Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:41, курс лекций
Лекция 1. Предмет и метод статистики
Лекция 2. Статистическое наблюдение
Лекция 3. Сводка и группировка статистических данных
Относительная величина – это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. В числителе дроби стоит величина, которую сравнивают, а в знаменателе – величина, с которой сравнивают (база сравнения). Например, если явка студентов сегодня на лекцию составила 80 чел., а на предыдущую лекцию пришло 50 чел., то относительная величина покажет, что явка увеличилась в 80/50 = 1,4 раза, при этом базой сравнения является явка студентов на предыдущую лекцию. Полученная относительная величина выражена в виде коэффициента, который показывает, во сколько раз сравниваемая величина больше базисной. В данном примере база сравнения принята за единицу. В случае если основание принимается за 100, относительная величина выражается в процентах (%), если за 1000 – в промилле (‰). Выбор той или иной формы относительной величины зависит от ее абсолютного значения:
Различают следующие виды относительных величин, для краткости именуемые в дальнейшем индексами:
Индекс динамики показывает изменение явления во времени и представляет собой отношение значений изучаемого явления в отчетный (анализируемый) период (момент) времени к базисному (предыдущему). Данный индекс определяется по формуле
где цифры означают: 1 – отчетный или анализируемый период, 0 – прошлый или базисный период.
Критериальным значением индекса динамики служит единица (или 100%), то есть если он больше 1, то имеет место рост (увеличение) явления во времени, а если равен 1 – стабильность, ну а если меньше 1 – наблюдается спад (уменьшение) явления.
Еще одно название индекса динамики – коэффициент (темп) роста, вычитая из которого единицу (100%), получают темп изменения (темп прироста) с критериальным значением 0, который определяется по формуле
Если T>0, то имеет место рост явления; Т=0 – стабильность, Т<0 – спад.
В рассмотренном выше примере про явку студентов был рассчитан именно индекс динамики, показавший что явка студентов увеличилась в 1,4 раза или на 40%.
Разновидностями индекса динамики являются индексы планового задания и выполнения плана, рассчитываемые для планирования различных величин и контроля их выполнения.
Индекс планового задания – это отношение планового значения изучаемого показателя к базисному. Он определяется по формуле
где X’ – планируемое значение; Xо – базисное значение признака.
Для определения процента выполнения плана необходимо рассчитать индекс выполнения плана, то есть отношение наблюдаемого значения признака к плановому (оптимальному, максимально возможному) значению по формуле
Индекс структуры (доля) – это отношение какой-либо части объекта (совокупности) ко всему объекту. Он определяется по формуле
Например, если в группе из 50 студентов 40 человек женского пола, то их доля составит d = 40/50 = 0,8 или 80%.
Индекс координации – это отношение какой-либо части объекта к другой его части, принятой за основу (базу сравнения). Он определяется по формуле
Например, если в группе из 50 студентов 40 человек женского пола, значит 10 человек - мужского, тогда индекс координации лиц женского пола составит 40/10 = 4, то есть лиц женского пола в 4 раза больше в группе, чем мужского.
Индекс сравнения – это сравнение (соотношение) разных объектов по одинаковым признакам. Он определяется по формуле
где А, Б – сравниваемые объекты.
Например, если в одной аудитории присутствует 50 студентов, а в соседней 20, то индекс сравнения составит 50/20 = 2,5, то есть в одной аудитории в 2,5 раза больше находится студентов, чем в другой.
Индекс интенсивности – это соотношение разных признаков одного объекта между собой. Он определяется по формуле
где X – один признак объекта;
Y – другой признак этого же объекта.
Например, показатели выработки продукции
в единицу рабочего времени, затрат на
единицу продукции, цены единицы продукции
и т.д
Любое изучаемое статистикой
явление обладает как общими для
всей совокупности, так и особенными,
индивидуальными свойствами. Различие
между индивидуальными
Виды средних величин различаются прежде всего тем, какое свойство, какой параметр исходной варьирующей массы индивидуальных значений признака должен быть сохранен неизменным.
