Рынок труда в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Изучение занятости населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Необходимость более детального анализа положения на региональном рынке труда в период преобразований придает актуальность проведению данного исследования.

Файлы: 1 файл

Мой курсовик.docx

— 93.30 Кб (Скачать)
">     Динамичность  системы, описывающий объект управления, сложность ее взаимосвязей с внешней средой, приводят к тому, что присуще ей внутренние закономерности и будущее проведение ее параметров могут быть описаны с определенной вероятностью. Следовательно, количественная сторона процесса формирования занятости населения может быть описана с помощью математико-статистических методов, отражающих проведение параметров спроса «в среднем» с определенной степенью вероятности.

     Таким образом, прогнозирование процесса развития занятости населения (как  и всякого другого экономического    явления)  должно характеризоваться некоторыми общими чертами, отличающими процесс разработки построения любого прогноза  вообще. Непременным условием  построения любого прогноза является учет прошлого опыта, поэтому прогнозы занятости населения также должны строится на анализе (как качественном, так и количественном) закономерностей процесса формирования и развития занятости населения, выявления наиболее характерных тенденций, присущих данному процессу. В зависимости от конечного результата прогнозирования, можно выделить  количественные и качественные прогнозы занятости населения. В практике хозяйственного планирования наибольшее значение имеют количественные прогнозы, с помощью которых может быть дана оценка размеров будущей занятости населения. Эта оценка наиболее точно достигает при использовании экономико-статистических методов прогнозирования.

     Вся совокупность методов прогнозирования  занятости населения, основанных на его экономико-математическом моделировании, может быть подразделена на две группы, различающихся между собой в основном характером, использованных моделей и применяемого математического аппарата. К ним относятся многофакторные методы прогнозирования занятости населения и методы, основанные на анализе одиночных временных рядов.

3. Прогноз  занятости

3.1. Статистика  трудовых ресурсов

     Статистика  использует следующие показатели для  изучения трудовых ресурсов и структуры  всего населения на макроуровне: общая численность трудовых ресурсов, их состав и отраслевая структура; динамика (абсолютный прирост, темпы роста  и прироста с выделением естественного  и механического движения ресурсов), интенсивность их воспроизводства (соотношение абсолютного прироста трудовых ресурсов за год к средней  годовой их численности); коэффициенты общей (демографической) и пенсионной нагрузки населения в трудоспособном возрасте; коэффициенты трудоспособности всего населения и населения  в трудоспособном возрасте; коэффициенты занятости всего населения и  трудоспособного населения. Можно  определить и прогнозную численность  трудовых ресурсов на небольшой срок, используя следующую статистическую модель.

    

  где Н0 – численность населения на начало исходного года;

  Ке  – коэффициент естественного  изменения населения;

  t – число лет в прогнозируемом  периоде;

  dтв  – доля трудоспособного населения  в общей численности всего  населения;

  Кттв  – коэффициент трудоспособности населения в трудоспособном возрасте.

     В экономической теории и практике разработана система показателей, которая отражает эффективность  занятости. Обычно применяются четыре группы показателей:

     • первая группа – это пропорции  распределения трудовых ресурсов общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности;

     • вторая группа – уровень занятости  трудоспособного населения в  общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах;

     • третья группа – структура распределения  работающих по отраслям народного хозяйства;

     • четвертая группа – это профессионально-квалификационная структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

  3.2. Статистика занятости и безработицы

     Занятость - одна из важнейших социально-экономических  проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось  на международных конференциях статистиков  труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

     Перед статистикой занятости и безработицы  стоят следующие задачи:

  1. сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  2. измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  3. изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  4. изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  5. измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

     Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании  ряда источников информации.

     Ситуация  на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность  занятых и безработных, но и через  уровень безработицы и уровень  занятости, которые определяются как  удельный вес соответствующей категории  рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

     Количественно занятость характеризуется показателем  уровня занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

     Доля  занятых в общей численности  населения: 

    

  2. Доля занятых в экономически  активном населении:

    

     В международной статистике исходным показателем для анализа занятости  является уровень экономической  активности населения, т.е. доля численности  экономически активного населения  в общей численности населения: 

    

  где Чз – численность занятых; Чн –  общая численность населения; Чб – численность безработных. [3, 72]

     Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

     Уровень безработицы определяется в процентах  как отношение числа безработных  к числу занятых и безработных  — по формуле: 

    

  где Чз — число занятых; Чб — число  безработных.

     Рассчитаем уровень занятости по Республике Саха (Якутия) (двумя способами), уровень экономической активности населения и уровень безработицы за 2011 год: 
 
 
 
 

     Расчет  показывает, что уровень безработицы в РС (Я) в 2011 году превысил естественный уровень 7%.

     Экономисты, политики и общественность в целом  много дискутируют по поводу возможности  и обязанности правительства  сокращать уровень безработицы. Расхождение во мнениях в основном происходит из-за того, что мы на самом  деле не знаем последствий той  или иной политики. Еще одна причина  споров — это то, что правительственная  политика очень редко вообще приводит к каким-либо результатам.

