Серьезные последствия может
вызвать большая разномарочность закупаемой
импортной техники: тракторы приобретаются
у 12 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны
- у 8 (96 моделей). Это создает определенные
трудности в обеспечении запчастями, в
работе предприятий по сервисному обслуживанию
и предъявляет новые требования к квалификации
сервисных специалистов.
Главным конкурентным преимуществом
российской сельхозтехники остается низкая
стоимость владения. С ростом технологичности,
развитием модельного ряда в некоторых
сегментах цена приближается к уровню
зарубежных конкурентов. И при этом уступает
по потребительским характеристикам ввиду
недостаточного уровня инвестиций в модернизацию
производства, НИОКР, подготовку кадров
и пр.
Ключевые тенденции в современном
сельхозмашиностроении - создание конструкций
машин, позволяющих применять высокоэффективные
интенсивные технологии, значительно
увеличивать производительность труда,
создавать благоприятные условия для
растениеводства, повышать урожайность
сельскохозяйственных культур и продуктивность
животных, сокращать потери при посеве,
внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать
экологическую безопасность и безопасные
условия труда.
- Особенности сельского
хозяйства
Объем производства продукции
сельского хозяйства в РФ в 2012 году в сопоставимых
ценах снизился, по данным, на 5,35% по сравнению
с предыдущим годом, следует из сообщения
Минсельхоза РФ Офицальный сайт Министерства
сельского хозяйства.
Производство продукции растениеводства
сократилось на 15%, в то же время выпуск
продукции животноводства увеличился
на 4,3%. Как поясняет ведомство, снижение
показателя вызвано в первую очередь тяжелыми
климатическими условиями во время всего
аграрного сезона 2012 г. в большинстве российских
регионов. В фактических ценах объем производства
продукции сельского хозяйства в 2012 г.составил
3,37 трл. рублей. На растениеводство пришлось
1,643 трл. рублей, на животноводство 1,727
трл. рублей. Валовой сбор зерновых и зернобобовых
культур после доработки снизился на 25%
и составил 70,676 млн.тонн. В том числе урожай
пшеницы сократился на 32,9% - до 37,7 млн. тонн.
Производство скота и птицы
на убой в живом весе, по предварительным
оценкам, в минувшем году увеличилось
на 6,8% - до 11,7 млн.тонн, производство молока
- на 1%, до 32 млн. тонн, производство яиц
- на 2,4%, до 42,1 млрд. штук.
Поголовье крупного рогатого
скота в общем, на 1 января 2013 г. составило
20,1 млн. голов, что на 0,1% ниже с аналогичной
датой прошлого года, при этом поголовье
коров увеличилось на 0,5% -- до 9 миллионов.
Поголовье свиней выросло на 7,7%, до 18,6
миллиона голов, овец и коз -- на 6,5%, до 24,4
миллиона голов, птицы в сельхозпредприятиях
-- на 5,9%, до 390,8 миллиона голов.
В 2011 г. объем сельхозпроизводства
в РФ вырос на 22,1% при показателе 4,1%. При
этом в растениеводстве рост - 47,2% при показателе
3,1%, а в животноводстве - 1,5% при целевом
показателе 5,1%. Увеличение производства
обусловлено ростом объемов растениеводства
и рекордными сборами по сахарной свекле,
подсолнечнику, сое и рапсу.
Замедление темпов в 2012 г. связано
с высокими темпами прироста производства
отдельных видов продукции при благоприятных
погодных условиях в 2011 г., и с возможным
сокращением посевных площадей подсолнечника
и сахарной свеклы.
«Сегодня объемы инвестиций,
которые идут в сельское хозяйство, больше
тех, что направляются в электроэнергетику,
- 13 млрд. долларов ежегодно, - поэтому,
правительство РФ рассчитывает, что рост
в сельском хозяйстве продолжится, а присоединение
к ВТО, которое вызывает беспокойство,
на самом деле будет скорее плюсом для
отрасли», - считает А.Р. Белоусов, министр
экономического развития РФ. По словам
Белоусова, условия присоединения позволяют
России не только не уменьшать, но и наращивать
объемы помощи сельскому хозяйству до
9 млрд. долларов ежегодно.
Рассмотрим вкратце отрасли
по промышленной переработке и сбыту сельхозсырья
и продовольствия.
