Статистическое изучение взаимосвязей производственных показателей (на примере объема выпуска продукции и затрат на ее производство)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Для большинства статистических исследований финансового сектора экономики важно выявить существующие взаимосвязи между протекающими явлениями и процессами. И действительно, почти все наблюдаемые явления экономической жизни общества, какими бы независимыми они ни казались на первый взгляд, — как правило, следствие действия определенных факторов. Например, объем выпуска продукции на предприятии, связан со множеством показателей: численностью работников, затратами на ее производство и т.п. Все статистические методы прогнозирования базируются на факте существования таких зависимостей, которые используются для построения эконометрических моделей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………….……………………………………… 3
ЧАСТЬ 1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ .….……………………… 5
…… 5
………….……… 7

1.3. ………….………………………………………………………… 9
ЧАСТЬ 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. ЗАДАНИЕ 26……………...………… 13
Задание 1.………………...…………………...……………………… 13
Задание 2………...……………..……………..……………………… 15 ЧАСТЬ 3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗАО «АЛТАЙ КОНТИНЕНТАЛЬ» (Г.БАРНАУЛ) ……………………………………… 16

3.1. Краткая характеристика предприятия………………...…………… 16

3.2. Изменение выпуска продукции и численности персонала ЗАО
«Алтай континенталь»……..…………………………………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по Статистике.docx

— 1.26 Мб (Скачать)

     

        Рис. 1.2.1. Зависимость затрат на производство продукции (y) от объемов выпуска (x)  

     Положение каждой точки на графике определяется величиной двух признаков - уровнем объемов выпуска продукции и соответствующей величиной затрат на ее производство по каждому предприятию. Точки корреляционного поля не лежат на одной линии, они вытянуты определенной полосой слева направо. Имеющийся в нашем распоряжении статистический материал был сгруппирован и по каждому значению выпуска продукции на предприятии определены значения средней величины затрат в группе (табл. 1.2.3) Нанеся эти средние на график и соединяя последовательно отрезками прямых соответствующие им точки, получим так называемую эмпирическую линию связи.

     Если  эмпирическая линия связи по своему виду приближается к прямой линии, то можно предположить наличие прямолинейной корреляционной связи между признаками. Если же имеется тенденция неравномерного изменения значений результативного признака, и эмпирическая линия связи будет приближаться к какой-либо кривой, то это может быть связано с наличием криволинейной корреляционной связи. 
 

ЧАСТЬ 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

     Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности региона  в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.:

     Задание 1

     По  исходным данным:

     1. Постройте статистический ряд распределения по признаку – выпуск продукции, образовав пять групп с равными интервалами.

     2. Рассчитайте характеристики интервального  ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и  медиану.

     Сделайте  выводы по результатам выполнения задания.

     Задание 2

     По  исходным данным:

     1. Установите наличие и характер связи между признаками – выпуск продукции и затраты на производство продукции методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

     2. Измерьте тесноту корреляционной  связи между названными признаками  с использованием коэффициентов  детерминации и эмпирического  корреляционного отношения.

     Сделайте  выводы по результатам выполнения задания.

     Задание 3

     По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,683 определите:

     1. Ошибку выборки среднего выпуска продукции и границы, в которых будет находиться средний выпуск продукции в генеральной совокупности.

     2. Ошибку выборки доли организаций  с выпуском продукции 53,28 млн.  руб. и более и границы, в  которых будет находиться генеральная  доля.

     Задание 4

     Имеются следующие данные о выпуске и  себестоимости продукции по организации:

     

       Определите:

     1. Затраты на производство каждого вида и в целом по двум видам продукции в отчетном и базисном периодах.

     2. Абсолютное и относительное измерения  затрат на производство в отчетном  периоде по сравнения с базисным  вследствие измерения производства  продукции, себестоимости единицы  продукции и двух факторов  вместе:

    • по каждому виду продукции;
    • по двум видам продукции вместе.

    Результаты  расчетов представьте в таблице.

    Сделайте  выводы. 
     
     
     

     Решение:

     Задание 1:

   1.1. По колонке  выпуск продукции построю интервальный вариационный ряд (табл. 1). Величина  интервала равна:    

   i= (xmax - xmin)/n,

   где xmax  и xmin – максимальное и минимальное значение признака,

   i – число групп.

   i = (79,2 – 14,4)/ 5 = 12,96

   Таблица 2.1.

   

     Вывод:

     Наиболее  представительными являются предприятия  с выпуском продукции в пределах от 27,36 до 40,32 млн. руб., т.к. эти предприятия  занимают 30% от общей совокупности предприятий, следовательно, это наиболее чаще встречающиеся  размеры выпуска продукции.

