Показатели естественного движения и миграции населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление реальных резервов улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- теоретическое обоснование изучаемой проблемы;
- анализ организационно-экономических условий объекта исследования;
- изучение структуры и состава населения Чувашской Республики

Оглавление

введение………………………………………………………………………….3
глава. 1. Теоретические основы статистического анализа ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ...………………………………5
1.1.Основные категории и понятия…………………………………………………5
1.2.Показатели естественного движения и миграции населения………….…….8
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……........................................................................................................................16
глава 3. статистический анализ естественного движения населения…………………………..…………………………………………...20
3.1. Статистический анализ динамики состава и численности населения ….….20
3.2. Изменение показателей миграции населения………………………………..23
3.3. Расчёт перспективной численности населения……………………………...24
3.4. Пути улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике…..26
заключение……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

Файлы: 1 файл

СТ. АН. ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

 

Среднегодовое абсолютное снижение численности населения  республики составит :

 тыс.чел.

То есть за период с 2000 по 2009 год население ежегодно в среднем сокращается на 5,7 тыс.чел.

Среднегодовой темп снижения определим по формуле средней  геометрической:

=0.99 или 1% снижения в среднем ежегодно.

 

3.2. Изменение показателей миграции населения

В январе – апреле 2009 года миграционная ситуация в Чувашской  Республике складывалась следующим образом:

Таблица 4

Показатели миграции населения Чувашской Республики, человек

 

 

2008г.

2009г.

число прибыв-ших

число 
выбыв-ших

миграци-онный прирост (+),

снижение (-)

число прибыв-ших

число 
выбыв-ших

миграци-онный  прирост (+),

снижение (-)

Миграция – всего

6795

6816

-21

5684

5694

-10

из нее:

           

в пределах России

6336

6776

-440

5276

5656

-380

в том числе:

           

внутрирегиональная

4856

4856

-

4000

4000

-

межрегиональная

1480

1920

-440

1276

1565

-380

международная 
миграция

459

40

+419

408

38

+370

в том числе:

           

с государствами-участниками  СНГ

446

18

+428

394

16

+378

со странами дальнего зарубежья

13

22

-9

14

22

-8


 

В январе – апреле 2009 года общее сальдо миграции составило -10 чел., то есть в республику прибыло меньше, чем выбыло из неё. За аналогичный период 2008 года оно составило 21 чел.

В пределах России число  прибывших составило 5276 чел,  выбывших – 5656 чел. Международный миграционный прирост составил 370 чел.

Определим показатели миграции населения:

 

 

 

Таблица 5

Относительные показатели механического движения населения

Показатели

Методика расчёта

Годы

Темп роста,%

2008

2009

Коэффициент прибытия

(Прибыло/Среднегодовая  численность населения)*1000

5297,8

4458,3

84,2

Коэффициент выбытия

(Выбыло/ Среднегодовая  численность населения)*1000

5314,2

4466,2

84,0

Коэффициент механического  прироста

Коэффициент прибытия -Коэффициент  выбытия 

-16,4

-7,9

48,0

Коэффициент интенсивности  миграционного оборота

(Прибыло+ Выбыло)/ Среднегодовая  численность населения)*1000

10612,0

8924,6

84,0

Коэффициент эффективности  миграции

(Прибыло- Выбыло)/ (Прибыло+Выбыло)*100

-0,16

-0,09

56,3


 

Таким образом, видим, что коэффициент прибытия в отчётном году уменьшился на 15,8% и составил 4458,3 человек, то есть в республике на каждую тысячу проживающих граждан прибыло в отчётном году 4458,3 человека.

Коэффициент выбытия  сократился на 165 и составил 4466,2. Коэффициент механического прироста уменьшился вдвое и составил -7,9. Коэффициент интенсивности миграционного оборота сократился до 8924,6 или на 16%, а коэффициент эффективности миграции составил -0,09.

 

3.3. Расчёт перспективной численности населения

Для планирования многих народнохозяйственных показателей  очень важно предвидеть численность населения на планируемый период, поэтому одной из задач статистики населения является определение численности населения на перспективу.

Общий прирост численности  населения  за год складывается как  в результате его естественного движения, так и в результате механического перемещения отдельных лиц. Для его характеристики в статистике применяется коэффициент общего прироста населения:

.

Перспективная численность  населения рассчитывается на основе данных о естественном и механическом приросте населения за определенный анализируемый период и предположения о сохранении выявленной закономерности на прогнозируемый отрезок времени:

,

где - численность населения на начало планируемого периода;

       t – число лет, на которое прогнозируется расчет;

- коэффициент общего прироста  населения за период, предшествующий плановому.

Наиболее простым способом определения перспективной численности  населения является расчёт населения с учётом среднегодового абсолютного прироста или темпа роста:

;

где - перспективная численность населения, чел;

       - исходная численность населения, чел;

        - среднегодовой абсолютный прирост, чел;

        - число лет

На основе имеющихся данных проведем расчет перспективной численности населения Чувашской Республики через 5 лет. Для этого сначала определим среднегодовой абсолютный прирост (сокращение) населения:

 тыс.чел.

То есть за период с 2000 по 2009 год население ежегодно в  среднем сокращается на 6,9 тыс.чел.

Отсюда:

 тыс.чел.

Следовательно, при сохранении такой тенденции, население республики через пять лет составит 1244,9 тыс.чел.

 

3.4. Пути улучшения демографической ситуации в

Чувашской Республике

Демографическая ситуация в Чувашской Республике так же, как и в целом по России, характеризуется снижением численности населения: если в 2000 году численность постоянного населения Чувашии (среднегодовая) составляла 1331,0 тыс. человек, то в 2004 году – 1302,1 тыс. человек, в 2006 году – 1289,2 тыс. человек, а на начало 2009 года уже 1282,6 чел.

4 июня 2007 года был принят закон Чувашской Республики «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Он наряду с основными стратегиями развития республики в области экономики также большое внимание уделяет улучшению демографической ситуации и росту материального благосостояния граждан.

Сохраняется положительная  динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2008году составили 6696рубля (в 2000 году – 1140,0 рублей, в 2005 году – 3905,2 рубля). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2000 годом в 2 раза.

Проводится активная социальная политика. В целях обеспечения  доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, снижения социально-экономической дифференциации в обществе и рационального использования ресурсов в Чувашской Республике сформирована эффективная образовательная сеть. Дошкольным образованием в 2006 году охвачено 68% детей в возрасте от 1 до 6 лет, предшкольным обучением – 85% (в 2003 году соответственно 64,2 и 70%). За 2002–2008годы создано 138 кустовых базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, в которых сконцентрированы лучшие педагогические кадры, созданы необходимые условия для организации профильного обучения через сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Для доставки детей в базовые школы приобретено 225 школьных автобусов.

За последние годы в Чувашской Республике сформирована единая образовательная информационная среда. В 2006 году обеспеченность школ современными компьютерами составила 1 компьютер на 25 учащихся, 86% школ подключены к сети Интернет (в 2003 году – 47,7%), 80% школ имеют собственные сайты. Создан республиканский центр дистанционного обучения, соответствующие центры имеются в 26 муниципальных образованиях.

Формируется независимая  система оценки качества образования, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ проводится с 2001 года), новый механизм аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений и др.

В целях повышения  эффективности использования бюджетных  ресурсов, создания условий для конкуренции  с 2001 года общеобразовательные учреждения, а с 2006 года учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование.

Развивается государственно-общественная система управления образованием: 68% школ Чувашии имеют управляющие, попечительские советы. В 2005 году создан республиканский cоюз попечителей образования.

Дальнейшее развитие получило амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличению объемов амбулаторной помощи способствовало открытие в 2003–2005 годах 300, в 2006 году 60 отделений врача общей (семейной) практики. В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, амбулаторная хирургия, стационары на дому. Число пациентов, пролеченных в них, с 2000 года возросло в 2,4 раза, объемы оказанной медицинской помощи увеличились в 2,6 раза.

Открыты специализированные медицинские центры: кардиохирургический, онкологический, оказания противотуберкулезной и психиатрической помощи, Президентский перинатальный центр, Центр восстановительного лечения для детей.

За 2003–2005 годы в Чувашии  открыто 140 сельских модельных библиотек, в 2006 году – 178.

В Чувашской Республике реализуются эффективные меры по защите прав и интересов ветеранов, инвалидов, семей с детьми и других слабозащищенных категорий населения.

В соответствии с изменениями, внесенными в 2004 году в законодательство Российской Федерации, с 2005 года решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также жертв политических репрессий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения плавного перехода к новой системе предоставления мер социальной поддержки в 2005 году региональным льготникам была сохранена действовавшая ранее система натуральных льгот, с 1 января 2006 г. основная часть мер социальной поддержки региональных льготников заменена на ежемесячные денежные выплаты.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 г. № 5 "О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики" граждане этой категории получили право льготного проезда на общественном транспорте. В настоящее время в Чувашии насчитывается 123,8 тыс. федеральных, 125,5 тыс. республиканских льготников.

Проводится целенаправленная работа по развитию массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и широкому привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. При среднероссийском показателе 10–11% в Чувашской Республике к занятиям физической культурой и спортом на 1 января 2006 г. привлечено 20,3% населения. В 2005–2006 годах введены в эксплуатацию 5 физкультурно-спортивных комплексов.

За последние 5 лет  в Чувашской Республике наблюдается  положительная динамика как в развитии инфраструктуры туризма, улучшении уровня сервиса в организациях туристской индустрии, так и в увеличении объемов оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях услуг.

На территории Чувашской  Республики зарегистрировано 90 туристических агентств и 6 туроператоров. За 2006 год турфирмами обслужено 120,0 тыс. туристов, из них за пределы Чувашской Республики в туристические поездки выезжали 14,0 тыс. человек. Объем оказанных туристских услуг за 2006 год составил 54,4 млн. рублей.

Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России – 16,0%).

Информация о работе Показатели естественного движения и миграции населения