Статистика использования машинно-тракторного парка
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является анализ агропромышленного комплекса в России: предпосылки и условия преодоления кризиса. Основными задачами исследования являются: 1) Определение агропромышленного комплекса в России; 2) Изучение причин и предпосылки современного аграрного кризиса в России; 3) разработка направлений для выхода из аграрного кризиса в России.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………….. 3 Современная ситуация в агропромышленном комплексе………………. 4 Особенности сельского хозяйства…………………………………………………7 Основные направления аграрной политики……………………………….11 Размещение отраслей сельского хозяйства …………………………….…….…14 Факторы размещения отраслей сельского хозяйства………………...16 Причины современного аграрного кризиса в России и условия его преодоления……………………………………………………………………………………….17 Основные направления выхода России из кризиса…………………………..20 Заключение……………………………………………………………………………………………….23 Список использованных источников……………………………………………………….24
Для размещения сельского хозяйства
также чрезвычайно важны социально-демографические
факторы. Население является основным
потребителем сельскохозяйственной продукции,
поэтому существуют региональные особенности
структуры потребления данной продукции.
На специализацию сельского хозяйства
влияет соотношение между городским и
сельским населением. Кроме того, население
обеспечивает воспроизводство трудовых
ресурсов для отрасли. В зависимости от
обеспеченности трудовыми ресурсами (с
учетом трудовых навыков населения) развивается
то или иное производство сельскохозяйственной
продукции, характеризующееся неодинаковой
трудоемкостью. Наиболее трудоемкими
считаются производства: овощей, картофеля,
сахарной свеклы и других технических
культур, некоторые отрасли животноводства.
Использование специализированных квалифицированных
кадров способствует росту производительности
труда, уменьшению затрат труда на производство
данной продукции. Повышенная миграция
населения в ряде регионов в настоящее
время ограничивает производство трудоемких
видов продукции. Важным фактором размещения
и специализации являются также интересы
местного населения, которые в прошлом
недостаточно учитывались и которые в
ряде случаев существенно ограничивают
возможность производства на вывоз многих
видов продукции, ранее определявшиеся
плановыми объемами поставок в общесоюзный
фонд.
2.1 К наиболее существенным
экономическим факторам размещения и
специализации сельского хозяйства можно
отнести:
1. Местоположение хозяйств
по отношению к рынкам. Положение сельскохозяйственных
предприятий относительно рынков сбыта.
Производство малотранспортабельной
сельскохозяйственной продукции концентрируется
вблизи массового потребителя (районов
сосредоточения населения). Крупные города,
агломерации и урбанизированные районы
способствуют развитию пригородного направления
специализации сельского хозяйства (выпуск
скоропортящейся и массовой сельскохозяйственной
продукции).
2. Размещение перерабатывающих
предприятий, что зачастую обусловливает
характер специализации и уровень
концентрации сельскохозяйственного
производства. Так, предприятия консервной
промышленности сосредоточивают
вблизи овощеводство, плодоводство,
скотоводство молочного или мясного
направлений, а сахарные заводы -
посевы сахарной свеклы и т.
д.
3. Характер развития транспорта,
прежде всего, автомобильного, обеспеченность
территории дорогами с твердым покрытием.
Характер и состояние путей
сообщения также оказывают прямое влияние.
Производство продукции, которую легко
перевозить, можно концентрировать в местах,
где оно наиболее эффективно. Возможность
перевозить продукцию в больших объемах
также вызывает удешевление перевозок.
4. Уже созданный производственный
потенциал сельского хозяйства:
наличие мелиорированных земель,
поголовье продуктивного скота,
сооружения сельскохозяйственного
назначения, производственные постройки
и пр.
5. Площадь сельскохозяйственных
угодий, их структура: размер пашни
и сельхозугодий на душу населения.
6. Экономическая эффективность
сельскохозяйственного производства,
определяемая системой показателей,
основными из которых являются:
выход продукции сельского хозяйства
и валовой доход на единицу
земельной площади и единицу
материальных и трудовых затрат,
прибыльность производства. Следует
отметить, что на экономическую
эффективность оказывает влияние
совокупность всех рассматриваемых
факторов размещения и специализации
сельского хозяйства.
7. Особенности и стабильность
межрегиональных связей по продукции
сельского хозяйства. Возможность
закупок продукции сельского
хозяйства, их гарантированность
создают базу для развития
в отдельных регионах только
тех отраслей сельского хозяйства,
для которых имеются наиболее
благоприятные условия. Разумеется,
при этом принимаются в расчет
затраты на закупки необходимой
сельхозпродукции, ее транспортировку
в сравнении с затратами на
ее производство в данном регионе.