За период перехода России к
рыночной модели экономики в стране сформировались
несколько развивающихся предприятий,
успешно конкурирующих на внутреннем
продовольственном рынке, активно привлекающих
капитал для своего развития. Сейчас в
отраслях по переработке и сбыту, особенно
в отраслях пищевой и перерабатывающей
промышленности, наметились положительные
тенденции к стабилизации и росту производства
продукции (колбасные, кондитерские изделия;
масло растительное и животное; цельномолочная
и макаронная продукция; сыры жирные; продукты
детского питания; консервы: мясные, молочные
и плодоовощные и др.).
Пищевая промышленность лидирует
сейчас в структуре промышленного производства,
занимая долю в 11,5% и, наравне с металлургической
и топливной промышленностью, является
лидером по производству продуктов. Индекс
производства пищевых продуктов ежегодно
составлял 106 - 107% (за 2010 г. - 105,4%).
Организациями пищевой и перерабатывающей
промышленности в 2010 г. было отгружено
продукции на сумму 3117 млрд. рублей, или
на 10,5 % больше, чем в 2009 г. Так, работа организаций,
обеспечившая в 2010 г. получение прибыли
в размере 174,4 млрд. рублей, или на 15 % больше,
чем в 2009 г., позволила перечислить в бюджетную
систему страны 476,6 млрд. рублей (прирост
- 32,9 %), уровень рентабельности - 12,2 %.
С ростом доходов населения
увеличивается спрос на мясную, молочную
и рыбную продукцию. Однако, удовлетворяется
он не в полной мере. Среднедушевое потребление
таких важнейших продуктов, как мясо и
мясопродукты, молоко и молокопродукты,
рыба и рыбопродукты, яйцо, остается ниже
рекомендуемых медицинских норм потребления.
Спрос на продукцию отраслей, вырабатывающих
социально значимые пищевые продукты:
мукомольно-крупяная, хлебопекарная, молочная,
мясная, сахарная, масложировая имеет
устойчивый характер. Этот фактор предопределяет
развитие сырьевой базы для отраслей и
приток инвестиций в модернизацию технологической
базы предприятий.
В 2020 г. производство пищевых
продуктов должно увеличиться в 1,4 раза
при среднегодовом темпе прироста 3,5 -
5 % к уровню 2010 г. При этом предполагаются
более высокие темпы прироста мяса и мясопродуктов,
отдельных секторов молокопродуктов,
сахара, крахмалопродуктов и плодоовощной
продукции. Коэффициент использования
производственных мощностей должен достигнуть
85 процентов Стратегия развития пищевой
и перерабатывающей промышленности РФ
на период до 2020 г. (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р).
В настоящее время государственная
поддержка предприятий пищевой промышленности
осуществляется в соответствии с ФЗ «О
федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый
период 2012 и 2013 г.». Госпрограммой и постановлением
Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 90 предусмотрено
предоставление субсидий предприятиям
пищевой и перерабатывающей промышленности
из федерального бюджета на возмещение
части затрат на уплату процентов по кредитам,
полученным на: закупку отечественного
сырья для первичной и промышленной переработки;
строительство, реконструкцию хранилищ
пунктов по приемке или первичной переработке
животных и молока, включая холодильную
обработку и хранение мясной и молочной
продукции; строительство объектов переработки
высокопротеиновых культур; приобретение
технологического оборудования для осуществления
первичной переработки сельскохозяйственных
животных и молока; приобретение оборудования
для холодильной обработки и хранения
мясной и молочной промышленности при
первичной переработке сельхозсырья;
приобретение оборудования для первичной
переработки льносырья и полной переработки
отходов спиртового производства; строительство,
реконструкцию и модернизацию сахарных
заводов.
И, кроме того, реализация Стратегии
на среднесрочную перспективу (2013 - 2016
гг.) предусматривает модернизацию основных
производственных фондов 400 рыбоперерабатывающих
организаций.
Однозначно, что пищевая и перерабатывающая
промышленность остается привлекательной
в плане инвестиций для российского и
иностранного бизнеса, что демонстрирует
динамика объемов инвестиционных вложений
в модернизацию, которые за 2005 - 2010 гг. составили
905,7 млрд. рублей.
