Роль таможенной статистики в работе специалиста таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических основ статистики таможенного дела, а также исследование назначения и функций таможенной статистики, значимость в работе специалиста таможенной статистики.
В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных источников и сайтов всемирной сети "Интернет".
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.

Файлы: 1 файл

Курсовая Статистика.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Срочная отчетность направляется в органы государственного управления России 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Месячная отчетность направляется в органы государственного управления России 30-го числа месяца, следующего за отчетным. Месячная отчетность содержит более подробную информацию о торговле России со странами мира, а также статистические данные об экспорте и импорте широкого (по сравнению со срочной отчетностью) круга товаров с разбивкой этих товаров по отдельным странам.

Квартальная отчетность направляется в органы государственного управления России и международные организации на 40-й день после окончания отчетного квартала.

Квартальная отчетность содержит данные о:

– общих  итогах внешней торговли РФ;

– внешней  торговли с отдельными странами;

– внешней  торговли РФ по группам стран;

– экспорте и импорте РФ по товарным группам  ТН ВЭД;

– распределении  экспорта (импорта) важнейших товаров  РФ по странам;

– экспорте и импорте РФ по странам и товарам;

– экспорте (импорте) товаров по категории участников внешнеэкономических связей;

– экспорте товаров по бартерным операциям.

Годовая отчетность содержит важнейшие статистические данные, характеризующие как общие итоги внешней торговли России, так и данные об экспорте и импорте товаров в полном объеме:

– общие  итоги внешней торговли РФ;

– распределение  внешней торговли РФ по континентам;

– распределение  внешней торговли РФ по группам стран;

Информация  выходных форм данных таможенной статистики позволяет анализировать состояние внешней торговли России, проводить сопоставление национальных и международных показателей развития внешней торговли, служит базой для прогнозирования основных тенденций развития экспорта и импорта.

3. Таможенная статистика ВЭД.

3.1. Проблемы сопоставимости данных по внешней торговле на международном уровне.

      Наличие расхождений в данных по взаимному  экспорту и импорту России в торговле со странами-контрагентами в значительной степени затрудняет использование  этих данных в практической работе, а также по их экономическому анализу. В статистике внешней торговли при анализе расхождений используются как абсолютные значения расхождений, так и относительные значения. Абсолютные значения расхождений при экспорте определяются как разность между данными по экспорту страны в страны-контрагенты и данными по импорту стран-контрагентов из этой страны. Аналогично определяется расхождение по импорту страны. Несмотря на то, что большинство стран также формируют данные на основе общепринятых в международной практике методологических положений, отклонения от этих положений, либо различный подход к отдельным методологическим принципам являются основными причинами расхождений между данными стран-экспортеров и импортеров. Неизбежными причинами таких расхождений является то, что большинство стран учитывает экспорт на базе цен ФОБ, а импорт — на базе цен СИФ.1 Разница представляет стоимость международного фрахта и страхования. Для корректного сопоставления обычно осуществляется пересчет импорта в сторону уменьшения, к ценам ФОБ (т.е. в том виде, в каком соответствующие показатели должны быть записаны в платежном балансе). Для пересчета используется среднемировое соотношение стоимости СИФ/ФОБ, которое, по оценке МВФ, равно 1,06 (хотя по отдельным странам этот коэффициент может составлять 1,15—1,20). Источником расхождений могут быть и различия в определении даты учета экспорта и импорта, момента перехода товара через государственные границы стран-контрагентов.

      Например, товар страны-экспортера пересек  ее государственную границу в конце декабря отчетного года, а через границу страны-импортера проследовал лишь в январе следующего за отчетным годом. В этом случае в конце отчетного года для страны-импортера данный товар «находится в пути» и не может быть зафиксирован как импорт за отчетный год. Однако так называемые «товары в пути» могут явиться объективной причиной возникновения расхождения в данных лишь для стран-контрагентов, не имеющих общих государственных границ. Расхождения статистических данных о взаимной торговле может возникать в случае применения странами-контрагентами различных систем учета внешнеторгового оборота. Использование «специальной» или «общей» систем торговли предопределяет различие в категориях товаров, включаемых в экспорт и импорт для стран, применяющих разные системы. Одной из причин расхождений может быть различие методов пересчета стоимости экспортно-импортных операций, выраженных в любых других валютах, в доллары США. Так, в таможенной статистике внешней торговли России пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, производится по действующему курсу страны на момент экспорта и импорта. В ряде стран (Великобритания, Болгария) пересчет осуществляется на основе среднемесячного курса национальной валюты к доллару США.

      Расхождения могут быть также следствием отклонений от международной методологии в части круга товаров, учитываемых статистикой внешней торговли. В мировой практике таможенная статистика внешней торговли не учитывает поставки рыбы и других морских продуктов, осуществленные с отечественных судов в зарубежных портах или на борт иностранных судов в международных водах, так как в ходе этой торговли товары не пересекают таможенную границу (импортеры включают в свою статистику). В частности, именно этим обстоятельством объясняется занижение российского экспорта в Японию. Значительная часть расхождений вызвана различным подходом разных стран к учету в таможенной статистике внешней торговли транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Например, в отличие от России в статистике Финляндии и Швеции вывоз автомобилей физическими лицами включается в общий объем экспорта страны.

      Выявление причин расхождений в данных стран-контрагентов и снижение этих расхождений имеет  большое практическое значение, так  как позволяет вскрыть значительные возможности получения дополнительных платежей в федеральный бюджет. Основными причинами занижения данных по импорту являются занижение стоимости импортерами и недекларирование товаров.