     Многие  сходятся на том, что правительству  удастся снизить безработицу, если оно сможет предотвратить или  снизить колебания экономического роста, которые мы называем экономическими циклами. Вопрос в том, есть ли возможность, и даже желание у правительственных чиновников стабилизировать темпы экономического роста.

     Многие  также соглашаются с тем, что  правительство может снизить  уровень безработицы с помощью  соответствующей политики на рынке  труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу. К сожалению, очень мало программ, воистину успешных в этом, т.е. тех, которые действительно помогли трудоустроить много людей, в противном случае так и оставшихся безработными.

     Было  бы логичным предположить, что правительство  могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных  работников по поиску новой работы и таким образом сократило  бы период поисков. Вы можете привести собственные политические и этические  аргументы против такого шага. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

     Поскольку безработица, и особенно безработица  во время спада, большей частью объясняется  следствием ошибочных ожиданий, правительство  могло бы сократить уровень безработицы, улучшив качество информации, доступной  лицам, принимающим экономические  решения. Но разве это сильно отличается от нашего утверждения о том, что  мы могли бы повысить количество людей  с высшим образованием, увеличив качество высшего образования? Возможно, это и не совсем одно и то же — особенно учитывая, что изменчивая и непредсказуемая правительственная политика сама по себе будет основным источником неуверенности, с которой сталкиваются лица, принимающие экономические решения. Даже если мы решим вопрос, как удержать правительство, которое ожидает новых выборов, от изменчивой и непредсказуемой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В современных условиях более углубленное  изучение занятости населения приобретает всевозрастающую роль со стороны государства, так как первичным фактором жизнедеятельности общества является труд, человеческая деятельность, направленная на создание товаров и оказание услуг. Для  рынка как самонастраивающейся системы с его неразвитой инфраструктурой, высоким уровнем инфляции в условиях становления рыночных отношений характерно наличие противоречий между спросом и предложением рабочей силы. Успех исследований в области изучения занятости населения во многом зависят от уровня теоретической разработанности этого процесса, выяснения его сущности.

     Исследование  теоретических проблем прогнозирования  занятости населения предполагает, прежде всего, выяснение качественного содержания, сущности этого процесса. Очевидно, что сущность  прогнозирования занятости населения будет определяться с одной стороны некоторыми общими чертами, присущими процессу прогнозирования вообще, а с другой стороны, самой спецификой занятости населения как объекта прогнозирования.

     Занятость населения относится к числу  тех социально-экономических явлений, которые не поддаются планированию: государство не может установить, сколько и на каких должностях должен находится человек в отдельности или все население в целом. Исходя из этого, речь может идти лишь об оценке возможной в перспективе занятости населения, то есть о прогнозирование занятости населения.

     Достоверные  показатели занятости населения  необходимы как для адекватной оценки социально-экономического состояния общества в текущем периоде, так как и для разработки различных социальных программ, корректировки всей социальной политики государства. 
 

Список используемых источников

1. B.C. Мхитарян. 2-е изд., испр. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 656 с.

2. Владимирова Т. Безработные в резерве / Т.Владимирова; Т. Владимирова // Социальная защита. 2004. - N 8. - С. 11-13. 
3. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 11 апреля 1996г. 
4. Ильченко А.Н. Экономико-математические методы: Учеб. Пособие / А.Н. Ильченко М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.

5. Кашепов А. Политика на рынке труда / А. Кашепов // Общество и экономика. 2001. - N5.-C.68-108. 
6. Кашепов, А. Факторы, детерминирующие занятость россиян / А. Кашепов, С. Утинова // Человек и труд. 2003. - N2.-C.31-36. 
7. Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России / Александр Котляр // Человек и труд. 2001. - N9.-C.42-44. 
8. Кремер Н.Ш. Эконометрика: Учебник / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко; Под ред. Н.Ш.Кремера. М.: ЮНИТИ, 2003. - 311 с. 
9. Кузнецов В.И. Роль статистики в управлении процессами занятости / 
10. B.И. Кузнецов// Вопросы статистики. 1999. - N6.- С.26-30. 
11. Кузнецов С. Методические подходы к оценке структурных сдвигов в занятости / Сергей Кузнецов // Человек и труд. 2002. - N7.-C.72-75. 
12. Любимов, В.А. Перемены на рынке труда / В.А. Любимов // Служба кадров. 2001.-N5.-C. 17-21. 
13. Магнус Я.Р. Эконометрика. Начальный курс: Учебник / Я.Р. Магнус, П.К. Катышев, А.А. Пересецкий. М.: ДЕЛО, 2000. - 400 с. 
14. Овечкина О.М. Проблемы развития трудового потенциала / О.М. Овечкина // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2005. - N 2. - С. 23-28. 
15. Одегов Ю. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений / Ю. Одегов, Г. Руденко // Вопросы экономики. 2004. - N З.-С. 105-114. 
16. Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда / А.Д. Попов // Вопросы статистики. 2004. - N З.-С. 50-53. 
17. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие / Под ред. Федосеева В.В. М.: ЮНИТИ, 2000. - 391 с 
18.
http://zansakha.ru

Информация о работе Рынок труда в регионе