Статистическое изучение миграционных процессов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексный анализ миграционных процессов в России, и на этой основе оценка текущего состояния миграции России и его перспектив на будущее.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Определить понятие и социально-экономическое значение миграционных процессов;
2. Проанализировать состояние и особенности современных миграционных процессов в России на основе основных показателей миграции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Социально-экономическое значение и понятие миграции 6
1.2. Основные показатели миграции 12
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 16
2.1. Анализ структуры и динамики миграционных процессов 16
2.1.1. Общий анализ миграции 16
2.1.2. Анализ интенсивности миграционных процессов 21
2.1.3. Основные показатели динамики численности
выбывшего и прибывшего населения 23
2.1.4. Средние показатели динамики численности
выбывшего и прибывшего населения 25
2.1.4. Методы выявления тенденций динамического ряда 26
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ 30
2.3. Индексный анализ 34
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      Рис 14. - Прогнозируемая динамика численности прибывшего населения

   На  данном графике прослеживается следующая  тенденция: резкое увеличение численности  прибывшего населения. Примерно на 86%  по сравнению с уровнем 2002 года, и на 43% по сравнению с предыдущим периодом (2010 год).

Рис 15. - Прогнозируемая динамика численности выбывшего населения 

     На  данном графике тенденция не меняется, т.е. численность выбывшего населения сокращается, а в 2011 году приобретает отрицательное значение. Но с учетом среднеквадратической ошибки, может составить 37 человек.

     Следует отметить, что эти прогнозы лишь отображение закономерностей тенденции динамического ряда, и это не означает, что численность прибывшего и выбывшего населения будет именно такой. На данный процесс оказывают влияние многие факторы, в том числе, политические, биологические и др.  Необходимость данного прогнозирования связана с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза миграции населения невозможно представить себе перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т.д.

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

     На  основе  проведенного статистического анализа можно выделить следующие особенности миграции, присущие, современной России:

     На  основе данных анализа интенсивности миграционных процессов: Увеличение миграционного прироста населения за счет увеличения числа прибывшего населения (почти в 2 раза) и уменьшения числа выбывшего (примерно на 40%) Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 года. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привели к замедлению темпов сокращения численности населения. В 2009 г. естественная убыль была почти на 100% замещена миграционным приростом (в 2007 г. - на 54,9%, в 2008 г. - на 71,0%).

     На основе анализа средних показателей динамики можно сделать следующий вывод: с каждым годом численность прибывшего населения сокращается в среднем на 7%, численность выбывшего – на 19%. Т.е. темп прибытия населения на 12% выше выбытия.

     С помощью корреляционно-регрессионного анализа удалось установить, какие  факторные признаки наиболее сильно воздействуют на миграционный прирост. В результате: между среднедушевыми денежными доходами и миграционным приростом слабая прямая взаимосвязь, а между уровнем безработицы и миграционным приростом обратная сильная зависимость. Анализируя коэффициент эластичности можно сказать, что при увеличении среднедушевых денежных доходов на 1% миграционный прирост увеличится на 0,212%, а с ростом уровня безработицы на 1% сократится на 3,4%.

     Индексный анализ позволил определить следующие  особенности миграции населения: коэффициент прироста в 2009 году составил 84% от базисного уровня и сократился на 16%. Такое сокращение, скорее всего, произошло, преимущественно, за счет снижения числа прибывших. (на 54%). Если учесть то, что в 2009 году произошло незначительное снижение численности населения по сравнению с 2000 – всего на 4% - то можно сказать, что снижение миграционного прироста (на 16%) с снижением населения связано лишь отчасти. Основным же фактором снижения миграционного прироста является резкое сокращение числа прибывших, что объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ и Балтии.

     По  данным статистического прогноза с вероятностью 95% можно утверждать, что численность прибывшего населения в 2010 году увеличится на 77% (в 2011 году на 94%), а численность выбывшего населения в 2010 году составит 62% от численности предыдущего года. То есть численность выбывшего населения так же продолжает снижаться, а в прибывшем, наоборот, резкое увеличение. Соответственно, увеличится миграционный прирост.

     Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего  развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования  миграционных процессов на федеральном  уровне и в субъектах Российской Федерации.

     Анализ  современной миграционной ситуации в Российской Федерации позволяет  определить следующие основные направления  регулирования миграционных процессов  и механизмы реализации:

  • обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;
  • создание условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного проживания;
  • поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;
  • содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

   В числе неотложных мер государственной  миграционной политики целесообразно:

  • разработать Концепцию миграционной политики Российской Федерации, в том числе в региональном аспекте, и на ее основе реформировать законодательство в сфере занятости и регулирования трудовой миграции.
  • обеспечить создание единой информационной системы спроса и предложения рабочей силы на основе региональных информационных систем, расширение доступа населения к информации о вакансиях.
  • разрабатывать прогнозы спроса и предложения на рабочую силу на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации она основе прогноза социально-экономического развития России и регионов на среднесрочную перспективу.
  • определить полномочия и функции по регулированию рынков труда между федеральным центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами в процессе проведения административной реформы и разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами.
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антонов А.И. Демографические исследования. Сборник, - М.: КДУ, 2009.
  2. Башкатова Б.И. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  3. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 2006. – с. 1157
  4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). – М.: Российская Академия образования, 2007
  5. Вандескрик К. Демографический анализ. Учебник. – М.: Академический проект Гаудеамус, 2006 – с.272
  6. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Демография. Учебное пособие. – М.: УМО РФ, 2010
  7. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Территориальная организация населения. Учебное пособие. – М.: УМО РФ, 2010
  8. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие, - М.: Экономика, 2009 – с.654
  9. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография. - М.: УМО РФ, 2009
  10. Демографический ежегодник России 2008. Статистический сборник, 2008
  11. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. Учебное пособие. 2-е издание. – М.: Альфа, 2007. – с.416
  12. Елисеева И.И. Демография и статистика населения. 2-е издание. – М.: Дрофа, 2008. – с.688
  13. Женщины и мужчины в России 2008. Статистический сборник, 2008
  14. Кузнецов, Н.П. «Иммиграция и безопасность России»//Человек и труд.- М.: Колос, 2007, №3.
  15. Метелев, С.А. «Динамика миграционных процессов»// Человек и труд.- М.: Дрофа, 2006, №8.
  16. Осипов, Г.Л. «Демографическое развитие России в XXI веке»//Международная экономика. М.: Колос, 2006, №8.
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006:  
    Стат. сб. / Росстат.
    - М., 2007. - 981 с.
  18. Россия в цифрах 2007: Кратк. стат. сб./ Росстат – М., 2007. – 494 с.
  19. Рощин Ю. Миграция населения в судьбе России, Учебное пособие М.: Альфа, 2008
  20. Сулашин, С.С. «Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению»//Власть. М.: 2006, №11.
  21. Топилин, А.В. «Прогнозы миграции населения Росстата и национальные интересы России»// Международная экономика. - М.,2006, №3.
  22. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2007 году. Статистический бюллетень, 2008
  23. Шмойлова Р.А. Теория статистики. Учебник, 5-е издание, 2008 – с.656
  24. Юдина Т.Н. Социология миграции. – М.: УМО, 2006 – с.215
  25. Официальный сайт Президента РФ в сети Интернет http://www.kremlin.ru.
  26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru

Информация о работе Статистическое изучение миграционных процессов в России