Резюмируя, следует обобщить
полученные данные.
Рассмотрев область машинно-технологических
ресурсов, становится ясно, что они в современном
сельском хозяйстве используются недостаточно.
Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного
машиностроения в ВВП России сегодня составляет
0,08%. Столь низкая доля объясняется рядом
причин - нестабильной экономической и
производственной ситуацией предприятий
отрасли и агропромышленного комплекса
в целом. Низкая платежеспособность российских
крестьян ведет к снижению продаж отечественными
заводами необходимой техники и оборудования.
Конкурентным преимуществом
российской сельхозтехники остается низкая
стоимость владения.
Производство продукции растениеводства
в последний отчетный год сократилось
на 15%, в то же время выпуск продукции животноводства
увеличился на 4,3%. Снижение показателя
вызвано в первую очередь тяжелыми климатическими
условиями во время всего аграрного сезона
2012 года в большинстве российских регионов.
Поголовье крупного рогатого
скота в хозяйствах всех категорий на
1 января 2013 года составило 20,1 миллиона
голов, что на 0,1% ниже по сравнению с аналогичной
датой прошлого года, при этом поголовье
коров увеличилось на 0,5% -- до 9 миллионов.
Замедление темпов в 2012 г. связано,
во-первых, с высокими темпами прироста
производства отдельных видов сельхозпродукции
при сложившихся благоприятных погодных
условиях в 2011 г., а во-вторых, с возможным
сокращением посевных площадей подсолнечника
и сахарной свеклы.
Отрадно то, что пищевая промышленность
сохраняет лидирующее положение, занимая
долю в 11,5% и, наравне с металлургическим
производством и топливной промышленностью,
являясь лидером по производству продовольственных
продуктов.
Итак, для нивелирования негативного
эффекта для сельского хозяйства необходимо
реализовать меры, преимущественно связанные
с переводом нынешних форм поддержки в
те, которые соответствуют требованиям
ВТО.
1.2 Основные направления
аграрной политики
Основным направлением аграрной
политики государства определено регулирование
рынков: продовольственного, земельного,
ресурсного. Однако в названных документах
не отражены конкретные меры по восстановлению
непосредственно сельскохозяйственного
производства, состояние которого определяет
уровень развития всего агропромышленного
комплекса. Приоритетность государственной
поддержки сельского хозяйства подтверждает
многолетний зарубежный опыт. Одно лишь
регулирование рынка не способно обеспечить
решение главной задачи аграрной политики
– восстановления производства. Тем более,
что разрушенное российское сельское
хозяйство требует более радикальных
и активных мер со стороны государства.
Ведь речь идет о восстановлении производства
во многих случаях почти с нуля. В указанных
документах в качестве главной причины
финансового кризиса сельского хозяйства
назван диспаритет цен, однако конкретных
мер для его преодоления не предложено.
Не определены меры, которые намерено
предпринять государство по восстановлению
материально-технической базы АПК. Сказано
лишь, что «одним из важнейших направлений
кредитной политики государства будет
привлечение частных инвестиций в АПК».
Как известно, на трех четвертях пашни
России частный инвестор не только не
может получить средний уровень прибыли,
но и вообще не обеспечивает окупаемость
вложенных средств. В то же время, если
доходность коммерческих структур снова
будет достигаться «за счет общего бюджетного
финансирования АПК», то это будет их очередное
финансирование за счет сельхозтоваропроизводителя.
Основные направления агропродовольственной
политики провозглашают приоритет агропромышленного
комплекса, но это не находит подтверждения
в мерах, определенных Правительством
Российской Федерации. Заслуживает
внимание предложение по разграничению
сфер ответственности федеральных, региональных
и муниципальных органов АПК и их взаимодействию
в решении задач унификации поддержки
на региональном и федеральном уровнях;
изменению концепции льготного кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
которое заключается в субсидировании
процентной ставки в коммерческих банках;
а также необходимость проведения финансового
оздоровления сельскохозяйственных предприятий.
Заслуживает поддержки и демонополизация
лизинговой деятельности, при которой
использование средств из государственного
лизингового фонда будет производиться
при обязательном привлечении дополнительных
частных финансовых ресурсов и отборе
операторов на конкурсной основе. В
рамках существующей государственной
поддержки будут сохранены федеральные
фонды семян, ветеринарных резервов, средств
защиты растений. Сохранится сезонное
кредитование сельхозпроизводителей,
поддержка лизинговых программ, страхования.
