче повышения
эффективности производства. В этой связи
экономический механизм и комплекс мер
поддержки сельских товаропроизводителей
должны быть направлены на то, чтобы система
экономических рычагов (цены, кредит, налоги
и бюджетные субсидии) использовалась
для стимулирования более рентабельных
групп предприятий и более эффективных
вложений по регионам.
В системе регулирования агропромышленного
производства важно полнее использовать
интервенционные товарные закупки и залог
сельскохозяйственной продукции. В области
ценовой политики должен сочетаться принцип
свободного ценообразования с государственным
регулированием цен в интересах ограничения
тенденции к их монополизации, установление
гарантированного уровня на закупки по
госзаказу. В области кредитно-финансовой
политики необходимо строго целевое использование
кредитов с пониженной процентной ставкой
для сельского хозяйства. В налоговой
политике следует исключить многоканальность
и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим
направлением этой политики должен стать
переход к единому земельному налогу,
дифференцированному в зависимости от
качества и местоположения земельных
участков. При этом земельный налог должен
иметь уровень, стимулирующий эффективное
использование земли.
Задачам овладения рыночным
механизмом и методами государственного
регулирования в условиях рынка будет
отвечать принципиально новая система
управления АПК. В этих целях целесообразно
осуществить переориентацию государственных
функций от управления предприятиями
и отраслями к экономическому регулированию
взаимодействия между субъектами рыночного
хозяйства.
Государственное регулирование
АПК обязательно включает и внешнеэкономическое
направление, одна из важнейших задач
которого - защита отечественного сельского
хозяйства. Степень и формы внешнеторговой
защиты и аграрного протекционизма зависят
от состояния сельскохозяйственного производства
и рынка по отдельным товарам и товарным
группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности
отечественной продукции. У этой проблемы
две стороны: сельскохозяйственные товаропроизводители
и потребители, интересы которых далеко
не всегда и не во всем совпадают с интересами
отечественных товаропроизводителей.
Это означает, что характер и уровень аграрного
протекционизма должны носить компромиссный
характер, являясь результатом учета многих
разнонаправленных сил.
В будущем представляется вполне
реальным повышение экспортных возможностей
аграрного сектора России. В частности,
перспективным ресурсом для экспорта
может стать зерновое хозяйство. Во внешнеэкономических
связях АПК необходимо соблюдение пропорций,
сочетание протекционизма, свободной
торговли и сотрудничества.
Что касается крестьянских
(фермерских) хозяйств, основной задачей
на ближайшие годы становится не столько
создание новых хозяйств, сколько повышение
устойчивости и подготовка условий для
их последующего роста и развития. Видимо,
в течение ряда лет процессы формирования
новых крестьянских хозяйств и их ликвидации
будут протекать относительно вяло, и
уравновешивать друг друга. Многое здесь
будет зависеть от аграрной политики и
бюджетных возможностей.
Особым направлением любого
аграрного реформирования, его центральным
звеном является земельная реформа. Земельные
преобразования призваны обеспечить рациональное
использование и охрану земель как важнейшего
природного ресурса, создание условий
для воспроизводства и повышения плодородия
почвы, равноправное развитие различных
форм хозяйствования на земле. В земельной
политике государства особое место надлежит
уделять развитию арендных отношений,
которые позволяют наиболее простым способом
и в относительно короткие сроки оптимизировать
соотношение между землей, производственными
фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить
процесс концентрации земли в пределах,
необходимых для эффективного хозяйствования.
Для того, чтобы предотвратить
возможные негативные последствия расширения
оборота земли, необходимо законодательно
закрепить положения о праве приобретения
сельхозугодий только лицами, обязавшимися
использовать землю для сельскохозяйственного
производства, к тому же имеющими специальное
образование, опыт практической работы
в сельском хозяйстве, а также зафиксировать
право изъятия неиспользуемых сельхозугодий
у их собственников с передачей земель
в резервные фонды государства или органам
сельского самоуправления.
В этой связи, наряду с разработкой
новых законов, представляется необходимым
осуществить в ближайшее время инвентаризацию
аграрного законодательства, устранив
в нем противоречивые нормы, а также неопределенность
и половинчатость (следствие компромиссов
между отдельными звеньями власти, прежде
всего между парламентом, правительством
и президентом, между федеральной властью
и регионами), обеспечить относительную
устойчивость законов и контроль за их
исполнением. Должны быть ускорены подготовка
и принятие базовых законопроектов, определяющих
ход аграрного реформирования. И первый
шаг в этом направлении уже сделан. Связан
он с принятием долгожданного Земельного
кодекса, призванного законодательно
регулировать обозначенные выше проблемы.
Заключение
Кризис, в котором оказался
агропромышленный комплекс России, к настоящему
моменту приобрел затяжной характер. Долгое
время казалось, что все принимаемые правительством
меры по преодолению тяжелой ситуации
в сельском хозяйстве носят бессистемный
и половинчатый характер.
Таким образом, развитию аграрного
сектора России препятствует огромная
масса факторов. Из-за их многочисленности
и непреодолимости у аграриев складывается
впечатление, что они создаются преднамеренно.
Практически все эти факторы являются
следствием невыполнения в должной мере
государством своих функций в области
экономики. Пока руководство страны не
осознает этого и не сделает соответствующие
шаги, сельское хозяйство страны не станет
конкурентоспособным. Давно настала пора,
чтобы органы власти на всех уровнях, в
соответствии со своими прямыми обязанностями,
не мешали, а помогали, образно говоря,
«молились на каждого, кто способен создать
хотя бы одно рабочее место на селе». Только
тогда возродятся многострадальное сельское
хозяйство страны и вся Россия.
Ответственное осознание реального
положения и очевидных перспектив развития
АПК определяет вывод: стране необходима
не новая аграрная политика, а научно обоснованное
приведение проводимой политики в соответствие
с реалиями переходного периода. Нужна
тщательно проработанная система финансово-инвестиционных,
материально-технических и организационно-управленческих
мер и мероприятий, избирательно осуществляемых
или поддерживаемых государством особенно
по отношению к тем предприятиям и организациям
АПК, которые показали свою устойчивость
в кризисных условиях.
В современных условиях развития
земельной реформы в аграрной сфере на
первый план выдвигаются проблемы совершенствования
экономического регулирования земельных
отношений и формирования земельного
рынка. К сожалению, несмотря на принятие
Земельного кодекса, эти вопросы в силу
политических разногласий еще не разрешены
окончательно на федеральном уровне. Представляется,
что этот аспект совершенствования государственной
политики в аграрной области окончательно
разрешит существующий в нашей стране
перманентный аграрный кризис.
Список используемой
литературы
Агирбов Ю.И. Аграрная реформа и сельскохозяйственный кризис в России (современное состояние и перспективы) // Аграрная наука. 2008. №7. С. 3 – 5
Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред.
от 02.02.2006) "О приоритетном обеспечении
агропромышленного комплекса материально-техническими
ресурсами"[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/.
Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. // Экономист. №9. 2008. С. 88 - 92.
Офицальный сайт Министерства сельского хозяйства [Электронный ресурс] URL: http://mcx.ru/.
Войтов А.Г. Экономика. Общий
курс. - М., 2007.
Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист. №6. 2006. С. 90 - 93.
«Стратегия развития сельскохозяйственного
машиностроения России до 2020 года» // Интернет-Портал
Правительства РФ. [Электронный ресурс]
URL: http://government.ru.