Статистический анализ рынка труда в г.Н.Новгороде

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура 5
1.1. Эволюция понятия «рынок труда» 5
1.2. Типология и структура рынка труда 9
1.3. Рынок труда в России 13
1.4. Влияние государства на рынок труда в России 18
Глава 2. Анализ рынка труда Российской Федерации ................................. 21
2.1. Анализ показателей безработицы в Нижнем Новгороде в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………….21
2.1.1. Мониторинг регистрируемой безработицы 21
2.1.2. Состав зарегистрированных безработных 22
2.1.3. Мониторинг регистрируемой женской безработицы 26
2.2. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда 29
2.2.1. Анализ целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2008 – 2010 годы» 29
2.2.2. Социально-экономическое развитие области и его влияние на рынок труда. Прогноз спроса и предложения рабочей силы 30
2.2.3. Уровень и прогноз общей и регистрируемой безработицы 34
2.3. Анализ рынка труда Российской Федерации в период с 2004 по 2009 годы………………………………………………………………………………36
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Малова1.doc

— 616.00 Кб (Скачать)

       3) содействие найму рабочей силы;

       4) введение системы социального  страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.

       В России формирование конкретных механизмов этого регулирования идет в настоящее время параллельно со становлением самого рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями.

1.4. Влияние государства  на рынок труда  в России

 

       Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические  процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

       Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

       Административные  меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

       Применение  такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет  снизить уровень безработицы  для еще работающих и уменьшить  существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

       Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

       Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

       Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

       Важным  направлением деятельности профсоюзов является борьба за расширение государственного регулирования труда. Составной  частью такого регулирования является законодательство о минимуме заработной платы. Цель его состоит в установлении минимального уровня заработной платы, превышающего равновесный уровень. При этом повышается средний уровень заработной платы, но вместе с тем сокращаются масштабы найма работников (рис. 8).

       Без фиксации минимальной заработной платы  рыночному равновесию соответствовала бы ставка заработной платы wе и количество занятых работников Le. Закрепление минимальной ставки заработной платы wmin на уровне, превышающем wе, приводит не к увеличению числа занятых до Lа (как хотели бы работники), а к его уменьшению до Lmin. Избыток труда равен отрезку са.

       

       Рис. 9. Влияние минимума заработной платы  на уровень занятости

       Практика  свидетельствует, что законодательство о минимальной заработной плате  затрагивает прежде всего положение  неквалифицированных работников, среди которых значительную долю составляют молодые рабочие и подростки. В значительной мере именно поэтому безработица среди молодежи (16-19 лет) во многих странах в три раза превышает безработицу среди людей среднего возраста. В целом же занятые рабочие (особенно наиболее квалифицированные) выигрывают от повышения минимума заработной платы, поскольку оно обычно сопровождается пересмотром всей системы ставок заработной платы в сторону их повышения. Это обстоятельство объясняет, почему профсоюзы, несмотря на угрозу увеличения безработицы, поддерживают требования о повышении минимума заработной платы.

Глава 2. Анализ рынка Российской Федерации

Глава 2.1. Анализ показателей безработицы в Нижнем Новгороде в период с 2007 по 2010 годы

2.1.1. Мониторинг регистрируемой безработицы

 

       В январе-сентябре 2010 года в областную  службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы  111,2 тыс.  человек, или 61,8% к соответствующему показателю 2009 года. Из общего числа обратившихся 49,1%  (54,6 тыс. человек) составляют женщины.

       На  конец отчетного периода численность  граждан, обратившихся в службу занятости  за содействием в поиске подходящей работы, составила 26,3 тыс. человек, что  в 1,5 раза меньше, чем на конец сентября 2009 года (39,9 тыс. человек); число зарегистрированных безработных –   22,5 тыс. человек, или  в 1,5 раза меньше  соответствующего показателя    2009 года (34 тыс. человек).

     

       Рис. 4. Динамика изменения  численности граждан, обратившихся в службу занятости, и безработных. 

       Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составил на 01.10.2010  1,23%  против  1,89% на 01.10.2009.

