Статистическое наблюдение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.
Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа

Оглавление

Введение…………………………………………………….......3
Глава 1. План статистического наблюдения……………....5
1.1 Понятие единицы наблюдения…………………….5
1.2 Программа и бланки наблюдения………………….7
1.3 Источники статистической информации………….13
Глава 2. Методы контроля данных наблюдения……………..20
2.1 Понятие об ошибках наблюдения ……………………20
2.2. Способы выявления и исправности ошибок………….21
Заключение……………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая статистика.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

формуляра  образца,  основные  реквизиты,  правила  их  расположения и

требования к  бланкам.

     2.2. Документы,   входящие   в   состав  системы  государственного

статистического  наблюдения,  следует  оформлять  на  бумаге  форматов

А3 (2978х420мм), А4 (210х297мм), А5 (148х210мм), А6 (105х148мм).

     2.3. Размер левого поля на лицевой  стороне должен быть  не  менее

20  мм,  правого   поля - 10 мм.  При печатании документов на оборотной

стороне  листа  размер  левого  поля  должен  соответствовать  размеру

правого   поля   на   лицевой  стороне,  размер  правого  поля  должен

соответствовать  размеру  левого  поля  на  лицевой  стороне.   Размер

верхнего и нижнего поля должен быть не менее 10 мм.

     2.4. Документы,  входящие  в  состав   системы   государственного

статистического   наблюдения,   должны   состоять   из   трех  частей:

заголовочной,  содержательной и  оформительской,  в  пределах  которых

располагаются шесть зон.

     Реквизиты  документа следует располагать  в соответствующих  зонах,

установленных для них на формуляре-образце. Допускается

располагать    реквизиты    параллельно    длинной    стороне    листа

(горизонтальное  расположение) или короткой стороне листа (вертикальное

расположение).

     2.5. В  зоне 1 располагается гриф "Государственное  статистическое

наблюдение"  и   под   ним   текст   о   гарантии   конфиденциальности

представленной  информации получателем информации.

     В  этой же зоне указывается код формы по ОКУД,  а  также  название

организации,  представляющей  информацию,  почтовый адрес организации,

код  организации  по  Общероссийскому  классификатору  предприятий   и

организаций  (ОКПО)  на  основе  данных информационного письма органов

государственной статистики,  выданного при учете  организации  в  ЕГРПО

(ГОСТАР).

     Зона 1 отделяется от других зон  пунктирной  линией  и  отрывается

региональными  органами статистики или другими  получателями информации

в целях сохранения ее конфиденциальности.

     2.6. В  зоне  2  указывают  наименование  документа и период,  за

который  (или  дату,   на   которую)   представляется   статистическая

информация,  располагают  код  формы  государственного статистического

наблюдения   по    общероссийскому    классификатору    управленческой

документации  (ОКУД),  индекс  (номер)  формы  документа и наименование

документа об ее утверждении,  периодичность представления  информации,

наименование  адресов,  в  которые представляется документ и сроки его

представления.

     2.7. В  зоне  3  располагают   кодовые  обозначения постоянных  для

документов реквизитов:  министерства (ведомства) - по  общероссийскому

классификатору  органов  государственной  власти и управления (СООГУ),

территории  -   по   классификатору   административно-территориального

деления,  а  также населенных пунктов (СОАТО),  отрасли экономики - по

классификатору  отраслей народного хозяйства (ОКОНХ),  вид деятельности

(по   мере   внедрения)  -  по  общероссийскому   классификатору  видов

экономической  деятельности,  продукции  и  услуг  (ОКДП),  код   форм

собственности  - на основании классификатора форм собственности (КФС),

код организационно-правовой формы - в соответствии  с  классификатором

организационно-правовых  форм хозяйствующих субъектов (КОПФ),  а также

предусматриваются графы для резервных кодов  и контрольной суммы.

     Коды  проставляет    отчитывающаяся    организация    на    основе

информационного письма органов государственной  статистики,  выданного

при учете организации в ЕГРПО (ГОСТАР).

     Допускается  расположение в этой зоне не  только кодов  реквизитов,

но и их название с указанием по каждому реквизиту  нескольких вариантов

ответа (в виде подсказа).  В этом случае,  организация  -  составитель

документа  нужный код обводит кружком.  Например,  приводится название

нескольких форм собственности и их коды по КФС.  Нужный код  обводится

кружком.

     В  зоне  3  приводят  также   повторно  код  организации   по  ОКПО,

установленный при учете организации в ЕГРПО (ГОСТАР).

     2.8. В зоне 4 располагают  содержательную  часть  документа.  При

этом,  показатели содержательной части статистической отчетности могут

располагаться в виде графо-клеток,  или в  форме  вопросника,  где  все

показатели располагаются  последовательно в порядке очередности.

     2.9. В  зоне  5  указываются   реквизиты   оформительской   части

документа:  должность  лица,  подписывающего документ, личную подпись и

ее расшифровку,  а также фамилия, номер телефона исполнителя документа

и дата его представления.