Средней арифметической величиной называется такое среднее значение признака, при вычислении которого общий объем признака (сумма значений признака) в изучаемой совокупности сохраняется неизменным. Иначе можно сказать, что средняя арифметическая величина – это среднее слагаемое, то есть при ее вычислении общий объем (сумма всех значений) признака мысленно распределяется поровну между всеми единицами совокупности. Исходя из определения, формула средней арифметической величины имеет вид
По этой формуле вычисляются средние величины первичных признаков, если известны индивидуальные (отдельные) значения признака. Если изучаемая совокупность велика, то исходная информация чаще представляет собой ряд распределения или группировку, как, например, следующая таблица, где приведен условный пример дискретного ряда распределения студентов по возрасту:
Возраст, Х |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Число студентов, f |
3 |
5 |
7 |
4 |
2 |
Средний возраст должен представлять собой результат равномерного распределения общего (суммарного) возраста всех студентов. Общий (суммарный) возраст всех студентов, согласно исходной информации в вышеприведенной таблице, можно получить как сумму произведений значений признака в каждой группе Xi, на число студентов с таким возрастом fi (частоты). Получим формулу:
Такую форму средней арифметической
величины называютвзвешенной арифметичес
Как видим, средняя арифметическая величина может быть дробным числом, если даже индивидуальные значения признака могут принимать только целые значения. Ничего необычного для метода средних в этом не заключено, так как из сущности средней не следует, что она обязана быть реальным значением признака, которое могло бы встретиться у какой-либо единицы совокупности.
Если при группировке значения осредняемого признака заданы интервалами, то при расчете средней арифметической величины в качестве значения признака в группах принимают середины этих интервалов, то есть исходят из предположения о равномерном распределении единиц совокупности по интервалу значений признака. Для открытых интервалов в первой и последней группе, если таковые есть, значения признака надо определить экспертным путем исходя из сущности, свойств признака и совокупности. При отсутствии возможности экспертной оценки значения признака в открытых интервалах, для нахождения недостающей границы открытого интервала применяют размах (разность между значениями конца и начала интервала) соседнего интервала (принцип «соседа»).
Например, по данным следующей
таблицы минимальную и
Группы студентов по весу, кг |
Количество студентов, чел. |
Середина интервала X |
Xf |
до 60 |
6 |
55 |
330 |
60 – 70 |
8 |
65 |
520 |
70 - 80 |
5 |
75 |
375 |
более 80 |
5 |
75 |
170 |
Итого |
21 |
66,429 |
1395 |
Средний вес студентов, рассчитанный по формуле средней арифметической взвешенной с заменой точных значений признака в группах серединами интервалов Xi, составит частное от деления итогов последнего и второго столбцов таблицы: = 1395/21 = 66,429 (кг).
Полученное значение записано в итоговую строку таблицы в 3-м столбце.
Следует обратить внимание,
что объемного показателя – это
сумма, а итог по столбцам относительных
показателей или средних
Средняя арифметическая величина обладает 5 свойствами, знание которых полезно как при ее использовании, так и при ее расчете.
Если при замене индивидуальных
величин признака на среднюю величину
необходимо сохранить неизменную сумму
квадратов исходных величин, то средняя
будет являться квадратической
Главной сферой применения квадратической средней в силу пятого свойства средней арифметической величины является измерение вариации признака в совокупности.
Аналогично, если по условиям задачи необходимо сохранить неизменной сумму кубов индивидуальных значений признака при их замене на среднюю величину, мы приходим к средней кубической величине, имеющей вид:
Если при замене индивидуальных
величин признака на среднюю величину
необходимо сохранить неизменным произведение
индивидуальных величин, то следует применить геометрическуюсредню
Основное применение средняя геометрическая находит при определении средних относительных изменений, о чем сказано в теме 6. Геометрическая средняя величина дает наиболее точный результат осреднения, если задача стоит в нахождении такого значения признака, который качественно был бы равноудален как от максимального, так и от минимального значения признака.