Перепись населения: понятия, цели и принципы проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

«Для общества, - писал Л.Н. Толстой о переписи населения Москвы 1882 г., в которой он принимал участие, - интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». «Цифры и выводы, - писал Толстой, - будут зеркало». Можно не читать их, как можно отвернуться от зеркала. Можно мельком взглянуть в цифры и в зеркало, можно поглядеться и близко. Походить по переписи, как теперь делают тысячи людей, это - близко поглядеться в зеркало». И дальше: перепись… «если это не лечение, то это, по крайней мере, попытка исследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которой нам надо хоть немножко оздоровить себя».

Оглавление

Введение
Понятия переписи населения
История переписи населения в России
Цели и основные принципы проведения переписей населения
Категории учитываемого населения
Программа переписи населения
Заключение
Список используемых литературных источников

Файлы: 1 файл

демография.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

В последнее время  некоторые специалисты обращают внимание на то, что необходимость  указывать личные данные снижает  достоверность ответов на вопросы  переписного листа, особенно касающиеся дохода, жилища и состояния здоровья, и предлагают в этой связи отказаться от поименности. Но в этом случае исчезает возможность проверки ошибочных  записей или того, прошел ли человек  вообще перепись или нет. Видимо, минусы отказа от поименности перевешивают ее собственные недостатки.

С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.

Применение принципа самоопределения обусловлено, с  одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой — невозможностью объективного отнесения  человека к той или иной категории  по многим фиксируемым признакам. Если, скажем, возраст человека в большинстве  современных стран еще может  быть документально подтвержден, поскольку  существует система текущей регистрации  демографических событий, то такой  признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообще не подлежит никакому так называемому  «объективному» определению. Всякие правила  отнесения человека к тому или  иному этносу, которые существуют в некоторых странах, по существу являются нарушением демократических  принципов и свойственны тоталитарным или склонным к тоталитаризму  режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» какое-либо принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, не допускается.

Некоторые авторы дополняют  принцип самоопределения также  принципом непосредственного получения сведений от населения. Но, думается, в этом нет необходимости, поскольку принцип самоопределения перекрывает то, что можно сказать и что обычно говорится о принципе непосредственности.

Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в се ходе персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа влечет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В других странах также установлена ответственность за нарушение принципа конфиденциальности (вплоть до уголовной).

Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения — это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Как уже говорилось, данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.

Все это требует  наличия специальных государственных  органов, ответственных за проведение переписи. В нашей стране в настоящее  время проведение переписи возложено  на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В составе  Госкомстата имеется специальное  Управление демографической статистики, состоящее из трех отделов, один из которых — Отдел переписей  населения — и осуществляет непосредственное оперативное и методическое руководство  подготовкой и проведением переписей.

В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В  других странах также имеются  соответствующие органы.

Каждый из таких  органов имеет разветвленную  сеть региональных и местных подразделений (у нас в стране они называются статистическими управлениями и  статистическими бюро при местных  администрациях), образующих строгую  иерархическую вертикаль.

Вся эта система  работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются  за несколько лет до проведения переписи и в которых устанавливаются  сроки ее проведения, критический  момент, ее основные задачи, а также  даются поручения другим органам  государственной власти в части  оказания содействия проведению переписи населения.

Примером такого правительственного акта является Постановление  Правительства РФ № 1064 от 22 сентября 1999 г.

В некоторых странах  проведение переписей регламентируется конституцией. Например, в США конституция  устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет  проводить переписи населения. Это  связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается  число избирателей по территориям  и их представительство в конгрессе  США. Согласно этому конституционному требованию, начиная с 1790 г. в США каждые 10 лет проводится перепись населения, и за эти 200 с лишним лет не было пропущено ни одной.

У нас в стране, к сожалению, конституционная или  хотя бы законодательная обязанность  правительства регулярно проводить переписи населения до недавнего времени не была установлена. Именно поэтому столь необходимая регулярность в их проведении, которая многими авторами считается еще одним принципом проведения переписей населения, фактически не соблюдалась. Отсутствие законодательной базы проведения переписей населения обусловливало то, что они каждый раз проводились по специальному постановлению правительства. В начале 2002 г. был принят Федеральный закон № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения». Надо надеяться, что с принятием и введением в действие этого закона проведение переписей населения в нашей стране приобретет наконец-то устойчивый и регулярный характер и станет невозможной ситуация, подобная той, которая имела место с переписью 1999 г.

Как уже говорилось, помимо перечисленных выше 7 принципов  проведения современных переписей  населения некоторые авторы называют и другие. В частности, говорится  об уже упоминавшемся принципе регулярности (периодичности) проведения переписей. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени.

 

 

 

 

 

 

 

КАТЕГОРИИ УЧИТЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

При проведении переписи возникает  вопрос, кого считать жителями территории, на которой проводится перепись: тех, кто на ней находится по состоянию  на “критический” момент, или тех, кто постоянно живет на этой территории, или только тех, кто имеет прописку, т.е. имеющих юридическое право  жить здесь. В зависимости от этого  в демографической статистике различают  три категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

Постоянное население - это  совокупность людей, постоянно проживающих  на данной территории. В случае отсутствия человека на момент переписи в месте  постоянного жительства он будет  учтен как временно отсутствующий, а в листе своего временного пребывания на момент переписи будет записан  как временно проживающий. Чтобы  составить правильное представление  о распределении населения по областям, районам, городам страны, каждый человек должен хотя бы условно  относиться к постоянному населению  какой-либо территории, с которой  он связан теснее, чем с другой. Поскольку постоянный или временный характер проживания связан со временем, естественно принять в качестве критерия их разграничения продолжительность проживания. В переписях 1979 и 1989 гг. таким сроком был принят шестимесячный период. В соответствии с этим, все выбывшие более чем за 6 месяцев до дня переписи (за исключением некоторых оговоренных групп) в месте нового жительства относились к постоянному населению. Но сложности возникали в отношении тех, кто за короткое время несколько раз сменил место жительства. Так, человек, сменивший дважды место жительства, и прожив в каждом менее шести месяцев (например 5 месяцев), может не числиться постоянно ни на одной территории: в новом месте он живет менее 6 месяцев, из старого выбыл более полугода назад, но если он заявит, что приехал на постоянное место жительства, то будет отнесен к постоянному населению.

