Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование социальной структуры общества.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику теоретическим основам прогнозирования социальной структуры общества;
2. Рассмотреть анализ социальной структуры общества в РФ;
3. Проанализировать проблемы и перспективы прогнозирования социальной структуры населения РФ;
4. Сделать соответствующие выводы.
Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования социальной структуры общества 5
1.1. Понятие и роль социальной структуры в устойчивом развитии общества 5
1.2. Состав социальной структуры общества и факторы ее развития 9
1.3. Особенности развития социальной структуры общества в современной России 13
2. Современное состояние социальной структуры общества в РФ 20
2.1. Система показателей и методы прогнозирования социальной структуры 20
2.2. Анализ основных тенденций развития социальной структуры общества в Российской Федерации 23
3. Прогнозирование направлений развития социальной структуры общества в РФ 27
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования социальной структуры общества в РФ 27
3.2. Прогнозирование показателей социального развития в РФ 30
Заключение 37
Список использованной литературы 39
В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники - новые капиталисты. Появляется средний слой - относительно материально обеспеченные и "устроенные" представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов [10, с. 132].
Основной, базовый, по определению
Т.И. Заславской, социальный слой - самый
многочисленный в России (60-65 %). Он охватывает
все социально-профессиональные группы
населения с ограниченным имущественным
достатком и социально-
"Слои" говорят о
возможности известного
В настоящее время различные партии, движения выдвигают свои программы, в том числе о перспективах развития нашей страны. Если анализировать эти программы, то они предвещают шесть вариантов развития:
Цивилизованный капитализм
Дикий (ранний) капитализм
Смешанное общество с капиталистической ориентацией
Новое нэповское смешанное общество с социалистической ориентацией
Ранний социализм с командно-административной системой
Новый социализм с собственностью трудовых коллективов
Если все эти варианты
объединить по направлениям, то получается
два основных капитализм и социализм.
Центральной проблемой борьбы партий,
фракций, властей являются указанные
направления общественного
Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития России следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное человечество, а из конкретных условий России.
Наш нынешний общественный
строй все еще остается государственным
социализмом (большая часть собственности
находится в руках государства)
В настоящее время уровень развития производственных сил не только в России, не только в странах третьего мира, но и передовых развитых странах Запада еще не достаточного для того, чтобы построить социалистическое общество. В настоящее время можно говорить о том, что Россия придерживается капиталистического пути развития.
3.2. Прогнозирование показателей социального развития в РФ
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:
В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
— достижение ощутимого
улучшения материального положе
— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:
Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников [12, с. 313].
Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.
Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
В социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественного благосостояния.
3. Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.
Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.
Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой. Указанная роль проявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.
Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:
1. Постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;
2. Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы);
3. Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.
Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп [7, с. 101-102].
В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
Информация о работе Прогнозирование социальной структуры общества