8. Насыщенность территории
основными производственными фондами,
состоящими из технических (машины,
сельскохозяйственная техника и
др.) и инфраструктурных (хранилища,
производственные постройки, сооружения
сельскохозяйственного назначения,
системы энерго- и водоснабжения и др.)
элементов.
3. Причины современного
аграрного кризиса в России
и условия его преодоления
За период реформирования агропромышленного
комплекса экономика и финансовое состояние
сельскохозяйственных организаций и предприятий
оказались в крайне тяжелом положении.
Однако, и к началу 2011 г. не определены
конкретные направления, которые обеспечили
бы выход агропромышленного комплекса
из кризисного финансового состояния.
Из года в год увеличивающаяся кредиторская
задолженность, почти в семь раз превышающая
дебиторскую, не позволяет сельхозпредприятиям
осуществлять повседневную хозяйственную
деятельность. Абсолютное большинство
сельскохозяйственных товаропроизводителей
не имеет собственных средств для осуществления
инвестиционной и текущей деятельности.
Таким образом, даже при благоприятных
природных и экономических условиях сельское
хозяйство не сможет без помощи государства
стабилизировать и расширить производство
своей продукции. Убыточность, полностью
расстроенные финансы, изношенная материально-техническая
база сделали большую часть крупных сельскохозяйственных
предприятий неэффективными. Половина
крестьянских (фермерских) хозяйств убыточны,
а их показатели эффективности даже ниже,
чем у сельскохозяйственных предприятий.
При таком состоянии аграрный сектор не
только не обеспечит продовольственную
независимость страны, но и не сможет в
будущем существовать как экономическая
система.
За последние несколько лет,
благодаря некоторому усилению внимания
к сельхозтоваропроизводителям со стороны
государства, удалось в некоторой мере
стабилизировать ситуацию в отрасли. Так,
по данным МСХ РФ с 2011 года по 2013 год доля
прибыльных сельскохозяйственных организаций
выросла на 4% (с 54% до 58%). Однако численность
этих хозяйств снизилась на 3% или 501 единицу
(с 16 041 до 15 540).
Согласно данным бухгалтерских
отчетов, за период с 2011 г. по 2013 г. прибыль
сельскохозяйственных организаций до
налогообложения с учетом субсидий выросла
на 45% (с 23 922 млн. руб. до 34 778 млн. руб.). В
то же время уровень общей рентабельности
уменьшился с 8,8% до 7,6%. Вызвано это тем,
что убытки в убыточных хозяйствах росли
быстрее, чем прибыль в прибыльных хозяйствах.
По данным бухгалтерских отчетов
с 2011 по 2014 гг. количество сельскохозяйственных
организаций сократилось на 11% (с 29 696 до
26 579). Казалось бы, что данный процесс должен
сопровождаться увеличением посевной
площади в расчете на одно хозяйство. Однако
по данным МСХ РФ в 2011 году в среднем на
1 сельскохозяйственную организацию приходилось
2,4 тыс. га посевов. В 2014 году величина этого
показателя снизилась до 2,3 тыс. га, то
есть на 4%. Это означает, что экономика
подавляющего большинства прибыльных
хозяйств не настолько крепка, чтобы сохранить
или увеличить обрабатываемые площади
за счет присоединения земель обанкротившихся
хозяйств. Суммарное уменьшение посевных
площадей сельхозпредприятий за этот
небольшой период времени достигло огромных
размеров - 11 656 тыс. га (с 72 128 тыс. га до
60 472 тыс. га) или 16%, что является следствием
и показателем снижения ресурсного потенциала
отрасли.
В связи с уменьшением количества
хозяйств, высокими темпами шел рост кредиторской
задолженности в расчете на одну сельхозорганизацию.
Если в 2011 году в среднем на одно хозяйство
приходилось долгов на сумму 9 482 тыс. руб.,
то в 2014 году они достигли огромной величины
- 16 487 тыс. руб., то есть выросли на 73%.
