Роль таможенной статистики в работе специалиста таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических основ статистики таможенного дела, а также исследование назначения и функций таможенной статистики, значимость в работе специалиста таможенной статистики.
В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных источников и сайтов всемирной сети "Интернет".
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.

Файлы: 1 файл

Курсовая Статистика.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Однако  приоритеты в таможенном регулировании  заключаются не только в создании благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, но и в обеспечении государственных интересов.Содержанием государственного интереса продолжает оставаться защита экономических и политических интересов РФ. Не случайно абзац второй пункта 1 ст. 1 ТК РФ устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется не только в соответствии с таможенным законодательством, но и в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусматривающим применение к перемещаемым через границу товарам запретов и ограничений (ст. 7 ТК РФ).

     Таким образом, таможенное регулирование  представляет собой деятельность по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 ст. 1 ТК РФ), что предполагает создание благоприятных условий (таможенных правил) для перемещения товаров, основанных на учете интересов государства. Другими словами, таможенное регулирование — это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них. Методы государственного регулирования ВЭД: 

1) экономический  – косвенное воздействие на  внешне экономический процесс,  реализуются при помощи финансово-кредитной  и банковой сферы, налоговой  системы, таможенно-тарифного регулирования,  с помощью системы страхования,  путем стимулирования экспорта; 

2) административный  – основано на подземных НПА  и государственных органов, они  включают в себя различного  рода запреты, ограничения (квотирования, т.е. в продукции, который разрешен  для ввоза или вывоза с территории  РБ;

3) лицензирование  – нужна лицензия технические нормы и правила безопасности санитарно генетические нормы актитенговые ограничения - для тех товаров, которым может быть нанесен ущерб обязательная регистрация контрактов.

     Политика  государства в области внешней  торговли осуществляется также с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

     Введение  импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему  дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены  покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

     Применение  экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

     Развитые  страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих  формах:

     предоставление  низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

     стимулирование  сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней  торговли включают в себя: импортные  квоты, "добровольные" ограничения  экспорта, демпинг, торговое эмбарго  и др.

     Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения  объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных  квот выигрывают производители, а потребители  проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

     "Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется  ограничивать экспорт в данную  страну.

     Основная  причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым  ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

     Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного  товара. К данному методу прибегают  в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран

     Торговое  эмбарго - запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов  продукции. В основе таких санкций  лежат не экономические выгоды, а  политические соображения. Эмбарго  наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

     Экономика считается открытой, если государство  применяет минимум экспортных и  импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие  показатели:

    • внешнеторговая квота в ВНП;
    • доля экспорта в производстве;
    • доля импорта в производстве;
    • удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

     Дополнительный  стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

     Предстоящее вступление России в ВТО предусматривает  необходимость соблюдения всех обязательств, устанавливаемых правилами данной организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного  оформления и таможенного контроля, таможенная статистика, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

     Главное назначение и роль таможенных органов  по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком  воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенные правила и нормы.

     Таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

     В последние годы ФТС регулярно  перевыполняет плановые задания  по таможенным выплатам в Федеральный  бюджет РФ. Это свидетельствует о  правильном курсе проводимых таможенных реформ. Однако перед таможенными органами и перед правительством РФ все еще стоят злободневные проблемы, требующие немедленного решения.  

      Итак, таможенное дело представляет собой  сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

      Также перед таможенными органами стоит не менее важная задача, заключающаяся в осуществлении правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, заключающееся в проведении предварительного расследования в таможенной сфере, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и другими действиями.

      Созданию  оптимальной модели таможенной службы, способствующей расширению внешнеторговых связей, способствовал Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года.

      Уже сейчас можно с определенностью  сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющим экономики всех государств планеты.

      Изучение  таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.

 

Список используемой литературы

 

1. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ

2. Закон  РФ "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003, № 164 - ФЗ.

3. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007..

4. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов./Под ред. Назарова М.Г. – М.: Финстатинформ,2002.

5. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008

6. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007

7. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с.

8. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2004.

9. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008.

10. Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005.

11. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2003.

12. www. tamognia. ru 
 
 

 

Приложение

 
        ВНЕШНЯЯ  ТОРГОВЛЯ  РОССИИ  В  2009  ГОДУ

(С учетом  торговли с Республикой Беларусь)

         
                             
        В С Е Г О          
                             
        (миллионов долларов)          
                             
  2008 год 2009 год 2009 г. в % к 2008 г.       Сальдо
  Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт       2008 г. 2009 г.
                             
