Статистический анализ занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - статистическое изучение показателей занятости и безработицы по ЧР, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ и прогнозирование безработицы.
В работе последовательно решены следующие задачи :
- рассмотрены основные понятия рынка труда, занятости и безработицы;
- описаны основные виды безработицы, занятости населения;
- изучены показатели занятости и безработицы;
- рассмотрены методы, используемые для измерения состояния безработицы.
- проведен статистический анализ и прогнозирование безработицы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения занятости и безработицы 6
1.1. Задачи статистики занятости и безработицы 6
1.2. Система показателей, характеризующих занятость и безработицу 8
1.3.Критическая зона рынка труда 15
Глава 2. Методика статистического анализа занятости и безработицы ЧР 19
2.1. Социально-экономическое положение ЧР 19
2.2. Анализ показателей характеризующих состав безработицы по ЧР 30
2.3. Анализ показателей характеризующих состав занятости по ЧР 33
Глава 3. Основные направления совершенствования управления на основании проведенного исследования проблем занятости и безработицы в ЧР. Прогнозирование занятости и безработицы в ЧР 31
3.1. Направления совершенствования управления занятостью и 31
безработицей в ЧР 31
3.2. Прогнозирование занятости и безработицы в ЧР 35
Заключение 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Статистический анализ занятости и безработицы2012.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

p – средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;

nj – численность безработных- отдельно для мужчин и женщин;

n - общая численность безработных.

Факторная дисперсия характеризует  различия по полу уровня обращения  безработных в службу занятости. Остаточная дисперсия оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан. Итак, если F – критерий фактический превышает табличную величину, то состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы. [18, с. 79]

Вначале определяется, как изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости.

                      ;                  (1.11)

где xn и x0 - общая численность безработных по данным двух последних обследований;

yn и y0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости;

Cn иC0 - соотношения общей численности безработных;

∆- изменение этих соотношений  между двумя последними обследованиями;

∆ - изменение соотношений между двумя обследованиями в среднем за месяц;

t – число месяцев между двумя смежными обследованиями.

Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как:

                                  ,                                        (1.12)

где t – порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;

Yt – численность незанятого населения, состоящего не учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.

Возможен и другой метод интерполяции численности  безработных между двумя датами обследования, если предположить, что  ежемесячно рассматриваемое соотношение  двух источников информации о численности  безработных меняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии (в одно и то же число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного соотношения :             ,

Т.е. коэффициент роста  соотношения данных за период между  двумя смежными обследованиями.

Средний ежемесячный  коэффициент роста данного соотношения  найдем как:                                         .

Тогда, предполагая, что  ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз – k, численность безработных в месяце t можно оценить по формуле:                         .

Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому  методу как более простому.

Статистика изучает  состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица. [19, с. 56]

Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется  уровень обращаемости населения  в органы службы занятости. Интенсивность  спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т.е. [21, с.182]

Средствами статистики при анализе данных выборочного  обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме №1-Т «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» получают социальный состав безработных. В отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.)

Чтобы прогнозировать занятость  и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. На основании  распределения безработных можно  приближенно определить среднюю  продолжительность безработицы как среднюю арифметическую взвешенную:

                                   ,                                           (1.13)

где Ti - время отсутствия работы в i-ой группе;

Ni – численность безработных i-ой группы.

Медиану продолжительности безработицы определяют по формуле:

                           

где x0 – нижняя граница медианного интервала, т.е. первого интервала с накопленной частотой 50 и более %;

i – величина медианного интервала;

NMe – порядковый номер медианы;

SMe-1 – накопленная частота предмедианного интервала;

fMe – локальная частота медианного интервала.

Этот показатель характеризует  то, что около половины безработных  ищут работу более найденной величины медианы.

Время поиска работы достаточно тесно связано с возрастом безработных и существенно различается по полу. Рассчитывают коэффициенты корреляции и детерминации. Существенность данных различий подтверждается величиной F- критерия Фишера, которая должна быть выше табличного значения.

 Расчет F –критерия осуществляется по формуле:

                                                           (1.14)

где n – число возрастных групп.

Чтобы правильно оценить  ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие  граждан к статусу безработных (в связи с высвобождением по причине сокращения штатов, ликвидации организации, собственного дела, с увольнением по собственному желанию). Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов, по уровню официально зарегистрированной безработицы. [12, с. 115]

1.3.Критическая  зона рынка труда

 

Критическая зона рынка труда включает четыре группы граждан: 1 - лица, имеющие официальный статус безработного; 2 - неработающие, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; 3 - работающие в режиме неполной занятости, не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума; 4 - занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.