Безусловно, неудовлетворительное
состояние экономики аграрного сектора
во многом связано с быстрым ростом цен
на технику, оборудование, ГСМ и др. ресурсы
(за последние 5 лет среднегодовые темпы
их увеличения составили около 15%). В результате,
к примеру, при производстве пшеницы на
возмещение затрат на 1 га в 2012 году уходило
8-10 ц зерна, а к 2014 году эти затраты выросли
почти в 2 раза. В этих условиях становится
весьма проблематичным устойчивое функционирование
даже экономически крепких хозяйств. Вступление
России в ВТО, судя по всему, еще в большей
мере усложнит ситуацию в отрасли.
Нельзя сказать, что органы
государственного управления не принимают
меры, направленные на преодоление кризиса
в аграрном секторе. Так, в 2002 году приняты
ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных
товаропроизводителей» и ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», в 2003 году - Указ Президента
РФ «О дополнительных мерах по улучшению
финансового состояния сельскохозяйственных
товаропроизводителей» №784, в 2006 году
- ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
№264 и т.д. Однако эти и другие меры не дали
желаемого результата, так как они не рассчитаны
на выживание и эффективное функционирование
сельскохозяйственных формирований, возглавляемых
руководителями средних способностей.
Без этого, как показывает опыт, в любой
стране в аграрном секторе наступает кризис.
В целом, сложившаяся ситуация
свидетельствует о необходимости коренной
перестройки аграрной политики России.
Практика показала, что меры косметического
характера, вытекающие из курса минимизации
роли государства в экономике, на которые
в период реформ делалась ставка, не способны
обеспечить выход из кризиса, а также высокую
эффективность и конкурентоспособность
отрасли. Об этом убедительно свидетельствует
общемировая тенденция усиления роли
государства в развитии аграрного сектора.
На разрушение агропромышленного
производства в период кризиса повлиял
целый комплекс причин, поэтому и рассматривать
их следует во взаимосвязи. Наряду с уже
обозначенными назовем еще не менее важные
причины деградации сельского хозяйства.
1. Аграрные реформы проводились
при отсутствии комплексного, научно
обоснованного с учетом российской
действительности системного подхода
и программы.
2. Диспаритет цен между стоимостью
сельскохозяйственной продукции и стоимостью
ресурсов, необходимых для производства
этой продукции, привел к резкому уменьшению
собственных оборотных средств сельхозтоваропроизводителей
и лишил возможности вести не только расширенное,
но и простое производство.
3. Разрыв хозяйственных
связей между сельхозтоваропроизводителями
и переработчиками сельскохозяйственного
сырья, приведший к монополизации перерабатывающих
предприятий.
4. Негативно на развитии
агропромышленного комплекса в
начале проведения реформ отразились
дискриминационная политика государства
в отношении крупных сельхозтоваропроизводителей
и переключение средств государственной
поддержки с крупного сельскохозяйственного
производства на индивидуального мелкотоварного
фермера.
5. Ухудшение социальных
условий жизни на селе. Проблемы
кадрового обеспечения сельского
хозяйства.
4. Основные направления
выхода России из кризиса
Исследования показывают, что
процесс развития или отставания экономики,
в том числе аграрного сектора, не случаен,
а определяется, качеством системы государственного
управления. Неудовлетворительное состояние
экономики отрасли является следствием
того, что данная система не влияет на
ситуацию, строится на административных,
административно-репрессивных или репрессивно-экономических
методах управления. Нынешняя реформа
базируется на репрессивно-экономических
методах.
Цель государственного управления
в области экономики - создание условий
для эффективного функционирования предприятий
национального хозяйства. В частности,
состояние аграрного сектора зависит
от того, насколько обоснованными будут
отношения между государством и хозяйственными
формированиями отрасли. Если государство
качественно решает эту задачу, то не менее
85-90% из них работает эффективно. В России
же около 80% сельхозпредприятий - базовых
формирований отрасли - в той или иной
мере обладают признаками банкротства.
Это является убедительным свидетельством
того, что государственная политика в
области аграрного сектора не отвечает
элементарным требованиям рыночной экономики.
Переходный период в аграрной
экономике требует оптимального сочетания
государственного регулирования и рыночных
рычагов. Государственное регулирование
в АПК предполагает преимущественно экономические
методы.
Регулирующая роль государства
особенно важна на нынешнем этапе перехода
к рыночной экономике, когда еще не сформировался
эффективный механизм экономического
регулирования. При этом должны быть приняты
во внимание специфические особенности
аграрного сектора: сезонность производства,
медленный оборот капитала, повышенный
производственный риск, связанный с подверженностью
стихийным силам природы, с тем, что значительная
часть сельскохозяйственных угодий России
находится в зоне рискованного земледелия.