Статистическое изучение выпуска и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции в условиях ООО «УРСЖ-1». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть показатели производства и реализации продукции;
изучить динамику выпуска и реализации продукции ООО
«УРСЖ-1»
определить размер влияния факторов на результативный показатель;
выявить возможные резервы увеличения выпуска и реализации продукции

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции 5
1.1 Показатели объема производства и реализации продукции 5
1.2 Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции 6
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «УРСЖ-1» 7
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 8
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 9
2.3 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции 10
2.4 Анализ ритмичности производства и реализации продукции 12
3 Определение факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 15
3.1 Расчет влияния факторов на объем производства и реализации продукции 15
3.2 Определение и обобщение величины резервов увеличения выпуска и реализации продукции 16
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая на проверку(2).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Процент выполнения договорных обязательств (Кдо) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ОПпл (плановый объем отгрузки продукции)  и его недовыполнением ОПн (недовыполненный объем отгрузки продукции)  на плановый объем ОПпл.

     Из  таблицы 1 и приведенного расчета видно, что за 2009 год ООО «УРСЖ-1» недопоставило продукции по договорам с ОАО «Строитель» на сумму 8,9 тыс. руб., или на 3,3 %.  В частности,  недопоставлены были такие виды продукции, как блоки дверные деревянные (на 5,9 тыс. руб.) и рамы оконные  (на 3,5 тыс. руб.). Причиной недопоставки данных видов продукции было снижение спроса на них по сравнению с плановым уровнем. Положительно можно оценить тот факт, что остальные виды продукции были поставлены ООО «Строитель»  в большем объеме, чем это планировалось.

    1. Анализ  ассортимента, структуры и качества продукции

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции ООО «УРСЖ-1»  включает в себя следующие основные моменты:

    • определение текущих и перспективных  потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    • изучение жизненного цикла продукции, принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы не пользующейся спросом у покупателей и  экономически неэффективной продукции;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью одноименного коэффициента (Ка), который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по  ассортименту (ВПа), на общий плановый выпуск продукции (Вп). При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

     Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние.  К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально – технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

     Внутренние  причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

     Причиной  недовыполнения плана по ассортименту на изучаемом предприятии таких видов продукции, как рамы оконные и блоки дверные деревянные  является снижение спроса на данные виды продукции.

     Увеличение  объема производства (продажи) по одним  видам  и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения ее видов.

     Изменение структуры производства ООО «УРСЖ-1» оказывает большое влияние на все его  экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером  прибыли при увеличении удельного веса  высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

    1. Анализ  ритмичности производства и реализации продукции

     Ритмичность – это равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных  планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  отрицательно влияет на все экономические показатели ООО «УРСЖ-1»:  снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки  готовой продукции на складе и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;  не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;  несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд  заработной платы в связи с   тем,  что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.  Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния ООО «УРСЖ-1».

     Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели. Прямые показатели – коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду, сутки) к месячному выпуску, удельный  вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели ритмичности  - наличие  доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных  остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Один  из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности (Критм). Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов (УДi) выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

     Данные  расчета показывают, что если бы изучаемое предприятие  ежедекадно достигало максимально возможного выпуска продукции (в данном случае это – фактический объем производства за первую декаду), это позволило  бы дополнительно выпустить продукции на сумму 1396,1 тыс. труб.

     В заключение анализа необходимо определить причины неритмичной работы предприятия  и  разработать конкретные мероприятия  по их устранению.

     Внутренними причинами аритмичности может быть  тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально – технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

     Самой главной причиной аритмичности  производства продукции ООО «УРСЖ-1» является несбалансированный спрос на  выпускаемую продукцию, несвоевременная поставка сырья, а также неисправность оборудования по причине его большого физического износа. Изучаемому предприятию в связи с этим можно порекомендовать вести поиск новых покупателей; совершенствовать процесс планирования выпуска продукции с учетом договоров на поставку продукции; предусматривать в договорах на поставку сырья выплату поставщиками штрафов и неустоек за несвоевременную поставку сырья и в меньших объемах, чем это было предусмотрено договорами. ООО «УРСЖ-1» должно также модернизировать имеющееся технологическое оборудования, часть оборудования заменить, и улучшить ритмичность работы оборудования путем проведения регулярных плановых технических осмотров и текущих ремонтов, чтобы своевременно устранять поломки и не допускать остановки производственного процесса.

