Статистический анализ занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - статистическое изучение показателей занятости и безработицы по ЧР, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ и прогнозирование безработицы.
В работе последовательно решены следующие задачи :
- рассмотрены основные понятия рынка труда, занятости и безработицы;
- описаны основные виды безработицы, занятости населения;
- изучены показатели занятости и безработицы;
- рассмотрены методы, используемые для измерения состояния безработицы.
- проведен статистический анализ и прогнозирование безработицы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения занятости и безработицы 6
1.1. Задачи статистики занятости и безработицы 6
1.2. Система показателей, характеризующих занятость и безработицу 8
1.3.Критическая зона рынка труда 15
Глава 2. Методика статистического анализа занятости и безработицы ЧР 19
2.1. Социально-экономическое положение ЧР 19
2.2. Анализ показателей характеризующих состав безработицы по ЧР 30
2.3. Анализ показателей характеризующих состав занятости по ЧР 33
Глава 3. Основные направления совершенствования управления на основании проведенного исследования проблем занятости и безработицы в ЧР. Прогнозирование занятости и безработицы в ЧР 31
3.1. Направления совершенствования управления занятостью и 31
безработицей в ЧР 31
3.2. Прогнозирование занятости и безработицы в ЧР 35
Заключение 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Статистический анализ занятости и безработицы2012.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

 

 

.Количество экономически активного населения, занятых и безработных в 2005-2011 гг в Чувашии

Согласно табл.2.2 и  диаграмме, в целом по ЧР численность экономически активного населения увеличилась за период  2005-2011 гг.с 676,1 тыс.руб. до 682,6 тыс. чел.

Численность безработных  за эти периоды напротив имела  тенденцию к снижению с 61,3 до 60,6 тыс.чел., что является  положительной тенденцией.

Далее рассмотрим среднегодовую  численность работников организаций  по видам экономической деятельности.

 

 

Таблица 6.-Среднегодовая численность работников организации по видам экономической деятельности по ЧР за  2005-2011 гг

(тысяч человек)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего в экономике

490,4

452,0

440,1

433,3

427,6

424,3

431,4

в том числе по видам  экономической деятельности:

             

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

93,0

61,4

49,4

41,8

37,5

28,5

24,9

рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

добыча полезных ископаемых

0,7

0,6

0,7

0,5

0,5

0,5

0,5

обрабатывающие производства

129,2

123,2

119,9

112,1

110,6

110,3

108,5

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

12,1

11,5

12,7

12,9

12,9

13,0

12,9

строительство

29,8

27,3

33,4

30,6

31,4

33,5

42,1

оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

34,9

33,6

35,2

37,1

36,3

40,6

45,4

гостиницы и рестораны

8,2

7,7

7,1

8,1

8,2

8,4

7,7

транспорт и связь

25,0

24,8

24,0

24,7

24,2

23,2

22,2

финансовая деятельность

4,0

5,0

5,2

5,2

5,5

6,1

6,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

19,4

21,0

15,5

20,6

21,9

23,1

25,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

24,7

26,4

27,0

27,3

27,4

27,4

27,5

образование

56,0

56,1

55,6

55,0

52,9

51,8

50,4

здравоохранение и предоставление социальных услуг

38,1

38,0

37,9

37,9

38,1

37,7

37,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

15,2

15,3

16,4

19,4

20,1

20,1

20,2


 

По данным таблицы 6 среднегодовая численность работников организаций по видам экономической деятельности за  2005 - 2011 гг.снижается практически по всем представленным отраслям, кроме отраслей: строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

 

Таким образом, мы можем отметить, что за 2005-2011 гг. имеется тенденция к уменьшению численности зарегистрированных безработных и заявления работодателей.

На основании представленных данных о занятости и безработице по республики Чувашии можно сделать вывод о том, что налицо:

1) увеличение численности  населения трудоспособного возраста.

2) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

3) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

4) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

5) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования управления занятостью и прогнозирование занятости и безработицы в ЧР

3.1. Направления совершенствования  управления занятостью и

безработицей в ЧР

 

Воздействие государственного регулирования в сфере занятости  идет по следующим направлениям: программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению роста рабочих мест в государственном секторе; программы по подготовке и переподготовке рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; оказание социальной помощи безработным через выплату пособий по безработице, а также оказание материальной помощи членам семьи безработного. В России государственное регулирование занятости осуществляется на основании закона Закон Российской Федерации 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ" , а также постановлений правительства: Постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2009 №316 "О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации" , Постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2009 №316 "О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 г. Москва "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения". 

Сложившаяся на обозримую перспективу ситуация в сфере занятости диктует настоятельную необходимость разработки механизмов создания и сохранения рабочих мест. Совокупные затраты на осуществление  программы дополнительного ввода рабочих мест с учетом того, что введенные на ранних этапах программы рабочие места начнут приносить прибыль, создавая тем самым дополнительные инвестиционные возможности в стране и регионах, оцениваются в 500 млрд. руб. в текущих ценах.

