Статистический анализ и последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора данной темы обусловлено тем, что безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий, что подчеркивает большую актуальность темы безработицы на сегодняшний день.

Оглавление

Введение 3
Глава I: Общая информация о безработице. 4
1.1. Безработица: понятие, виды, причины и последствия 4
1.2. Статистические методы анализа и прогнозирования динамики безработицы как социально-экономического явления 10
Глава II: Статистический анализ и последствия безработицы. 15
2.1. Статистический анализ безработицы в Новосибирской области на 2013 г. 15
2.2 Последствия безработицы. 16
3. Регулирование безработицы 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

кр безработица.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Также, по нашему мнению, стоит отметить, что все указанные кадровые агентства позиционируют себя на рынке труда не как посредники для лиц, ищущих работу, а как компании, занимающиеся поиском и подбором персонала для работодателя. Это еще раз доказывает их слабую роль в механизме регулирования безработицы.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что в целом механизм регулирования безработицы на территории Новосибирской области не отвечает принципу системности, то есть отсутствие единой цели у субъектов механизма регулирования безработицы сопровождается соблюдением частных интересов.

Основные задачи механизма регулирования безработицы в Новосибирской области соотносятся в основном только с органами государственной власти всех уровней, за исключением обеспечения деятельности механизма материально-финансовыми ресурсами и балансировки спроса и предложения на рынке труда. Эти две задачи ставят перед собой и работодатели в процессе создания или выделения рабочих мест для определенной социальной группы граждан и обучения, повышения квалификации и переквалификации своих работников. В соответствии с поставленными задачами распределяются и функции механизма регулирования безработицы среди его субъектов. Наиболее подробно нами была исследована нормативно-правовая функция органов государственной власти, так как именно она определяет перечень используемых инструментов при воздействии на безработицу и ее социально-экономические последствия.

На сегодняшний день в области действуют пять областных законов, одно постановление главы администрации, одиннадцать постановлений правительства, одна областная стратегия развития, один областной проект и восемнадцать программ, прямо или косвенно выполняющих регулятивную функцию на рынке труда и в социальной сфере. Данные нормативно-правовые акты касаются таких сфер, как поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка сельского хозяйства и сопряженных с ним производственных предприятий, социально-экономическое развитие сельских муниципальных поселений области, образование, здравоохранение, общественная безопасность, региональный заказ специалистов, квотирование рабочих мест для различных социальных слоев населения, охрана труда, регулирование социально трудовых отношений, создание новых рабочих мест, занятость и рынок труда, социально-трудовая адаптация и социальная поддержка различных социальных слоев населения. Но наибольшее внимание Правительство Новосибирской области уделяет вопросам поддержки сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса. При этом стоит отметить, что, на наш взгляд, при всем многообразии затрагиваемых сфер программы, разрабатываемые Правительством Новосибирской области, не касаются поддержки других отраслей индустрии, а в них крупных предприятий, хотя Новосибирскую область нельзя назвать чисто сельскохозяйственной –на долю добывающих, обрабатывающих, строительных и коммунальных предприятий в среднем приходится около 50 % ВРП, тогда как на сельское хозяйство –лишь около 12 %.

Также обращает на себя внимание и тот факт, что проведение мониторинга текущей ситуации и возникающих в ней проблем закреплено отдельным Положением Правительства Новосибирской области лишь в сфере малого предпринимательства, тогда как для других сфер рассмотренные нормативно-правовые акты либо не включают данного вопроса, либо не определены его качественные характеристики. Мониторингом также охватываются занятость выпускников профессионального образования области; выданные иностранным гражданам разрешения на работу и поступающие (поданные) уведомления работодателей в управление службы занятости населения области и управление Федеральной миграционной службы (ФМС) по области; трудоустройство и закрепляемость на рабочих местах граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; практика предупреждения, раскрытия и расследования; наркотическая ситуация, досуг молодежи и несовершеннолетних. На наш взгляд, отсутствие четкого механизма проведения мониторинга сокращает эффективность его результатов, что делает его экономически нецелесообразным.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что действующий на территории Новосибирской области механизм регулирования безработицы недостаточно адаптивен и гибок, но ему присущи принципы рациональности, оперативности и ответственности. О его рациональности говорит четкое распределение функций, описываемое в рассмотренных нормативно-правовых актах, между различными службами региональной власти, учреждениями и работодателями. Оперативность подтверждается сроками, которые устанавливаются Правительством Новосибирской области для исполнения утвержденных им постановлений. В среднем этот период варьируется от месяца до года в зависимости от величины и сложности поставленной задачи. Ответственность исполнителей лежит в пределах отведенных функций и характеризуется показателями качества и своевременности.

В целом, эффективность существующего механизма регулирования безработицы на территории Новосибирской области мы оцениваем на уровне среднего значения, так как из шести основных принципов механизма регулирования только три, по нашему мнению, заслуживают положительной оценки.