      В целях ухода от налогов или  снижения их суммы декларирование товаров  может осуществляться не под своим наименованием, т.е. товары кодируются кодами товарных позиций с меньшим уровнем импортных пошлин. Типичный пример — декларирование автомобилей с большим объемом двигателя кодом автомобилей с меньшим объемом двигателя. Значительная доля расхождения объясняется включением рядом стран в свой экспорт операций в рамках так называемой «челночной» торговли.2 Именно этим обстоятельством в значительной части объясняются причины расхождений российских данных по импорту с данными по экспорту Китая, Сингапура, Республики Корея, Турции и др.

      Наибольшее  занижение российского импорта  отмечается по продовольственным товарам, одежде и обуви, мебели, транспортным средствам, бытовой технике, т.е. по товарам, на которые установлены  наиболее высокие ставки импортных пошлин.

      Повышение степени сопоставимости данных по внешней  торговле на международном уровне является важным условием расширения аналитических  возможностей использования этих данных. В связи с этим на двусторонних встречах экспертов стран на регулярной основе рассматриваются расхождения в данных и выявляются их причины.

3.2. Роль таможенной статистики в таможенных органах.

 

Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно- правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в РФ, а также осуществляет функции по контролю и надзору в этой сфере.

ФТС разрабатывает и принимает порядок ведения реестров лиц, банков, иных кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов.

      ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет функции заказчика по строительству объектов таможенной инфраструктуры, по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

     Механизм  ведения таможенной статистики имеет  принципиально важное значение, так  как определяет качественно новую основу формирования исходных данных о перемещении товаров через таможенную границу страны. Такие сведения содержатся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), подлежащих представлению российскими участниками внешнеэкономических связей на таможнях для таможенного оформления и таможенного контроля. Обязательное декларирование участниками ВЭС на таможнях товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, введено с 1 января 1989 г., в период, когда начался переход экономики России на рыночные отношения. Декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу страны по экспорту либо по импорту, с представлением заполненного формуляра ГТД, воспроизводящего принятый для этих же целей в международной практике так называемый Единый административный документ, закладывает качественно новую документальную основу формирования, ведения и представления таможенной статистики внешней торговли страны, так как первичные документы заполняются самими участниками ВЭС (или по их уполномочию) и предъявляются для контроля, оформления и решения вопроса о выпуске товаров. Таможенное декларирование — это один из способов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Из ГТД используются 13 показателей, которые формируют статистику внешнеторгового оборота. В ГТД указываются сведения, необходимые для оценки и взимания импортных пошлин и налогов, сбора статистических данных и применения законов и распоряжений, за исполнение которых таможенная служба несет ответственность. Требования к информации, указываемой в ГТД, зависят от того, какой таможенный режим декларант просит применить по отношению к декларируемым товарам. Все графы ГТД заполняются для режимов «экспорт» и «выпуск для свободного обращения», поскольку к ним применяются все меры экономической политики, и таможенный контроль в этих случаях требует наиболее полной информации. В ГТД указываются вид внешнеторговой операции, отправитель и получатель товара, валюта платежа, общая фактическая стоимость и другие данные, раскрывающие сущность товара и валютной выручки. В соответствующих графах ГТД указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД СНГ. Правильное кодирование товаров является важным источником повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли. Важнейшим блоком в формировании таможенной статистики является стоимостная оценка экспортно-импортных операций, которая предопределяет приведение стоимостных данных к единому базису цен. Уникальность ГТД заключается в том, что при ее заполнении используются цифровые коды классификаторов, позволяющие автоматизировать сбор данных. При их заполнении применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы.

     Информация  о внешней торговле за год формируется  на основе обработки более 2 млн ГТД. На основе данных, содержащихся в ГТД, можно определить распределение экспорта и импорта по странам-контрагентам, включая и страны, через которые были заключены внешнеторговые контракты и страны отгрузки товаров. Сведения, содержащие в ГТД, обеспечивают формирование официальных публикаций по таможенной статистике внешней торговли.

     Данные  специальной таможенной статистики используются таможенными органами при подготовке справочно-аналитических  материалов, позволяющих принимать  управленческие решения, и информационно-аналитических  материалов для информирования о  деятельности таможенных органов федеральных и в необходимых случаях — местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информации.

     Интересы  принятия стратегически выведенных управленческих решений, в том числе  и в области государственного регулирования внешней торговли, требуют построения таможенной статистики не только на федеральном, но и на региональном уровне.

     Региональные  таможенные управления и региональные отделения ГНИВЦ обеспечивают выпуск статистических данных о внешней  торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, входящих в зону ответственности соответствующего регионального таможенного управления.

     Выходные  формы публикаций таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации  в региональном разрезе позволяют иметь картину состояния внешней торговли каждого субъекта Российской Федерации. Данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в региональном разрезе представляются главам субъектов Российской Федерации и в ГТК России, а также главе местного органа государственной власти и управления, расположенного в административном центре соответствующего региона.

3.3. Государственное регулирование ВЭД.

 

  Принятие в 2003 году второго Таможенного кодекса Российской Федерации вывело сферу таможенного регулирования и соответственно таможенного правоприменения на иной, качественно новый уровень. С нормативной точки зрения данный уровень может быть охарактеризован кодификацией значительного объема положений подзаконных нормативных правовых актов, определявших статус участников таможенных правоотношений. Отсюда большинство статей Таможенного кодекса Российской Федерации стали содержать нормы прямого действия, систематизированные по отдельным правовым институтам. Ориентация на мировые стандарты осуществления таможенных процедур (Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур) изменила концепцию таможенного регулирования в сторону способствования осуществлению внешнеэкономических операций.

Информация о работе Роль таможенной статистики в работе специалиста таможенного дела