Покупательная способность населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение особенностей покупательной способности населения республики Дагестан.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты покупательной способности населения;
- провести анализ доходов и расходов республики Дагестан;
- проанализировать покупательную способность населения республики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Содержание покупательной способности населения 5
1.2. Сущность и классификация доходов населения 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 13
2.1. Анализ доходов и расходов республики Дагестан 13
2.2. Анализ покупательной способности населения республики 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Файлы: 1 файл

статистика покупательная способность населения.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

       Но высокие личные доходы выгодны  не только индивиду, это и общественно-значимая  выгода, поскольку они, в конечном  счете, являются единственным  источником удовлетворения общих  потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

       Принцип рыночной стратегии в  сфере доходов можно сформулировать  так:

     «Все  не могут быть богатыми, но никто  не должен быть бедным». [15]

       Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

       Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

       Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

       Следовательно, сам факт получения  денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

       Прямая зависимость дохода от  результатов рыночной деятельности  нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности  участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном  возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

       Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом.

     Взаимодействие  спроса и предложения - объективный  механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.[15]

     Покупательные фонды населения, часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и характеризующая общий объём его платёжеспособного спроса на товары народного потребления.

     Таким образом, покупательная способность  населения – это количество товаров  и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами и при уровне цен на товары и тарифов на услуги, сложившемся в стране. Покупательная способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена величиной цен. 
 

 

      ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ  СПОСОБНОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

     2.1. Анализ доходов и расходов республики Дагестан

 
 

     Проблемы  Дагестана давно превратились в  проблемы всей России. Республика полностью зависит от помощи федерального бюджета; доля дотаций из Центра в республиканском бюджете колеблется от 75 до 90%. Дагестан получает больше всех других субъектов Федерации.

     Огромные  средства, в том числе, получаемые от Москвы, республика в основном тратила на поддержание растянутой и явно неэффективной инфраструктуры, что лишало Дагестан средств к дальнейшему развитию.

     Основная  часть бюджета Дагестана и  значительная часть ВРП расходуется  на поддержание инфраструктуры: социальной (школы, больницы и т.д.), инженерной (дороги, трубопроводы и т.д.) и коммунальной. Естественно, чем выше пространственная растянутость инфраструктуры, тем ниже ее качество и качество предоставляемых ею услуг. Урбанизация, уплотнение населения позволили бы уменьшить пространственную распыленность средств на инфраструктуру и повысить качество самой инфраструктуры и ее услуг.

     Необходимо  повышение приоритетности развития тех муниципальных образований, которые являются привлекательными для стихийного переселения дагестанцев, способные предоставлять работу гражданам и давать отдачу от инвестиций. Урбанизация является объективным процессом, способствующим снижению затрат общественных затрат на содержание инфраструктуры и мобилизацию средств на дальнейшее развитие в прорывных направлениях. В предыдущие годы этот факт игнорировался, что вело к распылению и неэффективному использованию средств. Деньги тратились на развитие неперспективных регионов. А учитывая, что помощь бюджетам нижестоящих уровней составляет основную часть расходов бюджета республики, масштабы проблем и ошибок носят чрезвычайный характер.

     Города  в Дагестане все равно эффективнее  с экономической точки зрения, чем сельские районы республики. В  городах ниже безработица (в Махачкале  ее нет вообще), выше сборы налогов и деловая активность населения. На селе же большие перепады высот и расстояния делают прокладку и поддержание инфраструктуры очень дорогим и сложным делом.

     Так, затраты на инфраструктуру в Махачкале  в прошлом году в пересчете  на одного жителя были во много раз эффективнее, чем в большинстве сельских районов республики. А экономическая активность населения и сбор налогов – во много раз больше. К примеру, столица Дагестана, Махачкала, - не дотационный город, более того, донор республиканского и федерального бюджета. В последние годы столица ежегодно наращивала потенциал на 30-40%.

     Ежегодно  Махачкала собирает налогов на сумму  втрое большую муниципального бюджета. При этом ни один из десятков сельских районов не может обеспечить себя собственными доходами.

Таблица 2.1

Налоговые сборы по г. Махачкале в бюджеты всех уровней (в млрд.руб.)

  Всего собрано В федеральный

бюджет

В бюджет

республики

В муниципальный

бюджет

Во внебюджет.

Фонды Р.Ф.

2009 г. 11.9 2.9 4.6 2.0 3.0
2010 г. 13.26 2.1 4.2 2.56 4.4
 

     Численность безработных, зарегистрированных по г.Махачкале  является самой низкой по Республике Дагестан. Большая часть налоговых  поступлений обеспечивается за счет предприятий малого и среднего бизнеса.

