Статистические методы в исследовании занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.
Эта цель достигается решением следующих конкретных задач:
- оценка степени разработанности теоретических основ статистического исследования рынка труда и занятости в условиях рыночной экономики;
- исследование тенденций развития российского рынка труда и сферы занятости с учетом специфики переходного периода;

Оглавление

Введение 3
1 Статистика занятости и безработицы 4
2 Статистические методы анализа занятости и безработицы 10
3 Оценка занятости и безработицы в РФ 14
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 25

Файлы: 1 файл

Статистические методы в исследовании занятости населения.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

     Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в декабре 2010г. составил 62,5%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,2%.

   

   Рисунок 2 - Уровень безработицы по методологии МОТ (без корректировки сезонных колебаний в % от экономически активного населения) 

     В среднем за 2010г. численность занятого населения составила 69,8 млн.человек, численность безработных - 5,6 млн.человек. По сравнению со среднегодовыми данными за 2009г., численность занятого населения была выше на 0,5 млн.человек, или на 0,7%, численность безработных была ниже на 0,7 млн.человек или на 11,4%.

     Таблица 1 - Экономическая активность населения, тыс.чел.

  2010г. 2009г. 2010г. к  2009г. 
(+,-)
декабрь IV 
квартал
в 
среднем 
за год
декабрь IV 
квартал
в 
среднем 
за год
Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 75013 75288 75448 75420 75570 75658 -210
занятые 69621 70115 69803 69246 69503 69285 518
безработные 5392 5172 5645 6173 6067 6373 -728
В процентах              
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 67,3 67,6 67,7 67,7 67,8 67,8 -0,1
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) 62,5 62,9 62,7 62,2 62,4 62,1 0,6
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) 7,2 6,9 7,5 8,2 8,0 8,4 -0,9
 

     Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1589 тыс.человек.

   

 
Рисунок 3 - Динамика численности безработных, млн.чел.

     Так, в составе общей численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в декабре 2010г. 10% (0,6 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 37,1% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 62,9% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

   

   Рисунок 4 - Способы поиска работы безработными (в % к общей численности безработных)

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

     Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля городских жителей среди безработных - 63,6%.

     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2010г. это превышение составляло 1,8 раза.

     Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.

   

   Рисунок 5 - Уровень безработицы по возрастным группам в марте 2010 г. (% от экономически активного населения) 

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2010г. составил 19,8% (в феврале  2010г. - 18,9%), в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского населения - 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,2 раза.

     Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

     Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%. 

     В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).

     В марте 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 27,5%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%.

   

   Рисунок 6 - Уровень безработицы по федеральным округам (% от экономически активного населения)   

     Самый низкий уровень безработицы, соответствующий  критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

     Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении 1.

   

   Рисунок 7 - Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства), в % к соответствующему месяцу предыдущего года 

     В ноябре 2010г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей  составлял 2,3%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам - 3,5%.

   

   Рисунок 8 - Численность принятых и выбывших работников организаций, тыс.чел. 

     В декабре 2010г. численность выбывших работни ков организаций превысила  численность принятых работников на 134,0 тыс.человек (в декабре 2009г. - на 239,2 тыс.человек).

     В 2010г. численность выбывших работников была выше численности принятых на 175,2 тыс.человек или на 3,2%. По сравнению  с 2009г. прием работников увеличился на 20,2%, увольнение работников сократилось  на 6,4%.

     По  сведениям обследованных организаций, в декабре 2010г. было принято на работу 2,6% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,5% списочной численности работников (в ноябре 2010г. соответственно 2,7% и 2,9%).

   

   Рисунок 9 - Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, тыс.чел. 

     В декабре 2010г. получили статус безработного 318,8 тыс.человек. Размеры трудоустройства  безработных были на 15,6 тыс.человек, или на 11,4% меньше, чем в декабре 2009г. и составили 121,5 тыс.человек.

     В декабре 2010г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 177,3 человека.

     Таким образом, за последние годы произошли большие изменения в численности и отраслевой структуре занятого населения в Российской Федерации.

     Сохраняются значительные различия уровня занятости  в субъектах Российской Федерации  вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В последнее время наблюдается рост регионализации социально-экономических процессов и все в большей степени функции управления и регулирования этих процессов переходят от федерального уровня к региональному, поскольку большие различия в российских регионах практически исключают общего подхода и требуют проведения гибкой региональной политики, в том числе и в вопросах управления занятостью населения. При разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально-экономического развития. Необходимо учитывать и основные факторы, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для развития социально-экономической динамики. Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в целом в стране, так и в отдельном регионе необходимо четкое разграничение функций.

Заключение

 

     Проблема  занятости  - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики.

     Одной из центральных задач международной  статистики труда является характеристика использования трудового потенциала (показатели занятости и безработицы). Статистическое изучение трудового  потенциала, его структуры, динамики и использования на современном этапе приобретает особое значение.

     Основной  целью международной статистики труда является количественная характеристика предпосылок формирования трудового  потенциала разных стран, изучение его  структуры по различным признакам (по полу и возрасту, уровню образования и квалификации, распределению по территории, по социально-профессиональным группам и т.д.), характеристика международного рынка рабочей силы, изучение социальной, профессиональной и территориальной мобильности трудоспособного населения, исследование динамики уровня затрат на рабочую силу.

     В странах с рыночной экономикой занятость  и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

     Перед статистикой занятости и безработицы  стоят следующие задачи:

     - сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;

     - измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

     - изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

     - изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

     - измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

     Рынок труда, подчиняясь в целом законам  спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро - и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия по найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статистические методы в исследовании занятости населения