Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:15, курсовая работа
Изучение занятости населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Необходимость более детального анализа положения на региональном рынке труда в период преобразований придает актуальность проведению данного исследования.
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, то есть обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д., или принимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
Необходимо иметь в виду, что Законом о занятости населения Российской Федерации категория “ безработных ” определена иначе. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в федеральной государственной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Решение о признание гражданина безработными принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11-го дня с момента предъявления документов в службу занятости.
Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия (кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы). В соответствие с этим же законом трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально- технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших и средних специальных и других заведениях, считаются занятыми. Из этого следует, что указанным категориям граждан, если они хотят работать и активно ищут работу, не может быть присвоен статус “ безработного” в службах занятости. В приведенных выше определениях безработных видны существенные различия, которые необходимо учитывать при использовании информации об их численности, поступающей из различных источников.
Первое определение позволяет получать и анализировать данные о величине фактической безработицы, второе – о величине официальной (зарегистрированной) безработицы.
Различают следующие типы безработицы:
1)
фрикционная безработица –
2) структурная безработица – связана с тем, что стечением времени
происходит
изменения в структуре
3)
циклическая безработица-
Кроме того, существует понятие «мнимая» (или ложная) безработица, при которой лица, потерявшие основную работу, зарегистрированы, но не имеют источник дохода, занимаясь мелкой торговлей либо другой индивидуальной деятельностью неофициально. Практически они не нуждаются в трудоустройстве либо не готовы приступить к работе по состоянию здоровья или другим причинам. Мнимая безработица завышает уровень фактической безработицы.
Чтобы быть отнесенным к числу безработных, тому или иному лицу необходимо активно искать работу. По времени поиска различают застойную безработицу сроком более 4 месяцев и хроническую – более года.
Информационной
базой данных о численности
1)
учащиеся и студенты, слушатели
и курсанты дневной формы
2) пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
3)
лица, получающие пенсии по
4) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и тому подобное;
5) лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
6) другие лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать.
Данные об экономически неактивном населении разрабатываются по полу, возрастным группам, уровню образования и другим признакам. Всесторонняя информация об экономически неактивном населении является важной и необходимой частью о рынке труда, поскольку, с одной стороны, происходит постоянный переход части населения из состояния экономически активного населения в состояние экономически не активного населения (уход на пенсию, поступление на учебу с отрывом от производства, временное прекращение трудовой деятельности женщин в связи с рождением детей и пр.), а с другой – часть населения постоянно вливается в экономически активное население (студенты после окончания учебных заведений, женщины, возобновляющие работу, которые до этого занимались уходом за детьми и домашним хозяйством, пенсионеры, по различным причинам вновь начинающие работать, часть населения, вступающая в трудоспособный возраст и предлагающая свои услуги на рынке и пр.).
Классификация населения по статусу в занятости, действующая в российской статистике, полностью согласуется с Международной классификацией статуса занятых, последняя редакция которой была принята в 1993 году. По статусу в занятости классифицируется только экономически активное население, то есть занятые и безработные. По статусу в занятости, по сути, определяется социальное положение индивидуума в обществе. В классификаторе по статусу в занятости распределяются работы, выполняемые индивидами в определенный момент времени, при этом учитывается явный или подразумеваемый трудовой договор с другими индивидами или организациями.
По
степени количественного и
Полная занятость — это состояние, при котором обеспечены работой все, нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная занятость — это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость — это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.
Свободно
избранная занятость
Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.
Рациональная занятость определяется по формуле:
где Зпр – продуктивная занятость; Зп – полная занятость.
Эффективная
занятость предполагает способность
общественного управления воспроизводить
социально-экономические
Основным критерием при определение статуса в занятости служит степень экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками или предприятиями. По статусу в занятости классифицируются не только занятые лица, но и безработные. В этом случае для безработных лиц, которые раньше имели работу, их статус определяется по предыдущей занятости. Если безработные лица ранее не занимались трудовой деятельностью, их относят в шестую группу. Классификация населения по статусу в занятости осуществляется в ходе переписей населения, обследований населения по проблемам занятости, социально-демографических обследований населения. Данные о структуре населения по статусу и являются элементом анализа социальной структуры общества. Таким образом, занятость населения представляет собой категорию спроса на рынке труда. Информационную базу для этого исследования составляют текущая, годовая отчетность и специальные выборочные обследования. Объем спроса формируется под влиянием различных факторов, выявление величины которых осуществляется посредством методов статистического анализа. Выбор факторов определяется спецификой региона. К ним можно отнести среднюю заработную плату, уровень безработицы, напряженность на одну вакансию и численность населения.
2. Методологические аспекты статистики занятости и безработицы
2.1 Анализ современного состояния рынка труда в Республике Саха (Якутия) по сравнению с другими регионами России.
Утверждение рыночных отношений предусматривает коренную перестройку сферы труда и занятости. Самая сложная задача на этом пути – формирование рынка труда. Особую остроту и актуальность эта проблема приобретает на региональном уровне, где нарастают диспропорции в сфере деятельности, а безработица стала важным фактором усиления социальной напряженности. С точки зрения занятости все субъекты Российской Федерации подразделяются на три группы: с нормальной, напряженной и критической ситуацией на рынке труда. Высокие значения коэффициента напряженности на рынке рабочей силы (превышающей в 2 и более показатель по Российской Федерации) по состоянию на 31 декабря 2010 года сохранялись в 16 субъектах Российской Федерации: Республике Ингушетия (723,7), Чеченской Республике (352,9), Республике Дагестан (94,8), Республике Северная Осетия-Алания (15,6), Республике Калмыкия (13,7), Забайкальском крае (13,3), Республике Тыва (12,4), Алтайском крае (7,5), Ненецком автономном округе (7,0), Карачаево-Черкесской Республике (6,3), Курганской области (4,9), Кабардино-Балкарской Республике (4,6), Республике Алтай (4,5), Республика Татарстан (4,3), Астраханская область (4,1), Республика Карелия (3,9).
Уровень регистрируемой безработицы в Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 квартал 2011 года составил 2,6%. Данные эти по своей методике подсчета различны и не совсем сопоставимы, хотя в большинстве своем относятся к зарегистрированной безработице (Приложение, таблица 1).
В Республике Саха (Якутия) в 2010 году реализовывалась республиканская целевая программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года № 1781. В ходе реализации данной республиканской целевой программы было:
трудоустроено на постоянную работу 15,7 тыс. человек при годовом плане 15 тыс. человек;
заключено 1,5 тыс. договоров с администрациями поселений и предприятиями на проведение общественных работ, в которых приняло участие 5468 безработных (план на 2010 год – 4790 чел.) при этом выполнение годового плана составило 114 %;
трудоустроен 741 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на временные работы. Среди них – 308 инвалидов, 147 одиноких и 176 многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, 91 гражданин предпенсионного возраста и другие, что составило 105 %;