     Примерно 2/3 бюджета республики - это помощь нижестоящим бюджетам, по сути - затраты на коммунальную, социальную и инженерную инфраструктуру. Иными словами, основная часть бюджета Дагестана расходуется недостаточно эффективно именно в силу низкой степени урбанизации республики. Если бы пространственная протяженность была бы ниже, больницы и школы в республике были бы оборудованы гораздо лучше, дороги были бы лучше, а подавляющее количество домов имело бы доступ к канализации и хорошей воде. Вместо этого бюджет республики «рассеивается» над пространством, превышающим 50 тысяч кв. километров. Не удивительно, что дороги не редко опасны для жизни, а в больницах часто не хватает лекарств.

     Как вообще может существовать вообще такая  растянутая и нелогичная инфраструктура, какая имеет место в Дагестане? Тут есть несколько объяснений.

     Во-первых, имевший место в 2000-е годы прогресс стал возможен благодаря возросшей  помощи из федерального бюджета.

     Во-вторых, в Дагестане как нигде в  России велики масштабы воровства ресурсов и услуг инфраструктуры.

     Так, «теряется» (воруется) около половины потребляемой в Дагестане электроэнергии. Около 2/3 газа не оплачивается потребителями. Масштабы этой проблемы огромны.

     И, в третьих, в Дагестане последствия  неэффективности инфраструктуры ложатся  грузом прежде всего на наиболее эффективные регионы, прежде всего – на население городов.

     Так, жильцы махачкалинских многоквартирных  домов фактически доплачивают за тех сограждан, кто проживает  в частном секторе. К примеру, посредством завышения расчетных  нормативов потребления коммунальных услуг. Или - в виде крайне низкого качества потребляемых услуг. Что проявляется, к примеру, низким напряжением тока в городских в квартирах.

     Очевидно, что неэффективность Дагестана  кроется в низкой степени урбанизации. При этом сама урбанизация Дагестана сегодня сдерживается искусственно. Сотни тысяч дагестанцев уже фактически переселились в города, строят здесь собственные дома, но не спешат регистрироваться на новом месте жительства, так как сельская прописка дает существенные льготы. Особенно остро эта проблема встала во время переписи 2010 года. Имел место двойной учет почти 250 тысяч человек - их переписали в и городах, где они реально живут, и в селе, где они прописаны. В результате переписи население Дагестана скачкообразно увеличилось.

     Однако несмотря на «выгодность» сельской прописки, реально дагестанцы бегут в города из депрессивных сельских районов. К примеру, в Махачкале в 1998 году проживало 360 тысяч человек, а перепись 2010 года выявила 710 тысяч человек. А за межпереписной период население выросло на 200 тысяч человек.

     Корни многих проблем – в неэффективности  политики, которую проводит руководство  республики. В Дагестане распределение бюджета республики ведется по уравнительному принципу. Распределение бюджетных средств между районами и городами ведется без учета эффективности использования получаемых средств и отдачи от них. А затем горные, наиболее бедные и неэффективно функционирующие районы республики получают еще и серьезные средства на экономическое выравнивание, «на бедность».

     Фактически, к примеру, население Махачкалы  в пересчете на одного жителя получает из бюджета в несколько раз  меньше, чем население удаленных  горных районов. В результате в селах, в которых уже почти не осталось молодежи и детей, строятся большие  школы и спортзалы, а в городах нет средств на развитие. Только Махачкале необходимо построить более 20 школ, более 22 детских садиков и. т. д.Но построить их не на что – деньги забираются в республиканский бюджет и оттуда уходят в отдаленные сельские районы.

     Естественно, что такого рода «политика» порождает невиданную коррупцию. В Дагестане нет работы более выгодной, чем быть главой депрессивного сельского района. Население уезжает, а деньги выделяются щедрой рукой, что порождает широкое поле для коррупционной деятельности.

     Таблица 2.2 

     Доходы  и расходы муниципальных образований  РД

Наименование Численность населения

(тыс.чел.)

Доходы

всего

(млн. руб.)

На душу населения 

(руб.)

Расходы всего

(млн. руб.)

Расходы на душу населения

(руб.)

Доходы

всего

(руб.)

В том числе местные налоги

(руб.)

Города: - - - - - -
Махачкала 554,1 4631,3 8358,24 2636,67 4528,3 8172,41
Хасавюрт 128,4 823,8 6416,16 646,15 801,7 6243,75
Районы: - - - - - -
Акушинский 52,4 446,0 8512,45 366,75 442,4 8442,56
Гергебильский 19,1 198,9 10415,50 587,17 216,8 11350,16
Хунзахский 30,7 403,8 13154,07 1158,30 392,0 12769,38
Казбековский 41,3 326,4 7903,73 362,27 311 7543,77
Каякентский 55,0 380,0 6909,89 616,85 380,6 6913,98
Магарамкентский 60,7 358,6 5908,0 381,14 351,5 5791,63
Тляратинский 23,0 300,9 13086,81 508,83 282,6 12287,73
С.Стальский 54,6 400,7 7338,85 415,55 376,9 6904,27
Цумадинский 22,6 255,2 11291,07 490,63 249,5 11036,44

Информация о работе Покупательная способность населения