Статистическое изучение социально-экономических явлений и процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

При изучении населения статистика ставит и решает определенный круг задач. Вот некоторые из них:

Определение численности населения и его размещение по территории страны;
Изучение состава населения;
Социальная характеристика населения и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1 ОСНОВНЫЕ ГРУППИРОВКИ НАЕЛЕНИЯ 5
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 15
2.1. ЗАДАНИЕ №1 15
2.2 ЗАДАНИЕ №2. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике Якуты.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

      Большое значение для характеристики уровня социально-экономического развития страны имеет изучение структуры населения по источникам средств существования. Такие сведения получают по результатам переписей населения. Эти данные необходимы для различных целей: для составления баланса трудовых ресурсов, для распределения населения на самодеятельное и несамодеятельное, на экономически активное и неактивное (пассивное) население и др.

      Самодеятельное население — это население, имеющее самостоятельный источник средств существования, независимо от того, каким он является: либо занятие, дающее доход, либо пенсия, стипендия и др. Основную часть самодеятельного населения составляет экономически активное население, т.е. население, имеющее доход от занятия. Остальное самодеятельное население состоит из лиц, имеющих доход, но не имеющих занятия, т.е. иждивенцев государства, колхозов и негосударственных предприятий и организаций, каковыми являются пенсионеры и стипендиаты.

      На  основании данных об источниках средств  существования в статистической практике выделяют шесть групп населения.

  1. Занятое население, к которому относятся лица, занятые общественно полезным трудом, приносящим заработок или доход (кроме занятых в личном подсобном хозяйстве), а также пенсионеры, находящиеся в момент переписи на постоянной работе.
  2. Члены семей колхозников, рабочих и служащих, занятые в личном подсобном хозяйстве.
  3. Стипендиаты — студенты вузов, техникумов и других учебных заведений, получающие стипендию, кроме тех из них, кто имеет постоянную работу.
  4. Пенсионеры и другие лица, находящиеся на обеспечении государства.
  5. Иждивенцы отдельных лиц — дети, пожилые люди, не получающие пенсии, и другие лица, занятые домашним хозяйством и воспитанием детей, учащиеся, не получающие стипендии, и другие члены семьи, живущие на средства родственников.
  6. Лица, имеющие иной источник средств существования, живущие на сбережения, доход от сдачи помещения и другие виды доходов, а также лица, не указавшие источника средств существования.

      Программа переписи населения Республики Беларусь 1999 г. позволит среди занятого населения на основной работе выделить:

  • наемных работников;
  • членов производственных кооперативов;
  • управляющих собственным предприятием (фермой) или собственным делом с постоянным использованием труда наемных работников;
  • лиц, самостоятельно осуществляющих индивидуальную трудовую, фермерскую или предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников;
  • помогающих членов семьи на семейном предприятии (работали без оплаты в магазине, на ферме или предприятии, принадлежащем родственнику).

      Кроме этого, ответы на вопросы программ переписей  о месте работы и занятии по этому месту работы позволяют распределять занятое население по видам занятий, профессиям и отраслям народного хозяйства.

      Деление занятого населения по видам занятий очень трудоемкая работа, так как при разработке итогов переписей выделяется более двух десятков тысяч конкретных занятий. Под занятием обычно понимают конкретный вид труда, т.е. выполнение какой-либо полезной для общества работы, являющейся одновременно и источником дохода. При разработке материалов переписи все занятые распределяются на две категории:

  • занятые преимущественно физическим трудом;
  • занятые преимущественно умственным трудом.

      Это деление производится относительно как всего населения, так и по полу, возрасту, отраслям, что дает возможность глубже проанализировать структуру населения по занятиям.

      Статистика  занятий позволяет определить также и профессиональный состав населения, распределить работников по уровню квалификации на:

  • высококвалифицированных;
  • малоквалифицированных;
  • неквалифицированных.

      Эти данные используются для разработки планов подготовки кадров, для составления баланса труда и других расчетов.

      Важную  роль в экономическом анализе  играет распределение занятого населения по отраслям народного хозяйства и структура занятости внутри отдельных отраслей, например, занятость в отраслях промышленности, транспорта и т.д. Деление занятого населения по отраслям производится по их классификации, которая разработана статистическими органами ООН. Отраслевая структура населения позволяет выявить народнохозяйственный тип страны, района, города. Так, в зависимости от соотношения числа занятых в промышленности и сельском хозяйстве различают:

  • аграрные;
  • аграрно-индустриальные;
  • индустриально-аграрные;
  • высокоразвитые в экономическом отношении индустриальные страны.