Январь 48074,3 34261,9 13812,4 26473,2 17799,5 8673,8 55,1 52,0 62,8       20449,5 9125,7
Январь-февраль 102566,1 69291,7 33274,4 56858,0 36179,6 20678,4 55,4 52,2 62,1       36017,3 15501,3
Январь-март 163566,8 108657,2 54909,6 90422,4 56866,3 33556,1 55,3 52,3 61,1       53747,5 23310,3
Январь-апрель 227302,0 148710,2 78591,8 124342,7 77789,3 46553,4 54,7 52,3 59,2       70118,4 31235,8
Январь-май 292416,4 191199,1 101217,3 158760,2 100334,8 58425,4 54,3 52,5 57,7       89981,8 41909,3
Январь-июнь 359724,9 234895,9 124829,0 196438,6 124653,6 71785,0 54,6 53,1 57,5       110066,9 52868,7
Январь-июль 433418,4 281869,4 151549,0 236617,8 150878,9 85738,9 54,6 53,5 56,6       130320,4 65140,0
Январь-август 503831,5 327171,1 176660,4 277272,6 177983,8 99288,8 55,0 54,4 56,2       150510,7 78695,0
Январь-сентябрь 572510,8 370554,1 201956,7 321408,7 206575,5 114833,1 56,1 55,7 56,9       168597,4 91742,4
Январь-октябрь 636059,4 409330,0 226729,3                   182600,7  
Январь-ноябрь 685273,7 439410,8 245862,9                   193547,9  
Январь-декабрь 734740,2 467703,7 267036,5                   200667,2  
                             
        П О   М Е С Я Ц А М          
                             
  2008 год 2009 год 2009 г. в % к 2008 г. В % к предыдущему месяцу Сальдо
  Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт 2008 г. 2009 г.
                             
Январь 48074,3 34261,9 13812,4 26473,2 17799,5 8673,8 55,1 52,0 62,8 53,5 62,9 41,0 20449,5 9125,7
Февраль 54491,7 35029,8 19462,0 30384,8 18380,2 12004,6 55,8 52,5 61,7 114,8 103,3 138,4 15567,8 6375,6
Март 61000,7 39365,5 21635,2 33564,4 20686,7 12877,7 55,0 52,6 59,5 110,5 112,5 107,3 17730,3 7809,0
Апрель 63735,2 40053,0 23682,2 33920,3 20923,0 12997,4 53,2 52,2 54,9 101,1 101,1 100,9 16370,8 7925,6
Май 65114,4 42488,9 22625,5 34417,5 22545,5 11872,0 52,9 53,1 52,5 101,5 107,8 91,3 19863,4 10673,5
Июнь 67308,6 43696,8 23611,7 37678,4 24318,9 13359,6 56,0 55,7 56,6 109,5 107,9 112,5 20085,1 10959,3
Июль 73693,5 46973,5 26720,0 40179,2 26225,3 13953,9 54,5 55,8 52,2 106,6 107,8 104,4 20253,5 12271,3
Август 70413,1 45301,8 25111,4 40654,8 27104,9 13549,9 57,7 59,8 54,0 101,2 103,4 97,1 20190,4 13555,1
Сентябрь 68679,3 43383,0 25296,4 44136,1 28591,7 15544,4 64,3 65,9 61,4 108,6 105,5 114,7 18086,6 13047,4
Октябрь 63548,5 38776,0 24772,6                   14003,4  
Ноябрь 49214,3 30080,7 19133,6                   10947,2  
Декабрь 49466,6 28292,9 21173,6                   7119,3  
                             
        П О   К В А Р Т А Л А М          
                             
  2008 год 2009 год 2009 г. в % к 2008 г. В % к предыдущ. кварталу Сальдо
  Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт 2008 г. 2009 г.
                             
I квартал 163566,8 108657,2 54909,6 90422,4 56866,3 33556,1 55,3 52,3 61,1 55,7 58,5 51,6 53747,5 23310,3
II квартал 196158,1 126238,7 69919,4 106016,2 67787,3 38228,9 54,0 53,7 54,7 117,2 119,2 113,9 56319,3 29558,4
III квартал 212785,9 135658,2 77127,7 124970,1 81921,9 43048,2 58,7 60,4 55,8 117,9 120,9 112,6 58530,5 38873,7
IV квартал 162229,4 97149,6 65079,8                   32069,8  

Информация о работе Роль таможенной статистики в работе специалиста таможенного дела