Для реализации программы  создания и сохранения рабочих мест очень важно обеспечить эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти. На федеральном уровне необходимо: осуществлять социальную экспертизу федеральных целевых и инвестиционных программ, их корректировку, изыскивать источники финансирования с учетом необходимости дополнительного ввода рабочих мест; разработать Федеральную целевую программу содействия занятости населения и отраслевые программы содействия занятости на ближайшие годы с указанием конкретных мер нормативно - правового, организационного и финансового характера; принять нормативно – правовые акты, направленные на стимулирование инвестиций и предусматривающей ужесточение контроля за целевым расходованием амортизационных средств и капитализируемой прибыли; совершенствовать нормативную правовую базу инвестиционного кредитования (залог, ипотеки, страхование банковских рисков).

 На уровне субъектов  Федерации должны приниматься  конкретные меры по реализации  программы создания и сохранения  рабочих мест (разработка и уточнение  ранее принятых региональных программ с указанием объёмов дополнительного ввода рабочих мест по предприятиям и территориям, потребности в работниках определенных профессий и квалификации, общей стоимости ввода дополнительных мест и возможных источников его финансирования).

Очень важно наладить координацию деятельности органов  местного самоуправления по содействию развитию малых и средних предприятий  для согласования мероприятий по реализации программы создания и  сохранения рабочих мест и «Федеральной программы поддержки малого предпринимательства». Органы власти субъектов Федерации должны оказывать организационную и финансовую помощь для поддержки малого бизнеса и градообразующих предприятий на территориях с критической ситуацией на рынке труда; предоставлять на конкурсной основе за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных фондов финансовую помощь (льготный кредит и субсидии) работодателям под инвестиционные проекты, направленные на создание эффективных рабочих мест, обеспечивающих трудоустройство неконкурентоспособных граждан.   

Поэтому обеспечение  положительной динамики экономического развития всегда будет сферой высокой  активности государства, которое призвано решать следующие задачи.

1. Необходимо создать  благоприятные институциональные  условия, увеличивающие потенциал факторов возможности экономического роста, или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса социальных, экономических и институциональных мер государство способствует, прежде всего, росту предложения человеческого капитала. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию человеческого капитала, укреплению правового режима собственности на него со стороны личности обеспечивает рост производительности труда и творчества.

Причем инвестиции в  развитие конкретного работника  порождают положительные экстерналии: растет производительность труда не, только данного индивидуума, но и других людей.

2. Государство обеспечивает  устойчивую динамику экономического  роста путем антициклического регулирования, или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и резких подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать ее чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

Проводя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос, изменяя объем денежной массы в обращении. Так, увеличивая денежное предложение, оно, с одной стороны, добивается удешевления кредита (политика "дешевых денег") и роста инвестиционной активности в экономике, с другой - через механизм инфляционных ожиданий обеспечивает увеличение совокупного потребительского спроса. В итоге предотвращается спад производства, и экономика приобретает устойчивую положительную динамику развития.

3.Положительный тренд  хозяйственного развития достигается  также проведением прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес к расширению производства качественно новых товаров и услуг, освоению перспективных, социально значимых сфер экономики, внедрению безотходных технологий и т. д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование различных долгосрочных целевых программ. Причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, для фирм создается льготный налоговый и кредитный режим.

4.Чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться, вследствие неоптимальных решений государства, в первую очередь, в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит, в основном, к сокращению той части дохода, которая предназначается для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода, с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит менее доступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений, последним не всегда удается "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, усовершенствовать налоговую систему, повысить эффективность управления государственным долгом, проводить научно обоснованную структурную и социальную политику.

Принимаемые сейчас на федеральном  и региональном уровнях программы по своей сути не являются таковыми. Это, по существу, программы содействия трудоустройству определенной категории населения (безработных), которые реализуются в рамках государственных служб занятости и сводятся к помощи в трудоустройстве, переобучении и материальной поддержке лиц, потерявших работу.

 

Заключение

Традиционно в последние  годы наша политика на рынке труда складывалась из выплаты пособий по безработице и предоставления некоторых услуг безработным гражданам. Сейчас за счет региональных программ по снижению напряженности на рынке труда оказывается помощь и тем гражданам, для которых велик риск увольнения или которые находятся в «простое» по вине администрации, работают в режиме неполного рабочего времени или оказались в отпуске по инициативе руководства.

В рамках региональных программ реализуются четыре направления:

  • организация опережающего переобучения людей, для которых велик риск увольнения, в случае гарантии работодателем сохранения занятости работников в этой или иной организации;
  • создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан и работников в случае угрозы массового увольнения, стажировка в целях приобретения опыта работы);
  • оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда;
  • содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы