Шпаргалка по социальной статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена "Социальная статистик".

Файлы: 1 файл

Соц стат_ответы.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

• суммарный  коэффициент рождаемости, который  показывает, сколько в среднем  детей родила бы одна женщина на протяжении ее жизни при сохранении в каждом возрасте существующего уровня рождаемости. Суммарный коэффициент может быть вычислен также как сумма частных возрастных коэффициентов рождаемости;

• брутто-коэффициент  воспроизводства населения, показывающим среднее число девочек, рожденных  женщиной за всю ее жизнь, Его определяют умножением суммарного коэффициента рождаемости на долю девочек среди родившихся (0,49);

• нетто-коэффициент  рождаемости, показывающим среднее  число девочек, рожденных женщиной за всю ее жизнь и доживших до возраста матери, в котором она была при рождении дочери. Его вычисляют как сумму произведений возрастных коэффициентов рождаемости на соответствующие числа живущих женщин, взятые из таблиц смертности за тот же период, умноженную на долю девочек (0,49).

Смертность характеризуется следующими показателями:

• коэффициент  младенческой смертности, характеризующий  уровень смертности до одного года. Его рассчитывают как отношение  числа умерших до одного года к  числу родившихся живыми.

• коэффициент  младенческой и детской (до пяти лет) смертности, являющийся одним из основных социальных индикаторов, используемых в международных сравнениях уровня жизни населения разных стран;

• частные коэффициенты смертности по отдельным возрастным группам;

• коэффициенты смертности по причинам смерти;

• средняя ожидаемая  продолжительность предстоящей  жизни населения, которая является наиболее обобщающей характеристикой  современного уровня смертности во всех возрастах.

Стандартизованные коэффициенты естественного движения населения позволяют исключить влияние различий в структуре на-селения при проведении сравнительного анализа демографических процессов для разных территорий или периодов времени, отстоящих друг от друга более чем на пять лет.

  1. Статистическое изучение миграции.

Миграция –  перемещение населения с одной территории на другую

На численность  населения страны помимо естественного  оказывает влияние механическое движение, т.е. территориальное перемещение, или миграция людей.

Различают внутреннюю миграцию, т.е. перемещение населения  внутри страны, и внешнюю, т.е. выезд за ее пределы.

Миграция характеризуется  абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям  относят:1) число прибывших, или прибытий (П);2) число выбывших, или выбытий (В);3) миграционный прирост (или снижение), сальдо миграции, чистая миграция (П-В);4) объем миграции, валовая миграция, брутто-миграция (П+В).

Показатели объема миграции могут разделяться и  группироваться по различным признакам (территориальным, временным, социально-демографическим, целевым).

Относительные показатели:1. Показатели интенсивности миграции (чистота смены места жительства за определенный период)2. По причинам миграции (политические, экономические)

Показатели интенсивности  миграции характеризуют частоту  случаев перемены места жительства в совокупности населения за определенный период. Чаще всего используют общие коэффициенты интенсивности миграции за год в расчете на 1000 или 10 000 жителей.

Относительные показатели миграции отражают различия в миграционной подвижности населения  или его различных групп на определенной территории в динамике за ряд лет. Показатели интенсивности миграции позволяют также сопоставлять эти процессы по отдельным территориям и неравнозначным периодам времени

  1. Анализ современного демографического состояния в России и мире.

Размещение населения  на территории РФ

*общий коэффицент  демографической нагрузки 

*отношение численности  населения трудоспособности граждан

*коэфф по  замещению

*отношение численности  населения моложе трудоспособного,  численность населения трудоспособного возраста

  1. Статистика доходов и расходов населения. Методы изучения доходов и расходов населения.

Источники инф  выборочное обследование домохозяйств

Задачи обследования:1-постр. распред населения по ур-ню доходов и оценка дифференциации и концентрации населения по доходам; 2- анализ ур-ня бедности; 3- изучение характера и структуры потребления и денежных расходов для различ социальных слоёв; 4- оценка структуры потребительских расходов с целью построения индекса потребительских цен

Программа наблюдения домохозяйств:1.общие сведения 2.дополнительные доходы и расходы 3.дотации, льготы

Расходы: 1.обязательные платежи 2.отдых , развлечения 3.здоровье 4.накопления

  1. Особенности доходов и расходов населения в современной России.

демографические характеристики (рождаемость, смертность).2 санитарно-гигиенические условия жизни.3 потребление продовольственных товаров.4 жилищные условия.5 образование и культура.6 условия труда и занятости.7 доходы –расходы.8 стоимость жизни и потребит. Цены.9 транспортные средства.10 организация отдыха.11 соц обеспечение.12 свобода человека

  1. Статистика образования населения.

Увеличилось число  самостоятельных государственных  и муниципальных образовательных  учреждений среднего профессионального  образования, при этом число филиалов образовательных учреждений среднего профессионального образования уменьшилось на 74 единицы (на 16,5%) и составило 375.

Если число  образовательных учреждений высшего  профессионального образования  в целом сократилось на 20 единиц (на 1,8%), то число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования возросло на 2 единицы (на 0,3%).

В 2009г. аттестат об основном общем образовании получили 1,2 млн. юношей и девушек (91,9% к уровню 2008г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,8 млн.человек (84,5%).

Прием в государственные  и муниципальные образовательные  учреждения среднего профессионального  образования сократился по сравнению  с 2008г. на 3,4 тыс.человек, или на 0,5%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в них 183,1 тыс.человек, или 27,5% от общего числа принятых (в 2008г. - 190,4 тыс., или 28,4%).

Прием в государственные  и муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования в 2009г. сократился на 33,1 тыс.человек (на 2,4%) в основном за счет студентов, принятых на дневную форму обучения (сокращение составило 20,2 тыс.человек, или 3,0%). Численность принятых на заочную форму обучения уменьшилась на 4,8 тыс.человек, или на 0,8%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней составил 559,8 тыс.чело-век и сократился по сравнению с 2008г. на 1,0 тыс.человек, или на 0,2%. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение уменьшился на 0,9 процентного пункта и составил 57,9% от общего числа принятых.

В 2009г. доля принятых в негосударственные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования студентов уменьшилась  на 3,1 процентного пункта и составила 13,9%.

По результатам  Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные  образовательные учреждения высшего  профессионального образования  принято 628,2 тыс.человек, что превышает  аналогичный прием 2008г. на 62,2 тыс.человек, или на 11,0%.

На 5 студентов  очной формы обучения в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования в 2009г. приходился один персональный компьютер, в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования - на 7 студентов (в 2008г. - соответственно на 5 и 8 студентов).

В государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования доступ в Интернет имелся на 77,4% компьютеров, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования - на 54,3% компьютеров.

 

  1. Статистика здоровья населения и здравоохранения.

Источниками данных санитарной  статистики являются: первичная  учетная медицинская документация, которая ежедневно ведется в  учреждениях здравоохранения; статистическая отчетность; единовременные учеты; лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования. Отдел статистики входит в структуру практически каждого лечебно-профилактического учреждения. Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать состояние и изменение здоровья населения. Годовая отчетность лечебных и лечебно-профилактических организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предоставляет данные об определенных категориях лиц, получающих медицинскую помощь, а также о работе учреждений системы здравоохранения и их обеспеченности кадрами. Кроме того, существует годовая отчетность, нацеленная на сбор данных по территориальным единицам. Различия  между развитыми и развивающимися странами фиксируются прежде всего по распространенности инфекционных и паразитарных болезней, осложнений беременности, родов и послеродового периода, а также травм и отравлений.

  1. Статистика рынка жилья и жилищных условий населения.

Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых; помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, дома ветеранов, интернаты и др.), квартиры, жилые служебные помещения, иные помещения, пригодные для проживания.

Основными источниками  информации о жилищных условиях населения  являются:1.  переписи населения и  микропереписи;2. выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств;3. отчетность территориальных исполнительных органов, жилищно-строительных кооперативов, отчетность предприятий по месту работы и т.д.

Данные, собираемые из различных источников, позволяют  решить основную задачу — оценить  различия (неравенство) в распределении  жилищного фонда между различными группами населения, выделить группы населения, проживающего в условиях, не соответствующих социальным нормам.

  1. Показатели уровня жизни населения.

1.доходы населения  (среднедушевые номинальные и  реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

2.качество питания(калорийность, состав продуктов);

3.качество и  модность одежды;

4.комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья  на одного жителя);

5.качество здравоохранения(число  больничных коек на 1000 жителей);

6.качество социальных  услуг (отдых и сфера услуг);

7.качество образования  (число вузов и средних специальных  учебных заведений, удельная доля  студентов в численности населения);

8.качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

9.качество сферы  обслуживания;

10.качество окружающей среды, структура досуга;

11.демографические  тенденции (показатели ожидаемой  продолжительности жизни, рождаемости,  смертности, брачности, разводимости);

12.безопасность (число зарегистрированных преступлений).

  1. Показатели социальной поддержки населения.

Стратегические цели и тактические задачи департамента социальной защиты населения Краснодарского края определены в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации с учетом системы целей, задач и показателей Правительства Российской Федерации и согласно стратегическим целям и направлениям развития Краснодарского края до 2020 года.

Руководствуясь  стратегией развития отрасли социальной защиты населения Краснодарского края до 2020 года, департамент социальной защиты населения Краснодарского края ставит перед собой четыре стратегические цели:

1. Обеспечение  мерами социальной поддержки  льготных категорий граждан, семей  с детьми, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации; предоставление  гражданам субсидий и льгот  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

2. Предоставление  социальных услуг гражданам, семьям  с детьми, находящимся в трудной  жизненной ситуации, повышение их  качества и эффективности.

3. Содействие  в реализации прав граждан  в области труда.

4. Содействие гражданам в установлении правового статуса и обеспечении их документами на право пользования мерами социальной поддержки.

Реализация поставленных целей направлена на:

• содействие в  повышении уровня жизни отдельных  категорий льготников, семей с  детьми, малоимущих и других жителей Краснодарского края;

• смягчение негативных последствий  реформы жилищно-коммунального хозяйства;

• обеспечение реабилитации, адаптации детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, в  том числе в социально опасном  положении, их интеграции в общество, сохранение удовлетворительного жизненного потенциала пожилых граждан путем оказания комплексных социальных услуг;

• создание условий для  полноценной жизнедеятельности  инвалидов, включая детей-инвалидов, интеграции их в общество путем предоставления качественных социально-реабилитационных услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе технических средств реабилитации, материальной и иной поддержки;

Информация о работе Шпаргалка по социальной статистике