Дальнейший анализ нормативно-правовой базы механизма регулирования безработицы на территории Новосибирской области позволил нам выявить набор применяемых инструментов, который мы разделили в зависимости от объекта воздействия: инструменты, применяемые для минимизации безработицы, и инструменты, применяемые для минимизации ее социально-экономических последствий. При этом инструменты, применяемые для минимизации безработицы, мы, в свою очередь, подразделили на прямые и косвенные в зависимости от направления воздействия на объект (рис. 6).

Рис. 6. Инструменты механизма регулирования безработицы, используемые на территории Новосибирской области

 

 

Содействие в трудоустройстве граждан предполагает оказание помощи гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, проживающим в сельской местности, трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места или вне территории проживания.

Для этого на территории области осуществляется формирование различных банков вакансий, среди них областной, высококвалифицированных специалистов из числа безработных граждан, временных рабочих мест, в том числе для трудоустройства несовершеннолетних граждан, и картотеки работодателей, участвующих в мероприятиях по организации временного трудоустройства. Также используется российский банк вакансий с целью содействия трудоустройству граждан области с переездом в другую местность.

Услуга организации временного трудоустройства предоставляется несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, гражданам, ищущим работу впервые, безработным, испытывающим трудности в поиске работы или особо нуждающимся в социальной защите, а также гражданам, находящимся под риском увольнения или занятым неполное рабочее время.

 

 

Заключение

Анализ применяемый в ходе курсовой работы показал, что наибольшее внимание правительство региона уделяет вопросам социально-психологической, медицинской и материальной поддержки безработных граждан, тогда как правоохранительная деятельность представлена достаточно узко. При этом стоит отметить, что поддержка малого и среднего бизнеса, отдельных отраслей, создание новых рабочих мест, играют роль группы механизма регулирования безработицы, воздействующих на снижение валового регионального продукта вследствие сокращения объемов выпуска продукции предприятиями, их банкротства, ликвидации и роста уровня безработицы.

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда. Компании, находящиеся в кризисных условиях, увольняют сотрудников или практикуют систему длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, в России сформировалась скрытая безработица и масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Государственная антикризисная программа уже принята и начала действовать. Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств. Основные действия правительства направлены на опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила, переобучение работников и повышение их квалификации.

В целом, на основании изложенного можно сделать вывод, что безработицу нельзя оценивать только с отрицательной позиции. Однако, несмотря на стремительный рост мировых экономик в последнее десятилетие, число безработных в мире по-прежнему остается на сверхвысоком уровне. В России уровень безработицы остаётся стабильным последние три года – таким образом, рост производительности труда в России ведёт лишь к перераспределению занятости в стране, но не более того.

 

Список использованных источников

 

  1. Борвихин В.Н. Пороховщиков В.Г. Социально-экономические аспекты занятости в России. М., 2006. – 102 с.
  2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория. М., 2008. –  448 с.
  3. Горелов С. Математические методы в прогнозировании. – М.: Прогресс, 1993.
  4. Власов В. И., Крапивин О. М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (Постатейный). М., 2009. –  352 с.
  5. Галичанин А.И. Новосибирские власти констатировали сохранение безработицы на уровне последних лет. Новосибирск, 2010. – URL: http://www.fedpress.ru/federal/-polit/crisis/id_137957.html.
  6. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 206 с.
  7. Занятость и безработица в Новосибирской области в 2011 году: пресс-выпуск Новосибстата. – URL: http://gks.novosibstat.ru/public/release/press13_2012.htm.
  8. Кучмаева О.В. Социальная статистика. – М.: МГУЭСИ, 2004. – 131 с.
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.  – URL: http:-//www.gks.ru.
  10. Плакся В. И. Безработица: теория и современная практика (социально-экономический аспект). М., 2006. – 384 с.
  11. Полежаева М. Причины безработицы – скромность соискателя? // Институт общественных связей. 2008.
  12. Регионы России: социально-экономические показатели, 2002 ¾ 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/-catalog/statisticCollections/doc_1138623506156.
  13. Слагода В. Г. Экономическая теория. М., 2009. – 368 с.
  14. Статистика: учебник./под ред. Елисеевой И.И. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005. – 448 с.
  15. Суслов В.И., Ибрагимов Н.М. и др. Эконометрия: Учебник. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2006. – 744 с.
  16. Четвернина Т. Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России. М., 2008. – 312 с.
  17. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г. и др. Теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 656 с.
  18. Управление персоналом. М., 2009. – 608 с
  19. Черников Д. Макроэкономическая теория // Российский Экономический Журнал. – 1995. - №9.
  20. Экономическая теория. / Под редакцией И. П. Николаевой. М., 2009. – 576 с.

Информация о работе Статистический анализ и последствия безработицы