Однако, как показывает анализ состояния
агропромышленного комплекса, реализация
только названных выше мероприятий не
сможет стабилизировать положение и обеспечить
выход из состояния деградации. В документах
Правительства Российской Федерации декларируется
тезис о необходимости выделения средств
только эффективно работающим хозяйствам.
Практически государственные кредиты,
средства лизингового фонда и другие инвестиции
направляются преимущественно в экономически
сильные хозяйства, способные обеспечить
их возврат. Уровень дотаций на животноводческую
продукцию в регионах, как правило, дифференцируется
в зависимости от уровня продуктивности
животных. Минеральные удобрения приобретают
(и пользуются дотациями на них) также
экономически более развитые предприятия.
Однако потенциал роста производства
во многих из этих хозяйств ограничен,
и дальнейшее повышение объемов производства
требует значительных инвестиций.
Для вывода сельскохозяйственного производства
хотя бы на дореформенный уровень следует
основное внимание обратить на рост производства
в средних хозяйствах и хозяйствах, которые
при незначительной помощи могут восстановить
производство продукции. Первоочередная
задача, которая стоит перед государством,
– это обеспечение продовольственной
безопасности. Продовольственная безопасность
как составная часть национальной безопасности
призвана гарантировать населению удовлетворение
потребности в продовольствии. Необходимым
условием продовольственной безопасности
страны является продовольственная независимость,
под которой понимается удовлетворение
основной части потребности населения
в продуктах питания за счет внутреннего
производства. По международным критериям
продовольственная независимость достигается
при 80-процентном потреблении отечественного
продовольствия в общем потреблении в
стране, исходя из рациональных норм питания.
В документах Правительства Российской
Федерации отмечается, что в ближайшее
десятилетие Россия может за счет собственного
производства полностью обеспечить внутреннее
потребление таких продуктов, как птица,
яйцо, молоко и молочные продукты, овощная
продукция, лен. Однако при этом не
определены конкретные меры. Сказано лишь,
что необходимо принять меры по формированию
специализированных зон этой продукции
и «разумного торгового протекционизма»,
не допускающего демпинга на внутреннем
рынке со стороны зарубежных импортеров
и недобросовестную конкуренцию. Элементарные
расчеты показывают, что даже при частичном
восстановлении животноводства в стране
остро станет проблема обеспечения его
комбикормами, основным компонентом которых
является зерно. Несмотря на это, в Правительстве
Российской Федерации задерживается принятие
целевой программы по зерну. Не определены
меры по восстановлению производства
льна – основной товарной культуры для
многих регионов Нечерноземья и Сибири.
Восстановление сельскохозяйственного
производства хотя бы до уровня начала
90-х годов требует решения целого комплекса
проблем, накопившихся за прошедшие годы.
Только комплексное их решение с мобилизацией
на эти цели значительных материально-технических
и финансовых средств может дать необходимый
результат. Для этого следует осуществить
полную инвентаризацию и реструктуризацию
кредиторской задолженности сельских
товаропроизводителей по платежам в бюджет,
государственные внебюджетные фонды,
поставщикам различной продукции и ресурсов.
При этом необходимо рассмотреть финансовое
состояние каждого конкретного сельхозтоваропроизводителя
и, самое главное, установить причины образования
задолженности. Анализируя задолженность,
следует учесть, что значительные ее объемы
образовались по причинам, не зависящим
от сельхозтоваропроизводителей, и вызваны
определенными действиями государства.
Объективный анализ потерь, которые понесло
сельское хозяйство, дает право сельхозтоваропроизводителям
претендовать на компенсацию государством
нанесенного ущерба, последствия которого
в значительной мере привели к деградации
экономики агропромышленного комплекса.
Учитывая указанные причины, следствием
которых явилось значительное ухудшение
финансового положения сельхозпроизводителей,
следует при рассмотрении кредиторской
задолженности конкретных сельхозтоваропроизводителей
списать пени и штрафы, а также задолженность
перед бюджетами всех уровней на ту часть
ущерба, которую они понесли по вине государства.