      Для осуществления комбинационной группировки  занятых в народном хозяйстве по профессиям и занятиям необходима разработка номенклатуры и классификации профессий и занятий. Разработкой принципов, стандартов и самой классификацией занимается Международная организация труда (МОТ).

      Важными качественными характеристиками населения  являются показатели образовательного уровня. В связи с этим статистика изучает состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9—49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100 %, т.е. в республике достигнута практически полная грамотность. Поэтому в статистике в качестве культурного уровня рассчитывается в настоящее время в Республике Беларусь и других экономически развитых странах такой показатель, как уровень образования. Он характеризует образовательную структуру населения и рассчитывается двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:

      а) в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше (а по 
последней переписи — в возрасте 15 лет и старше);

      б) в расчете на 1000 человек занятого населения.

    В переписи населения Республики Беларусь 1999 г. выделены следующие уровни образования:

  • высшее профессиональное (высшее);
  • среднее профессиональное (среднее специальное);
  • начальное профессиональное (профессионально-техническое);
  • среднее общее;
  • базовое общее (неполное среднее);
  • начальное общее;
  • неграмотный (-ая).

      Для изучения образовательного состава  населения старше 15 лет рассчитываются абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др.

По данным института статистики ЮНЕСКО по уровню образования население Республики Беларусь (уровень грамотности взрослого  населения составляет 99,7%) опережает  многие развитые страны, такие как  Португалия, Испания, Греция и т.д. Для  сравнения – в России и Украине по 99,6 процента, в Казахстане – 99,4 процента, в Молдове – 99 процентов, в Венгрии – 99,3 процента, в Польше – 99,7 процента.

        Население нашей страны в возрасте  старше 16 лет, имеющее законченное  высшее, среднее и базовое образование составило 85% от общей численности населения на 2002год. Именно уровень образования населения является одним из решающих факторов в межстрановом ранжировании Белоруссии, с точки зрения ее европейской интеграции. 
 
 
 
 
 

2. Расчетная часть

2.1. Задание №1

 

     Проанализировать  зависимость признака у от х по данным табл. 1, для чего:

  1. Построить корреляционную таблицу, выполнив интервальную группировку по признакам у и х;
  2. Рассчитать коэффициент корреляции Фехнера, линейный коэффициент корреляции и коэффициент корреляции рангов (Спирмена), определить коэффициент конкордации;
  3. Произвести регрессионный анализ, рассчитав параметры уравнения y = аx +b, и построить на корреляционном поле графики, соответствующие эмпирическому ряду исходных данных и уравнению регрессии;
  4. Сопоставить результаты и сделать выводы.
 

     Решение:

     Исходные данные, выданные руководителем, приведены в Таблице 1: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.

             № по порядку            Фонд  оплаты труда, млн. руб. (X)      Товарная  продукция (в действующих ценах), млн. руб. (Y)
             1      371,5      2629
             2      389,3      3860
             3      228,3      1035
             4      447,7      2136
             5      248,6      1116
             6      458,8      2206
             7      399,6      1392
             8      282,7      1674
             9      284,9      2013
             10      330,5      2223
             11      398,2      1691
             12      330      1298
             13      370,4      1663
             14      378,6      1887
             15      279      1984
             16      334,9      1531
             17      345,6      1795
             18      381,8      1906
             19      223,1      1772
             20      402,2      1340
 

     Для определения количества групп воспользуемся  формулой Стерджесса:  ;

     Где: n – число групп, которые мы будем создавать;

            m – число единиц совокупности.

      5,32 , следовательно должно быть 5 групп.

     Сейчас  выполним интервальную группировку по признакам у и х.

     У  изменяется от уmin =1035  до уmax =3860. Делим этот интервал на 5 равных интервалов длиной равной:

      .

     Х изменяется от хmin = 223,1 до хmax = 458,8. Делим этот интервал на 5 равных интервалов длиной равной

     

     Построим  корреляционную таблицу. Она имеет  следующий вид: 

     Таблица 2.

            Товарная  продукция (в действующих ценах), млн. руб.(Y)       
Фонд  оплаты труда, млн. руб.(X) 1035-1600 1600-2165 2165-2730 2730-3295 3295-3860 Всего
223,10-270,24 1 1      1                           3
270,24-317,38        1 1 1                           3
317,38-364,52 1 1      1      1                    4
364,52-411,66 1 1 1 1 1 1      1             1      8
411,66-458,80             1      1                    2
     Всего      6      10      3      0      1      20

Информация о работе Статистическое изучение социально-экономических явлений и процессов