Первая и вторая категории представляют собой объединенную категорию безработных; третья и четвертая - категорию занятых. Однако вторая категория уточнена, ибо в ней учитывается душевой доход в семье. Критерий прожиточного минимума позволяет оценить ту часть безработных, которая крайне нуждается в работе. Третья и четвертая категории отражают неполную занятость людей: видимую и невидимую (соответственно). Увеличение численности лиц, имеющих неполную занятость при душевом доходе в семье ниже прожиточного минимума, усугубляет ситуацию на рынке труда.

Распространенность КЗРТ оценивается  в процентах к экономически активному  населению. Имея подробную информацию по месяцам года, можно измерять устойчивость данного явления. С  этой целью может рассчитываться коэффициент колеблемости:

                                                                                           (1.15)

где - среднее квадратическое отклонение;

- средний процент КЗРТ в экономически  активном населении.

Чем меньше коэффициент колеблемости, тем в большей мере наблюдается устойчивость КЗРТ по месяцам года. Если, например, этот показатель составит 10%, то это значит, что в течение года в КЗРТ находится мало отличающийся по месяцам процент лиц от экономически активного населения (ЭАН). Если же данный показатель превысит 30%, то для региона характерна сильная колеблемость процента лиц, находящихся в КЗРТ. Каждая категория лиц рассматривается как субзона КЗРТ, объектом изучения которой являются: материальное положение, социальный статус, возрастная, семейная структуры. Это позволяет видеть различия между категориями граждан, требующими наибольшего внимания со стороны общества. [12, с. 113]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика статистического  анализа занятости  и безработицы ЧР

2.1. Социально-экономическое положение ЧР

Чувашия является небольшим  по территории, но динамично развивающимся  и обладающим несомненной привлекательностью для инвесторов регионом. Хорошей  базой для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодность географического положения, благоприятные природно-климатические условия, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, достаточный ресурс рабочей силы. Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, были характерны и для Чувашии. Отличительной особенностью является то, что Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья.

Республика также отмечена в числе 10 регионов с самым высоким темпом роста просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам: на начало февраля 2012 года к началу января 2012 года этот показатель превысил 130%. Подобное снижение из субъектов ПФО также отмечено в Башкирии, Нижегородской и Пензенской областях. Чувашия также в числе 14 регионов, где задолженность по заработной плате на 1 марта 2012 года к началу предыдущего месяца составила от 150 до 200%. Республика отмечена в числе 15 субъектов, где темпы роста поступлений налоговых доходов в феврале 2012 года в сравнении с февралем 2011 года составил менее 70%. В докладе отмечается, что в феврале 2012 года в региональные бюджеты поступило 9,9 млрд рублей налога на прибыль, что составляет 11% от объемов февраля 2011 года.

 

Таблица 1.-Основные показатели социально-экономического положения Чувашской Республики и Российской Федерации в 2011 году

Показатели

Абсолютный

среднедушевой (удельный)

единица измерения

по Чувашии

по России

доля Чувашии

единица

по Чувашии

по России

отношение показателя по Чувашии к России

измерения

Территория

тыс. км2

18,3

17098,2

0,10%

       

Численность постоянного населения

млн.

чел.

1,29

142,4

0,90%

       

Валовой региональный продукт

млрд. рублей

76,6

26781

0,29%

на душу нас-я, тыс. руб.

70,9

188,1

37,70%

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ

млрд. руб.

70,3

15758,5

0,45%

на душу населения, тыс. рублей

54,5

110,7

49,20%

Продукция сельского хозяйства

млрд.руб

15,8

1617,1

1,00%

на душу населения, тыс. р.

12,2

11,4

107,00%

Инвестиции в основной капитал

млрд.руб

26,5

4483

0,59%

на душу населения, тыс. р.

20,6

31,5

65,40%

Ввод в эксплуатацию жилых домов

млн. м2

0,85

50,2

1,70%

на 1 тыс. населения, м2

662,8

352,5

188,00%

Оборот розничной торговли

млрд. руб

37

8627,5

0,43%

на душу населения, тыс. р.

28,7

60,6

47,40%

Доходы кон-го бюджета

млрд. руб

19,2

10642,8

0,20%

на душу населения, тыс. р.

14,8

74,7

19,80%

Численность зарегистрированных безработных (на конец года)

млн.чел

0,0119

1,74

0,70%

уровень зарегистрированной безработицы, % от эк-ки активного населения

1,7

2

85%

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимум

млн.чел

0,26

22,8

1,10%

уровень бедности, % от общей численности населения

20,3

16

126,90%

Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы