Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции в условиях ООО «УРСЖ-1». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть показатели производства и реализации продукции;
изучить динамику выпуска и реализации продукции ООО
«УРСЖ-1»
определить размер влияния факторов на результативный показатель;
выявить возможные резервы увеличения выпуска и реализации продукции
Введение 3
1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции 5
1.1 Показатели объема производства и реализации продукции 5
1.2 Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции 6
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «УРСЖ-1» 7
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 8
2.2 Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 9
2.3 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции 10
2.4 Анализ ритмичности производства и реализации продукции 12
3 Определение факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 15
3.1 Расчет влияния факторов на объем производства и реализации продукции 15
3.2 Определение и обобщение величины резервов увеличения выпуска и реализации продукции 16
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Процент выполнения договорных обязательств (Кдо) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ОПпл (плановый объем отгрузки продукции) и его недовыполнением ОПн (недовыполненный объем отгрузки продукции) на плановый объем ОПпл.
Из таблицы 1 и приведенного расчета видно, что за 2009 год ООО «УРСЖ-1» недопоставило продукции по договорам с ОАО «Строитель» на сумму 8,9 тыс. руб., или на 3,3 %. В частности, недопоставлены были такие виды продукции, как блоки дверные деревянные (на 5,9 тыс. руб.) и рамы оконные (на 3,5 тыс. руб.). Причиной недопоставки данных видов продукции было снижение спроса на них по сравнению с плановым уровнем. Положительно можно оценить тот факт, что остальные виды продукции были поставлены ООО «Строитель» в большем объеме, чем это планировалось.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции ООО «УРСЖ-1» включает в себя следующие основные моменты:
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента (Ка), который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту (ВПа), на общий плановый выпуск продукции (Вп). При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально – технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Причиной недовыполнения плана по ассортименту на изучаемом предприятии таких видов продукции, как рамы оконные и блоки дверные деревянные является снижение спроса на данные виды продукции.
Увеличение объема производства (продажи) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения ее видов.
Изменение структуры производства ООО «УРСЖ-1» оказывает большое влияние на все его экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность отрицательно влияет на все экономические показатели ООО «УРСЖ-1»: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складе и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния ООО «УРСЖ-1».
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду, сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности (Критм). Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов (УДi) выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Данные
расчета показывают, что если бы
изучаемое предприятие ежедекадно
достигало максимально
В заключение анализа необходимо определить причины неритмичной работы предприятия и разработать конкретные мероприятия по их устранению.
Внутренними причинами аритмичности может быть тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально – технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
Самой главной причиной аритмичности производства продукции ООО «УРСЖ-1» является несбалансированный спрос на выпускаемую продукцию, несвоевременная поставка сырья, а также неисправность оборудования по причине его большого физического износа. Изучаемому предприятию в связи с этим можно порекомендовать вести поиск новых покупателей; совершенствовать процесс планирования выпуска продукции с учетом договоров на поставку продукции; предусматривать в договорах на поставку сырья выплату поставщиками штрафов и неустоек за несвоевременную поставку сырья и в меньших объемах, чем это было предусмотрено договорами. ООО «УРСЖ-1» должно также модернизировать имеющееся технологическое оборудования, часть оборудования заменить, и улучшить ритмичность работы оборудования путем проведения регулярных плановых технических осмотров и текущих ремонтов, чтобы своевременно устранять поломки и не допускать остановки производственного процесса.
Рассчитаем по формуле, сколько дополнительно продало бы продукции изучаемое предприятие, если бы работало более ритмично:
D ВР = ВР * (100 % - Критм) / 100 = 2107,5 * (100 – 95,8) / 100 = 88,5 тыс. руб.
Если бы ООО «УРСЖ-1» работало более ритмично, то объем продаж увеличился бы на 88,5 тыс. руб.
Объем продаж продукции ООО «УРСЖ-1» в 2009 году по декадам отклоняется от плана в среднем на 9,8 %.
Причинами неритмичности продаж продукции на изучаемом предприятии в первую очередь является неритмичность ее производства, а также недостатки в планировании объема продаж по месяцам. ООО «УРСЖ-1» можно порекомендовать правильно формировать портфель заказов на свою продукцию, анализировать уровень спроса на свою продукцию на различных рынках.
Изучив динамику и выполнение плана ООО «УРСЖ-1» по производству и продаже продукции и выполнению договоров поставки, рассмотрев ее ассортимент, структуру и качество, необходимо установить факторы изменения ее объема.
В соответствии с учетной политикой, выручка от реализации продукции на ООО «УРСЖ-1» определяется по мере оплаты ее покупателями.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции ООО «УРСЖ-1» можно произвести сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. План реализации продукции ООО «УРСЖ-1» в 2009 году перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и снижения остатков готовой продукции на складе предприятия по сравнению с планом. Отрицательно можно оценить такие факты, как увеличение остатков готовой продукции на складе ООО «Пошехонский рыбозавод» на конец года; увеличение отгруженной, но не оплаченной покупателями продукции по сравнению с планом; рост остатков фактически отгруженной, но неоплаченной продукции на конец года.
Изучаемому предприятию можно порекомендовать разработать мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Например, с целью поиска новых покупателей необходимо больше внимания уделять рекламе выпускаемой продукции.
С
целью ускорения получения
Интенсивность использования производственных мощностей и основных фондов ООО «УРСЖ-1» может быть повышена путем совершенствования технологических процессов; выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества работ; обеспечения равномерной, ритмичной работы предприятия и его производственных участков; проведения ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость обработки предметов труда и обеспечить увеличение производства продукции в единицу времени, на единицу оборудования.
Улучшение экстенсивного использования основных фондов ООО «УРСЖ-1» предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии и в его производственных участках.
В заключение анализа необходимо подсчитать резервы выпуска продукции ООО «УРСЖ-1». Для изучаемого предприятия ими являются ввод в действие дополнительного оборудования, сокращение целодневных и внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, более интенсивное использование оборудования. При определении текущих и перспективных резервов вместо фактического уровня факторных показателей за 2009 год учитывается их плановый или максимально возможный уровень.
В 2009 году планировалось ввести в эксплуатацию 2 дополнительные единицы оборудования. Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования (РВПк) определяются умножением дополнительного его количества (РК) на фактическую величину среднегодовой выработки или на фактическую величину всех факторов, которые формируют ее уровень.
Рассчитаем резерв увеличения выпуска продукции ООО «УРСЖ-1» за счет ввода в действие двух единиц оборудования по формуле:
РВПк = РК * Д2009 * Ксм2009 * П2009 * ЧВ2009 = 2 * 212 * 1 * 7,6 * 0,097 = 312,6 тыс. руб.
Информация о работе Статистическое изучение выпуска и реализации продукции