     2.10. В зоне 6 указывается номер страницы,  начиная со 2-ой, если

бланк - формуляр состоит из нескольких страниц.

     2.11. Реквизиты зон 1 - 3 следует располагать  только  на  лицевой

стороне формы.

     Данные  зоны 4 следует располагать на лицевой  стороне  документа,

допускается  также  располагать их частично или  полностью на оборотной

стороне или  последующих страницах.

     В  документах, состоящих из двух  или более страниц, реквизиты  зоны

5 следует располагать  на последующей странице.

     2.12. Бланки  форм  государственного  статистического  наблюдения

следует изготавливать  в соответствии с формуляром-образцом (приводится

условный  пример составления  формы государственного

статистического наблюдения в соответствии с формуляром-образцом).

     2.13. При наличии свободного места  на бланке допускается печатать

типографским  способом инструктивные указания по заполнению формы.

     2.14. В   целях   повышения   качества   форм    государственного

статистического      наблюдения      целесообразно      проектирование

формуляра-образца  производить  непосредственно  на  ПЭВМ.  При   этом

расстояние между  соседними линиями должны иметь  следующие параметры:

     вертикальными  -  кратно  2,6 мм (один знак пишущей  машины с шагом

письма 2,6 мм);

     горизонтальными  -  кратно 4,25 (один межстрочный  интервал пишущей

машины).

     В  случае  отсутствия  ПЭВМ формуляр-образец  следует проектировать

на конструкционной  сетке,  состоящей из вертикальных и  горизонтальных

линий (Приложение 2).

     При  разработке форм документов конструкционную сетку  допускается

наносить только на площадь листа бумаги, ограниченную полями.

     В  формах,  изготавливаемых способом "Высокой печати", допускаются

отклонения от линий конструкционной сетки + 2 мм.

К программе  наблюдения составляется инструкция по порядку проведения наблюдения, содержащая пояснения по заполнению бланка статистического формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения на обратной стороне бланка, например, "Инструкция по заполнению годового отчета сельскохозяйственного предприятия". В инструкции указываются порядок заполнения формуляров, сроки представления сведении, даются пояснения при ответах на очень трудные вопросы программы. Инструкции должны быть четкими, ясными, исключающими неправильное истолкование.

 1.3  Источники статистической информации.

 К статистическому  наблюдению предъявляются следующие  требования: полнота охвата изучаемой  совокупности, достоверность и точность данных, их однообразие и сопоставимость.

 Формы, виды и способы статистического наблюдения

 Статистическое  наблюдение осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.

 Отчетностью называют такую организационную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, учреждений и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности.

 В отчетах  содержатся основные учетно-статистические данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Отчетность может быть общегосударственной и внутриведомственной.

 Общегосударственная - поступает в вышестоящие органы и в органы государственной статистики. Она необходима для целей обобщения, контроля, анализа и прогнозирования.

 Внутриведомственная - используется в Министерствах и ведомствах для оперативных нужд.

 Отчетность  утверждается Госкомстатом РФ. Отчетность составляется на основании первичного учета. Особенность отчетности в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

 Специально-организованное статистическое наблюдение - наблюдение, организуемое с какой-нибудь особой целью для получения сведений, которых нет в отчетности, или для проверки и уточнения данных отчетности. Это перепись населения, скота, оборудования, всевозможные единовременные учеты. Как, например, бюджетные обследования домашних хозяйств, опросы общественного мнения и т.п.

 Виды статистического  наблюдения можно сгруппировать по двум признакам: по характеру регистрации фактов и по охвату единиц совокупности.

 По характеру  регистрации фактов статистическое наблюдение может быть: текущим или систематическим и прерывным.

 Текущее наблюдение - это непрерывный учет, например, производства продукции, отпуск материала со склада и т.д., т.е. регистрация осуществляется по мере совершения факта.

 Прерывное наблюдение может быть периодическим, т.е. повторяющимся через определенные промежутки времени. Например, перепись скота на 1 января или регистрация цен на рынке на 22 число каждого месяца. Единовременное наблюдение организуется по мере надобности, т.е. без соблюдения периодичности или вообще единожды. Например, изучение общественного мнения.

 По охвату единиц совокупности наблюдение может быть сплошным и несплошным.

 При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы совокупности. Например, перепись населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей предприятия разных форм собственности, учреждения, организации.

 При несплошном наблюдении обследуется часть единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение можно подразделить на подвиды: выборочное, монографическое, метод основного массива.

 Выборочное  наблюдение - это наблюдение, основанное на принципе случайного отбора. При правильной его организации и проведении выборочное наблюдение дает достаточно достоверные данные об изучаемой совокупности. В некоторых случаях им можно заменить сплошной учет, т.к. результаты выборочного наблюдения с вполне определенной вероятностью можно распространить на всю совокупность. Например, контроль качества продукции, изучение продуктивности скота и т.д. В условиях рыночной экономики сфера применения выборочного наблюдения расширяется.

Информация о работе Статистическое наблюдение