 

       Рис. 5. Динамика изменения уровня  регистрируемой безработицы 

2.1.2.  Состав зарегистрированных безработных

 

       По  состоянию на 01.10.2010 среди 22489 безработных  граждан, состоявших на учете в  службе занятости населения, зарегистрировано:

  • женщин – 13419 человек, или 59,7%  (на 01.10.2009 – 19764 человека, или 58,1%);
  • мужчин – 9070 человек, или 40,3%  (на 01.10.2009  – 14273 человека, или 41,9 %);
 

 

       Рис. 6. Состав безработных по полу

       граждан, проживающих в городской местности  – 18413 человека, или 81,9% (на 01.10.2009 – 29462 человека, или 86,6%), а проживающих в сельской местности –   4076 человек, или 18,1%  (на 01.10.2009 – 4575  человек, или 13,4%);  

       

       Рис. 7. Состав безработных по месту проживания 

      
  • молодежи  в возрасте 16-29 лет – 4862 человека, или 21,6% (на 01.10.2009 – 9264 человека, или 27,2%), а безработных других возрастов  – 17627 человек, или 78,4%  (на 01.10.2009 – 24773 человека, или 72,8 %);
 

 

  

       Средняя продолжительность безработицы  на конец отчетного периода составила   6 месяцев (на 01.10.2009 – 4,4 месяца).  

       Рис. 8. Средняя продолжительность безработицы

       Доля  безработных с периодом безработицы  свыше 8 месяцев  в общем числе безработных на 01.10.2010 составила  30,9%  против  11,5% на аналогичную дату 2009 года.   

 

       Рис. 9. Доля безработных, состоящих на учете  свыше 1 года.

2.1.3. Мониторинг регистрируемой женской безработицы

 

       В январе-сентябре 2010 года в областную  службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы  54,6 тыс. женщин, или  59,9 % к аналогичному показателю 2009 года (91,1 тыс. женщин). На конец отчетного периода численность женщин, зарегистрированных в областной службе занятости населения в качестве безработных, составила  13419 человек, годом ранее – 19764 человека.   

       Рис. 10. Динамика изменения численности  женщин, обратившихся с СЗ и зарегистрированных в качестве безработных 

       Удельный  вес женщин в общей численности  безработных граждан по состоянию на 01.10.2010 составил  59,7%,  на 01.10.2009 – 58,1%  

       Рис. 11. Удельный вес женщин в общей  численности безработных

       Средняя продолжительность безработицы  на конец отчетного периода среди  женщин – 6,2 месяца,  годом ранее – 4,5 месяца. Наибольшая продолжительность безработицы среди женщин отмечена в Автозаводском (9,0 мес.) районе г.Н.новгорода, Шахунском (8,3 мес.), Навашинском (7,3 мес.) и Чкаловском (7,2 мес.) районах; наименьшая – в Кр.Октябрьском    (3,1 мес.),  Шарангском (3,3 мес.), Княгининском (3,5) и Ковернинском (3,6 мес.) районах.

 

      Рис. 12. Средняя продолжительность безработицы 

       На 01.10.2010 в составе безработных граждан  наиболее высокий удельный вес женщин отмечен в следующих районах:

Володарский 76,9% Б.Болдинский 68,2%
Шарангский 71,9% Починковский 67,7%
Д.Константиновский 70,2% Тоншаевский 67,1%
Тонкинский                 69,8% Воскресенский 67,0%
Богородский 69,8% Борский 66,6%
 

 

       Наибольшее  число  безработных  женщин, состоящих  на  учете  в   службе  занятости, зарегистрировано в следующих районах:

Автозаводский 2123 чел. Ленинский 612 чел.
г. Дзержинск 850 чел. Борский 570чел.
Сормовский 757 чел. г.Арзамас 559 чел.
Канавинский                 631 чел. Кстовский 493 чел.
 

 

       За  отчетный период при содействии областной службы занятости населения трудоустроены 41,7 тыс.  женщин, или на 34,3% меньше соответствующего показателя годом ранее (63,5 тыс. женщин). Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 3820 женщин, в аналогичном периоде 2009 года – 2562.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.2. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда

2.2.1. Анализ целевой программы   "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2008 – 2010 годы»

 

       Ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.

       Программа обеспечивает преемственность областной  целевой Программы  "Содействие занятости населения Нижегородской  области на 2004 - 2007 годы", утвержденной Законом Нижегородской области  от 5 марта 2004 года № 16-З.

       Основные  положения Программы определены исходя из Федерального Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения  в Российской Федерации" (с изменениями  на 29 декабря 2006 года), концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы (рассмотрена на заседании Правительства РФ 16 февраля 2007 года), концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2008 год и на перспективу до 2010 года, плана мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2008 год и на период до 2010 года, перспективного финансового плана Нижегородской области на 2008-2010 годы.

Информация о работе Статистический анализ рынка труда в г.Н.Новгороде