Можно, наконец, решить вопрос о характере проживания в зависимости  от намерения человека прожить здесь  достаточно долгое время или от намерения  жить здесь постоянно. Это позволяет  сделать вывод, что одних лишь формальных определений принадлежности к постоянному населению недостаточно. Эта принадлежность должна устанавливаться  с учетом цели приезда и характера  проживания. Так, в постоянное население  должны войти все имеющие в  данном месте постоянную работу, учащиеся - место обучения и т.д.

Наличное население - это  совокупность людей, находящихся в  критический момент переписи на данной территории независимого от того, сколько  времени они здесь находятся, предполагают ли жить здесь дольше, или числятся здесь в списках. Принадлежность человека к наличному  населению не связана ни с характером деятельности, ни с целью пребывания его на данной территории. Наличное в данном месте население, которое  не входит в постоянное население  того же места, называют временно проживающим. Постоянное население данной территории, которое не входит в наличное население, называется временно отсутствующим.

Следовательно, постоянное население в целом равно наличному  населению минус временно проживающее  и плюс временно отсутствующее. Это  соотношение позволяет переходить от одной категории населения  к другой.

Юридическое (приписное) население - это те, которые значатся в списках  жителей данной территории, прописаны  на ней или связаны с данной территорией какими-либо другими  существующими в стране правилами  регистрации. Ввиду того, что фактическое  место жительства или место пребывания человека не обязательно совпадает  с местом, где он числится проживающим, юридическое население может  сильно отличаться от фактического. Эта категория населения важна с точки зрения административных задач.

Категории населения - важные социально-экономические характеристики населения. Так, к примеру, знание численности и состава постоянного населения города или поселка необходимо для планирования жилищного строительства, развития сети детских дошкольных и школьных учреждений, расчета средств, необходимых для выплаты пенсий и пособий и т. д. В то же время о наличном населении следует знать для планирования перспектив развития строительства гостиниц, пунктов общественного питания, магазинов, транспортной сети и т.п. Это особенно важно для стран с высокой миграционной подвижностью населения. Есть страны, в которых число приезжающих из-за границы на время иногда превышает собственную численность населения.

Согласно Проекту рекомендаций ООН по проведению переписей населения  и жилищ 1990 года, каждая страна должна устанавливать общую численность  населения, являющегося постоянным на основе национального определения  этого понятия и разрабатывать, как правило, на этой основе детальные таблицы. Однако необходимо по возможности проводить подсчет всех экономически активных лиц в стране, в которой они работали в момент переписи, за исключением лиц, ежедневно пересекающих границу для работы в другой стране и возвращающихся в тот же день, которые должны учитываться в стране проживания. Некоторые страны, руководствуясь национальными целями, разрабатывают дополнительные данные по общей численности населения, например общей численности населения, находившегося на территории на момент переписи, или общей численности юридически проживающего населения.

Современная практика учета  категорий населения не имеет  единообразного решения. Большинство  государств мира учитывают и в  основном используют только постоянное население, некоторые производят учет исключительно наличного населения. Отечественные переписи стремились учесть различные категории населения. Перепись населения 1897 г. пыталась учесть все три категории населения. В переписях населения 1920 и 1926 гг. отмечалось, что личный листок составлялся только для наличного населения, т.е. для каждого, кто был налицо в день переписи в данном населенном пункте. Перепись 1939 г. включила в объект своего исследования одновременно наличное и постоянное население и ввела впервые в отечественной практике контрольный бланк. Категория учитываемого населения в последних переписях, определялась ответами на два вопроса. Первый вопрос фиксировал место постоянного проживания, второй - место временного проживания. Для постоянно проживающих, но временно отсутствующих требовалось отметить причину и время отсутствия.

 

ПРОГРАММА ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Программа переписи населения состоит из двух частей: собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т. е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены и опубликованы после окончания переписи.

Разработка программы  переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной  и надежной статистической информации о населении. Эти принципы в своей  основе совпадают с теми правилами, которыми руководствуются социологи, проводящие социологические опросы.

Прежде всего, должна быть обеспечена сопоставимость данных переписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что, по крайней мере, часть вопросов переписного листа желательно задавать точно в тех же формулировках, что и соответствующие вопросы предыдущих переписей. Кроме того, желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие вопросы задаются в переписях населения других стран, и в какой мере они отвечают международным рекомендациям. Это необходимо для того, чтобы данные переписи были хотя бы частично сопоставимы с данными переписей других стран.

Вопросы переписного  листа должны задаваться в четкой и ясной форме, не допускающей  неоднозначную их интерпретацию. Проще  говоря, все люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного  листа. При этом желательно, чтобы  хотя бы некоторые вопросы переписи были закрытыми, т.е. содержащими исчерпывающий перечень возможных альтернативных ответов. Например, вопрос о брачном состоянии обязательно должен быть закрытым и возможно более полным, дабы у опрашиваемого была возможность более точно отнести себя к тому или иному брачному статусу. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут быть использованы против переписываемого лица.

Информация о работе Перепись населения: понятия, цели и принципы проведения