Особое значение для дальнейшего развития
сельского хозяйства имеет восстановление
его технической оснащенности и энерговооруженности,
решение проблемы восстановления плодородия
почвы и устранения последствий ее деградации,
создание благоприятных условий для внедрения
научно-технического прогресса и передовых
технологий. Отказ от государственного
регулирования АПК является одной из главных
причин деградации сельскохозяйственного
производства и неэффективности аграрной
реформы. Уровень государственной поддержки
сельского хозяйства России несопоставим
со странами с развитой рыночной экономикой.
Вследствие значительного снижения за
последние годы среднедушевого уровня
питания в стране имеются высокие потенциальные
возможности спроса на продовольствие
при росте реальных доходов и при стабилизации
цен, что может стимулировать увеличение
производства и рост его эффективности.
Вышеназванные обстоятельства также диктуют
необходимость признать восстановление
сельского хозяйства приоритетным не
только для АПК, но и для всей экономики
страны. Сельское хозяйство как системообразующий
сегмент экономики способен стать катализатором
общего экономического роста. Вложения
в сельское хозяйство могут вызвать увеличение
спроса на продукцию в других, связанных
с ним отраслях. Необходимые предпосылки
для этого имеются. Сохранились предприятия
сельскохозяйственного машиностроения,
есть высокий невостребованный научно-технический
потенциал и интенсивные технологии, производится
достаточное количество минеральных удобрений.
2. Размещение отраслей
сельского хозяйства
На размещение и специализацию
отраслей сельского хозяйства оказывают
влияние природные и социально - экономические
факторы, при этом преобладающее влияние
имеет первая группа факторов. Сельскохозяйственные
культуры для своего возделывания нуждаются
в определенных природных условиях. Продолжительность
вегетационного периода, требовательность
к теплу, свету и качеству почв у сельскохозяйственных
культур различны, в связи с чем неодинаковы
границы их распространения. На размещение
отраслей животноводства влияние природных
факторов проявляется через кормовую
базу.
Основные природные факторы
размещения отраслей сельского хозяйства
- качество почв, продолжительность безморозного
периода, сумма активных температур (обеспеченность
теплом), суммарная солнечная радиация
(обеспеченность светом), условия увлажнения,
количество осадков, обеспеченность водными
ресурсами, рельефные условия местности
и др.
Природные факторы в наибольшей
степени влияют на размещение отраслей
растениеводства.
Из отраслей животноводства
от природных условий наиболее зависимо
пастбищное животноводство (некоторые
направления овцеводства, скотоводства,
а также оленеводство, коневодство и др.).
Развитие его отраслей зависит от наличия
пастбищ, их размеров, состава растительности
и продолжительности их использования.
Важной особенностью сельскохозяйственного
производства является сезонность, что
приводит к неравномерному использованию
рабочей силы в течение года, ставит сельское
хозяйство в зависимость от природных
условий производства, вызывает неравномерное
поступление продукции и денежных доходов
на протяжении года. Особенность сельского
хозяйства состоит и в том, что оно носит
биологический характер, т.е. в качестве
средств производства здесь выступают
растения и животные.
Важнейшими природными факторами
размещения и специализации сельского
хозяйства являются следующие: качество
почв; продолжительность безморозного
периода, сумма активных температур (обеспеченность
теплом); суммарная солнечная радиация
(обеспеченность светом); условия увлажнения,
количество осадков; вероятность повторяемости
неблагоприятных метеорологических условий
(засуха, заморозки, ветровая и водная
эрозия); обеспеченность водными ресурсами;
топографические условия местности и
др. В большей степени природные факторы
влияют на размещение отраслей растениеводства,
причем в неодинаковой степени, определяя
ареалы их возделывания. Для ряда культур
(преимущественно теплолюбивых) эти ареалы
чрезвычайно ограничены, например, винограда,
чая, цитрусовых и др.; для других – гораздо
шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля
и др.). На размещение животноводства природные
факторы оказывают менее существенное
воздействие, проявляясь через кормовую
базу. Наиболее зависимым от природно-климатических
условий является пастбищное животноводство
(некоторые направления овцеводства, скотоводства;
оленеводство, коневодство и др.). Здесь
можно выделить такие факторы, как наличие
пастбищ, их размеры, состав растительности
и продолжительность периода их использования.