Статические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является статистическое изучение уровня и динамики себестоимости продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Предмет, методы и задачи изучения себестоимости продукции ……………..5
Система статических показателей и методов статического анализа себестоимости…………………………………………………………………..10
Статические методы и их применение в изучении себестоимости продукции……………………………………………………………………….13
Практикум……………………………………………………………………….21
Аналитическая часть…………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

    Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

    Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

    В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

    Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты  на производство должны приводиться  к одному объему. Себестоимость единицы  продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

    Показатель  снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

    Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

    Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

    - по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная  себестоимость; 

    - по длительности расчетного периода  - месячная, квартальная, годовая,  за ряд лет; 

    - по характеру данных, отражающих  расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

    - по масштабам охватываемого объекта  - цех, предприятие, группа предприятий,  отрасль, промышленность и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статические методы и их применение в изучении себестоимости продукции 

           Себестоимость продукции изучается с использованием таких статистических методов, как метод группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

    Статистические  методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из трех основных стадий:

    - первая – сбор первичной статистической  информации;

    - вторая – статистическая сводка  и обработка первичной информации;

    - третья – обобщение и интерпретация  статистической информации.

    На  первой стадии применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий всеобщность, полноту и представительность (репрезентативность) полученной первичной информации. В процессе статистического наблюдения формируется первичный статистический материал – статистические данные (первичная статистическая информация), которые затем подвергаются систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению.

    На  второй стадии – собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается обработке методом статистических группировок. Совершается переход от характеристики единичных фактов к характеристике данных, объединенных в группы величин. Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по статьям калькуляции. Это позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению, дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым определить вклад каждого участка в себестоимость продукции.

    На  третьей стадии проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих показателей: абсолютных, относительных и средних величин, вариации, тесноты связи и др.

    Для характеристики себестоимости всей продукции  вычисляют показатель затрат на 1 рубль продукции. Он важен, так как учитывает и несравниваемую (в основном новую) продукцию.

    В статистике используются следующие  виды показателя затрат на 1 рубль товарной продукции:

    - затраты на 1 рубль товарной продукции по утвержденному плану;

    - фактические затраты на 1 рубль  товарной продукции;

    - фактические затраты на 1 рубль  товарной продукции в плановых  отпускных ценах (на фактически  выпущенную продукцию, исходя  из фактической себестоимости в ценах, принятых в плане);

    - затраты на 1 рубль товарной продукции  по плану в пересчете на  фактический объем и состав  продукции (на фактически выпущенную  продукцию, исходя из плановой  себестоимости в отпускных ценах,  принятых в плане).

    Сопоставление этих показателей позволяет с помощью индексного метода проанализировать изменение фактических затрат на 1 рубль продукции по сравнению с планируемым, степень выполнения плана по снижению себестоимости.

    При изучении статистической информации широкое  применение имеют табличный и графический методы.

    Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции  по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка  затрат по элементам, позволяющая судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка по статьям калькуляции означает распределение всех расходов предприятия  по тому или иному конкретному значению. Эта группировка имеет большое значение, так как дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и соответственно вклад  каждого в  себестоимость продукции.

           Основные задачи, которые решаются с помощью группировок:

  • выделение социально-экономических типов;
  • изучение структуры социально-экономических явлений;
  • выявление связи между явлениями.

Различают следующие  виды группировок:

1.  Типологические группировки - их задача:  выявление социально-экономических типов или однородных в существенном отношении групп.

2.  Структурные группировки - их задача: изучение состава отдельных типических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака.

3.  Аналитические группировки - их задача:  выявления влияния одних признаков на другие (выявить связь между социально-экономическими явлениями).

4.  Комбинационные группировки - в них производится разделение совокупности на группы по двум или более признакам. При этом группы, образованные по одному признаку, разбиваются на подгруппы по другому признаку. Такие группировки дают возможность изучить структуру совокупности по нескольким признакам одновременно.

           Для выявления наличия связей между признаками применяются самые разнообразные методы – как элементарные, не требующие привлечения математического аппарата, та и более сложные, связанные с проведением математических расчетов (дисперсионный анализ, применение критерия «χ-квадрат». К элементарным статистическим методам выявления взаимосвязей признаков относятся: применение аналитических и корреляционных таблиц, графический метод.

           При выявлении наличия связи  методом аналитической группировки  формируется группировка единиц  совокупности по факторному признаку  Х, а затем для каждой выделенной j-й группы рассчитываются средние значения результативного признака Y. Если при переходе от одной группы к другой средние значения будут изменяться с определенной закономерностью – возрастать или убывать, то между признаками Х и Y существует корреляционная связь.

           При использовании метода корреляционных таблиц, охватывающих два интервальных ряда распределения – факторного и результативного признаков, прослеживают визуально, как именно расположена в таблице основная масса частот повторения в эмпирических данных сочетаний (хi, уi). Концентрация частот вдоль диагонали от левого верхнего угла таблицы к правому нижнему означает наличие прямой корреляционной связи между признаками. Если же частоты концентрируются около диагонали от левого нижнего угла к правому верхнему, то связь между признаками обратная.

           Метод средних и относительных  величин применяют при вычислении  средних уровней себестоимости  для однородной продукции, при  изучении структуры и динамики  себестоимости.

           Графический метод помогает наглядно  представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей. Графики в статистике имеют не только иллюстративное значение, они позволяют получить дополнительные знания о предмете исследования, которые в цифровом варианте остаются скрытыми, невыявленными. Графический метод состоит в построении корреляционного поля – множества точек в декартовой системе координат. По характеру расположения точек корреляционного поля можно сделать вывод о наличии или отсутствии стохастической связи и о характере связи (линейная или нелинейная, а если связь линейная – то прямая или обратная). При корреляционной связи вследствие различных случайных факторов точки (хi, уi) не лежат на одной линии, но все же их расположение обнаруживает определенную тенденцию, которая выражается видом эмпирической линии связи.

           Простейшей формой корреляционной  связи признаков является парная  линейная корреляция, представляющая  собой линейную зависимость результативного  признака Y от факторного Х. Ее практическое значение состоит в том, что при исследовании взаимосвязи социально-экономических явлений во многих случаях среди всех факторов, влияющих на результативный признак, выделяют один важнейший фактор, который  в основном определяет вариацию результативного признака.

           Уравнение парной линейной корреляционной  связи имеет следующий вид:  где - расчетное теоретическое значение результативного признака Y, полученное по уравнению регрессии, а0 – среднее значение признака Y в точке х=0, а0, а1 – коэффициенты уравнения регрессии (параметры связи). Гипотеза о линейной зависимости между признаками Х и Y выдвигается в том случае, если значения обоих признаков возрастают (или убывают) одинаково, примерно в арифметической прогрессии.

           В изучении корреляционных связей  важным этапом корреляционно-регрессионного  анализа является выбор адекватного  (наиболее подходящего) эмпирическим  данным уравнения регрессии. В  качестве критерия подбора адекватной  математической функции связи f(х) используются показатели:

Информация о работе Статические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции