Планирование себестоимости и прибыль предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ себестоимости и ее планирования, а также и прибыли предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.Теоретические основы планирования…………………………….5
1.1. Понятие и сущность себестоимости продукции…………………….....5
1.2. Методы планирования и учет себестоимости.………………………..12
1.3. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции…………………...14
ГЛАВА II. Планирование себестоимости предприятия
на определенный период……………………………………………………19
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО « ЗФЗ»……………………24
2.2 Планирование себестоимости предприятия ОАО «ЗФЗ»
на определенный период……………………………………………………. 25
2.3. Планирование прибыли предприятия ОАО «ЗФЗ»
на определенный период…………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….…….……………..39

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

2.2. Планирование себестоимости предприятия ОАО “ЗФЗ” на определенный период

Снижение  себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.

Под себестоимостью продукции, работ и  услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Задачами анализа  себестоимости продукции являются:

    • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
    • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
    • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
    • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
    • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

В системе  показателей экономической эффективности  производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 д. е. затрат, а также снижение затрат на 1 д. е. продукции (работ).

 Анализ себестоимости продукции по элементам затрат.

Группировка затрат по элементам  является единой и обязательной и  определяется Положением о составе  затрат. Группировка по экономическим  элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

Группировка расходов по элементам позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим  их экономическое содержание. Это  необходимо для изучения соотношения  живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельных видов нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого, национального и народнохозяйственного уровня.

Используя исходные данные, представленные в Приложении 3 в первую очередь произведем расчет анализа затрат по элементам.

Таблица 1.1

Анализ затрат по элементам

Элементы затрат

2008 год

Фактически 

2009 год

Изменение фактических  удел. весов по сравнению

с прошлым годом, % (гр.4-гр.2)

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

 

1

2

3

4

5

Материальные  затраты

357618

57,76%

275432

46,15%

-11,61%

Затраты на оплату труда

138382

33,4%

126660

21,22%

-1,13%

Отчисления  на социальные нужды

32293

5,2%

31661

5,31%

+0,09%

Амортизация основных фондов

11061

1,79%

13207

2,21%

+0,42%

Прочие затраты

79798

12,9%

149804

25,1%

+12,2%

Итого:

619152

100%

596764

100%

 

Из таблицы 1.1 видно, что  основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.

В отчетном периоде доли материальных затрат и затрат на оплату труда уменьшились по сравнению с прошлым годом. Доля "Прочих затрат"в отчетном периоде увеличилось по сравнению с прошлым годом на 12,2%.

 

Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

 Типовая группировка затрат по статьям калькуляции установлена Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности и анализе раскрывает их целевое назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для определения затрат по отдельным видам вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, участкам, бригадам).

Часть калькуляционных  статей – в основном одноэлементные, т. е. однородные по своему экономическому содержанию, расходы.

Показано процентное отношение отклонений от плана к плановым затратам по каждой калькуляционной статье; в гр. 5 – долевое участие изменения затрат по соответствующим статьям в общем проценте снижения полной себестоимости товарной продукции. Таким образом устанавливают степень влияния отклонений по отдельным статьям на общий результат.

В соответствии с данными  таблицы, полная себестоимость выпущенной продукции снизилась в отчетном периоде на 12053 тыс. руб., или 4,5%, по сравнению с планом. Значительнее всего сократились расходы по статье "Сырье и материалы" (–24,8%), что позволило сэкономить 4,59% от полной плановой себестоимости товарной продукции. Наиболее существенное превышение плана (на 17,4%) наблюдается по внепроизводственным (коммерческим) расходам. Это превышение обусловило возрастание себестоимости на 0,98% за счет увеличения данной статьи.

 

 

 

 

Таблица 1.2

Анализ себестоимости по калькуляционным  статьям

№ п/п

Статьи затрат

Фактически  выпущенная продукция

 в 2008 году, тыс. руб.

Отклонения  от плана (+,-)

по плановой себест-ти

по фактической  себест-ти

тыс.руб.

в процентах

к плановой статье

ко всей план. себес-ти

А

Б

1

2

3

4

5

1

Сырье и материалы

49196

36985

-12211

-24,8%

-4,59%

2

Возвратные  отходы (вычитаются)

-89

-102

-13

+14,6%

-0,01%

3

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций

20357

18095

-2262

-11,1%

-0,85%

4

Топливо и энергия  на технологические цели

1010

1021

+11

+1,1%

+0,01%

5

ИТОГО прямых материальных затрат

70474

55999

-14475

-20,6%

-5,44%

6

Заработная  плата основная производственных рабочих

109204

113337

+4133

+3,8%

+1,56%

7

Отчисления  на социальное страхование

25780

22520

-3260

-12,7%

-1,23%

8

ИТОГО заработной платы прямой с отчислениями

134984

135857

+873

+0,65%

+0,33%

9

Расходы на подготовку и освоение производства

3600

3450

-150

-4,2%

-0,06%

10

Цеховые расходы

13540

11800

-1740

-12,9%

-0,66%

Продолжение таблицы 1.2.

11

Общезаводские расходы

17612

19150

+1538

+8,7%

+0,58%

12

ИТОГО расходов на обслуживание производства и управление

34752

34400

-352

-1,02%

-0,14%

13

Потери от брака

0

42

+42

0%

+0,02%

14

Прочие производственные расходы

11200

10453

-747

-6,7%

-0,28%

15

Производственная  себестоимость товарной продукции

251410

236751

-14659

-5,8%

-5,51%

16

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

14950

17556

+2606

+17,4%

+0,98%

17

Полная  себестоимость товарной продукции

266360

254307

-12053

-4,5%


 

Основное внимание должно быть уделено при анализе тем  статьям, по которым допущены непланируемые  потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями. Значительные резервы снижения себестоимости  продукции могут быть вскрыты и по остальным статьям при более детальном анализе затрат на материалы, топливо, энергию, расходов на заработную плату и комплексных статей себестоимости.

2.3. Планирование прибыли предприятия ОАО “ЗФЗ” на определенный период.

Планирование  прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования  являются планируемые элементы  балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли  предприятия рассмотрим способы  ее планирования.

Метод прямого счета   является наиболее распространённым . Он применяется , как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

Птп = Цтп – Стп 

Где,    Птп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Исходя из того, что объем реализуемой продукции  предстоящего планового периода  в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп = По1+ Птп - По2

Где,      Прп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

 По1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

 Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

По2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая  методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко  определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета – метод по ассортиментного планирования прибыли. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод  прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течении планируемого периода является его точность.

При планирования прибыли аналитическим  методом   расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция  выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

Рб   = (По : СТП) * 100%  ,

Где,       По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

   Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Допустим , По составляет 100 тыс. рублей,

Информация о работе Планирование себестоимости и прибыль предпринимательства