     1.2. Рассчитаю среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану (табл. 2, табл. 3).

     Средняя арифметическая взвешенная:

      = ∑xf / ∑f, где х – значение признака,f – веса средней или частота.

     Среднее квадратическое отклонение взвешенное:    σ = (∑(x- )2/∑f )

     Коэффициент вариации используется для определения типичности средней величины:      V = σ /  

     Таблица 2.2.

     

     Вывод: Средняя величина выпуска продукции составляет 44,64 млн.руб., среднее квадратическое отклонение показывает, что значение признаков в совокупности отклоняется от средней величины на 15,365.

     Коэффициент вариации  отражает свойства совокупности, т.к. его значение (0,34) меньше, чем 0,4. 

     Для интервальных рядов распределения  с равными  интервалами  мода определяется по формуле:

     

     где - начальное значение интервала, содержащего моду;

      - величина модального интервала;

      - частота модального интервала;

      - частота интервала, предшествующего  модальному;

      - частота интервала, следующего  за модальным.

     В этой задаче наибольшее число предприятий (9) имеет выпуск продукции от 27,36 до 40,32 млн. руб.. Следовательно, этот интервал является модальным интервалом ряда распределения.

     Введем  следующие обозначения:

      =27,36, =12,96,  =9, =4, =8.

     

     Медиана интервального вариационного ряда распределения  определяется по формуле:

     

     где — начальное значение интервала, содержащего медиану;

      —  величина медианного интервала;

      —  сумма частот ряда;

       —  сумма накопленных  частот, предшествующих медианному  интервалу;

       —  частота медианного  интервала.

     Таблица 2.3.

            Распределение предприятий по выпуску продукции

     

     В данной задаче сумма накопленных  частот, превышающая половину всех значений (21), соответствует интервалу 40,32 – 53,28 млн. руб.  Это и есть медианный интервал,  в котором находится медиана.  Определим ее значение по приведенной выше формуле.

     Известно, что:     

     Следовательно,     .

     Вывод: В данной совокупности наиболее распространенная величина выпуска продукции 38,16 млн. руб.

     50% предприятий имеет величину выпуска  продукции меньше 43,56 млн. руб., а  50% - имеют больше 43,56 млн. руб. 
 

     Задание 2:

     2.1. Методом аналитической группировки образованы пять групп с равными интервалами по факторному признаку (см. табл. 1).

   Определим интервал и границы пяти групп  по результативному признаку (затраты на производство продукции) по формуле:

     i= (xmax - xmin)/n,

   где xmax  и xmin – максимальное и минимальное значение признака,

   i – число групп.

   i = (60,984 – 12,528)/ 5 = 9,691

   Построим  корреляционную таблицу связи между  признаками – выпуск продукции и затраты на производство продукции (табл.4).

   Таблица 2.4.

   

     Вывод: Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.

     2.2. Измерим тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Для этого составим таблицу 5 и таблицу 6.  
 
 
 

     Таблица 2.5.

     

       

     Таблица 2.6.

     

 

     Вычислим  общую дисперсию по формуле:      

     где — общая средняя для всей изучаемой совокупности.

     σо2= 3873,771/30=129,126.

     Вычислим  межгрупповую дисперсию по формуле:    

     где — средняя по отдельным группам; — средняя общая; — численность отдельных групп.

     δ2 = ((17,784-35,654)2*4+(29,224-35,654)2*9+(36,443-35,654)2*8(45,733-35,654)2*6+(56,509-35,654)2*3)/30 = 118,958

     Выявить зависимость результатов от определяющих факторов позволяет коэффициент детерминации:             

     η2 = 118,958/129,126 = 0,921

     Эмпирическое  корреляционное отношение показывает тесноту связи между группировочным и результативным признаками:     

     η = 0,921 = 0,96.

     Вывод:

     Аналитическая группировка показывает, что с  ростом величины выпуска продукции  растут затраты на ее производство. Между исследуемыми признаками существует сильная связь.

     Задание 3:

     По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,683 определите:

     1. Ошибку выборки среднего выпуска  продукции и границы, в которых  будет находиться средний выпуск  продукции в генеральной совокупности.

     2. Ошибку выборки доли организаций  с выпуском продукции 53,28 млн.  руб. и более и границы, в  которых будет находиться генеральная  доля. 

      

     3.1. Для бесповторной выборки расчетные формулы средней ошибки выборки примут такой вид:

     1) для средней количественного  признака 

     μх  = √ S2/n(1-n/N),

Информация о работе Статистическое изучение взаимосвязей производственных показателей (на примере объема выпуска продукции и затрат на ее производство)