     Рассчитаем  по формуле, сколько дополнительно продало бы продукции изучаемое предприятие, если бы работало более ритмично:

     D ВР = ВР  * (100 % - Критм) / 100 = 2107,5 * (100 – 95,8) / 100 = 88,5 тыс. руб.

     Если  бы ООО «УРСЖ-1» работало более ритмично, то объем продаж увеличился бы на 88,5 тыс. руб.

     Объем продаж продукции  ООО «УРСЖ-1»  в 2009 году по декадам отклоняется от плана  в среднем на 9,8 %.

     Причинами неритмичности продаж продукции  на изучаемом предприятии  в первую очередь является неритмичность  ее производства, а также недостатки в планировании объема продаж по месяцам. ООО «УРСЖ-1» можно порекомендовать правильно формировать портфель заказов на свою продукцию, анализировать  уровень спроса на свою продукцию  на  различных рынках.

     Изучив  динамику и выполнение плана ООО  «УРСЖ-1» по производству и продаже  продукции и выполнению договоров поставки, рассмотрев ее ассортимент, структуру и качество,  необходимо установить факторы изменения ее объема.

  1. Определение факторов и резервов увеличения выпуска  и реализации продукции
    1. Расчет  влияния факторов на объем производства и реализации продукции

     В соответствии с учетной политикой,  выручка от реализации продукции  на ООО «УРСЖ-1» определяется по мере оплаты ее покупателями.

     Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции ООО «УРСЖ-1» можно произвести сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. План реализации продукции ООО «УРСЖ-1» в 2009 году  перевыполнен за счет  увеличения ее выпуска и снижения остатков готовой продукции на складе предприятия по сравнению с планом. Отрицательно можно оценить такие факты, как увеличение остатков готовой продукции на складе ООО «Пошехонский рыбозавод» на конец года; увеличение отгруженной, но не оплаченной  покупателями продукции по сравнению с планом; рост остатков  фактически отгруженной, но неоплаченной продукции на конец года.

     Изучаемому  предприятию  можно порекомендовать разработать  мероприятия  по ускорению реализации  продукции и получению выручки. Например,  с целью  поиска новых покупателей необходимо больше внимания уделять  рекламе выпускаемой продукции.

     С целью ускорения получения выручки  от покупателей ООО «УРСЖ-1»  можно порекомендовать следующие мероприятия:

    • изучать платежеспособность потенциальных покупателей;
    • предусматривать в договорах на поставку продукции штрафы или пени за  несвоевременную ее оплату.

     Интенсивность использования производственных мощностей и основных фондов ООО «УРСЖ-1» может быть повышена путем совершенствования технологических процессов; выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества работ; обеспечения равномерной, ритмичной работы предприятия и его производственных участков; проведения ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость обработки предметов труда и обеспечить увеличение производства продукции в единицу времени, на единицу оборудования.

     Улучшение экстенсивного использования основных фондов ООО «УРСЖ-1» предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии и в его производственных участках.

         

    1. Определение и обобщение величины резервов  увеличения выпуска и реализации продукции

     В заключение анализа необходимо подсчитать резервы выпуска продукции ООО «УРСЖ-1». Для изучаемого предприятия ими являются  ввод в действие дополнительного оборудования, сокращение целодневных и внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, более интенсивное  использование оборудования.  При определении текущих и перспективных резервов  вместо  фактического уровня факторных показателей за 2009 год учитывается их плановый или максимально возможный уровень.

     В 2009 году планировалось ввести в эксплуатацию 2 дополнительные единицы оборудования. Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования (РВПк) определяются умножением  дополнительного его количества (Р­К) на фактическую величину  среднегодовой выработки или на фактическую величину всех факторов, которые формируют ее уровень.

     Рассчитаем  резерв увеличения выпуска продукции  ООО «УРСЖ-1» за счет ввода в действие двух единиц оборудования по формуле:

     РВПк = РК * Д2009 * Ксм2009 * П2009 * ЧВ2009 = 2 * 212 * 1 * 7,6 * 0,097 = 312,6 тыс. руб.

Информация о работе Статистическое изучение выпуска и реализации продукции