Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:39, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.
Эта цель достигается решением следующих конкретных задач:
- оценка степени разработанности теоретических основ статистического исследования рынка труда и занятости в условиях рыночной экономики;
- исследование тенденций развития российского рынка труда и сферы занятости с учетом специфики переходного периода;
Введение 3
1 Статистика занятости и безработицы 4
2 Статистические методы анализа занятости и безработицы 10
3 Оценка занятости и безработицы в РФ 14
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 25
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в декабре 2010г. составил 62,5%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,2%.
Рисунок
2 - Уровень безработицы по методологии
МОТ (без корректировки сезонных колебаний
в % от экономически активного населения)
В среднем за 2010г. численность занятого населения составила 69,8 млн.человек, численность безработных - 5,6 млн.человек. По сравнению со среднегодовыми данными за 2009г., численность занятого населения была выше на 0,5 млн.человек, или на 0,7%, численность безработных была ниже на 0,7 млн.человек или на 11,4%.
Таблица 1 - Экономическая активность населения, тыс.чел.
2010г. | 2009г. | 2010г. к
2009г. (+,-) | |||||
декабрь | IV квартал |
в среднем за год |
декабрь | IV квартал |
в среднем за год | ||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 75013 | 75288 | 75448 | 75420 | 75570 | 75658 | -210 |
занятые | 69621 | 70115 | 69803 | 69246 | 69503 | 69285 | 518 |
безработные | 5392 | 5172 | 5645 | 6173 | 6067 | 6373 | -728 |
В процентах | |||||||
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 67,3 | 67,6 | 67,7 | 67,7 | 67,8 | 67,8 | -0,1 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 62,5 | 62,9 | 62,7 | 62,2 | 62,4 | 62,1 | 0,6 |
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) | 7,2 | 6,9 | 7,5 | 8,2 | 8,0 | 8,4 | -0,9 |
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,4 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в декабре 2010г. 10% (0,6 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 37,1% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 62,9% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
Рисунок 4 - Способы поиска работы безработными (в % к общей численности безработных)
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Среди
безработных, по методологии МОТ, доля
женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля
городских жителей среди
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.
Рисунок
5 - Уровень безработицы по возрастным
группам в марте 2010 г. (% от экономически
активного населения)
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г. - 18,9%), в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского населения - 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,2 раза.
Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.
В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).
В
марте 2010г. среди безработных доля
лиц, оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или
сокращением численности
Рисунок
6 - Уровень безработицы по федеральным
округам (% от экономически активного населения)
Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1.
Рисунок
7 - Динамика числа замещенных рабочих
мест в организациях (без субъектов малого
предпринимательства), в % к соответствующему
месяцу предыдущего года
В ноябре 2010г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 2,3%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам - 3,5%.
Рисунок
8 - Численность принятых и выбывших работников
организаций, тыс.чел.
В
декабре 2010г. численность выбывших
работни ков организаций
В 2010г. численность выбывших работников была выше численности принятых на 175,2 тыс.человек или на 3,2%. По сравнению с 2009г. прием работников увеличился на 20,2%, увольнение работников сократилось на 6,4%.
По сведениям обследованных организаций, в декабре 2010г. было принято на работу 2,6% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,5% списочной численности работников (в ноябре 2010г. соответственно 2,7% и 2,9%).
Рисунок
9 - Движение численности безработных,
зарегистрированных в государственных
учреждениях службы занятости населения,
тыс.чел.
В декабре 2010г. получили статус безработного 318,8 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 15,6 тыс.человек, или на 11,4% меньше, чем в декабре 2009г. и составили 121,5 тыс.человек.
В декабре 2010г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 177,3 человека.
Таким образом, за последние годы произошли большие изменения в численности и отраслевой структуре занятого населения в Российской Федерации.
Сохраняются значительные различия уровня занятости в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В последнее время наблюдается рост регионализации социально-экономических процессов и все в большей степени функции управления и регулирования этих процессов переходят от федерального уровня к региональному, поскольку большие различия в российских регионах практически исключают общего подхода и требуют проведения гибкой региональной политики, в том числе и в вопросах управления занятостью населения. При разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально-экономического развития. Необходимо учитывать и основные факторы, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для развития социально-экономической динамики. Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в целом в стране, так и в отдельном регионе необходимо четкое разграничение функций.
Проблема
занятости - одна из важнейших социально-
Одной
из центральных задач
Основной целью международной статистики труда является количественная характеристика предпосылок формирования трудового потенциала разных стран, изучение его структуры по различным признакам (по полу и возрасту, уровню образования и квалификации, распределению по территории, по социально-профессиональным группам и т.д.), характеристика международного рынка рабочей силы, изучение социальной, профессиональной и территориальной мобильности трудоспособного населения, исследование динамики уровня затрат на рабочую силу.
В
странах с рыночной экономикой занятость
и безработица изучаются
Перед
статистикой занятости и
- сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
- измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
- изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
- изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
- измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.
Рынок
труда, подчиняясь в целом законам
спроса и предложения, представляет
собой рынок особого рода, имеющий ряд
существенных отличий от других товарных
рынков. Регуляторами здесь являются не
толь макро - и микроэкономические факторы,
но и многие факторы социального и социально-психологического
характера. Безработица выступает на рынке
труда как превышение предложения рабочей
силы над спросом на нее. Среди основных
направлений регулирования рабочей силы
можно выделить: 1) программы по стимулированию
роста занятости и увеличению числа рабочих
мест в государственном секторе; 2) программы
по подготовке и переподготовке кадров;
3) программы содействия по найму рабочей
силы; 4) программы по социальному страхованию
безработицы. Особое место в системе регулирования
рынка труда занимают биржи труда, представляющие
собой специальные учреждения, осуществляющие
посреднические функции на рынке рабочей
силы.
Информация о работе Статистические методы в исследовании занятости населения