Контрольная работа по «Статистике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Восприятие организаций как социально-экономических систем изменил круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:
• непременное и постоянное саморазвитие;
• развитие коммуникативных и представительских навыков;
• управление информацией;
• формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную, творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3-4
1.1 Виды социальных организаций …………………………………………...5-6
1.2. Организация как социально-экономическая система …………………..6- 9
1.3 Особенности социально-экономических организаций………………….9-13
2. Анализ особенностей социально – экономической организации
ОАО «Орбита» ……………………………………………………...14 - 19
2.2 Анализ социальной политики предприятия …………………………...20-24
Заключение ……………………………………………………………………... 25
Список литературы ……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

1) ассоциация – договорное  объединение, созданное в целях  постоянной координации хозяйственной  деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;

2) корпорация – договорное  объединение на основе сочетания  производственных, научных и коммерческих  интересов с делегированием отдельных  полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;

3) консорциум – временное  уставное объединение промышленного  и банковского капитала для  достижения общей цели;

4) концерн – уставное  объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

Каждое предприятие  для решения задач, связанных  с производством и реализацией  товаров и оказанием услуг, должно быть укомплектовано определенным количеством  людей, способных выполнять эти работы. Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащие образуют трудовые коллективы этих предприятий. В политико-экономическом понимании трудовой коллектив – это совокупный работник предприятия и одновременно субъект экономических отношений, который осуществляет общую деятельность в государственных, коллективных, кооперативных, частных предприятиях, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных, общественных потребностей. Трудовой коллектив является сложной организационной и социально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, бригад и других подразделений предприятия. Для координации, согласованности между ними создается соответствующая система управления.

Переход от командно-административной системы управления к экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников – членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение на предприятии самоуправления.

Идея самоуправления трудовых коллективов связана с  необходимостью демократизировать  систему управления производственным процессом на предприятии. Пока трудовой коллектив не имеет достаточных  полномочий собственника, он лишь выступает в роли хозяина, не будучи им реально. И он не станет им, пока не будут аннулированы все акты, которые закрепляют отчуждение работника от средств производства.

Социально-экономическая  организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

  • межличностные, бытовые отношения;
  • отношения по уровням управления;
  • отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

- материальное стимулирование и ответственность;

  • прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Таб. 2. - Влияние связей на состояние организации

Социальные связи

Экономические связи

Слабые

Средние

Сильные

Слабые

Неустойчивые организации

Слабые организации

Конфликтные организации

Средние

Слабые неформальные организация

Средние организация

Сильные

Сильные неформальные организация

 

Сильные организации


     

   В табл. 2 показано соответствие между уровнями названных выше связей и получающихся при этом состояний социально-экономических организаций.

 

 

 

 

2.  Анализ особенностей  социально  – экономической организации

 ОАО «Орбита» 

 

Открытое акционерное  общества «Орбита» - предприятие электронной промышленности, имеющее прямые связи практически со всеми предприятиями России и стран СНГ, выпускающими бытовую и промышленную радиоэлектронную аппаратуру.

Основными видами деятельности Открытого  акционерного общества «Орбита» является:

  • Производство и реализация изделий электронной техники (ИЭТ), товаров народного потребления, спецтехнологического и общепромышленного оборудования;
  • Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ;
  • Оказание платных услуг населению;
  • Инвестиционная деятельность;
  • Внешнеэкономическая деятельность.

Управление персоналом в ОАО «Орбита» возглавляет директор по капитальному строительству, управлению кадрами и социальным вопросам. Он организует работы по обеспечению отбора, расстановки, обучению и использованию рабочих кадров и специалистов. Он несёт ответственность за организацию работ по подготовке, в том числе по вопросам обучения менеджмента качества, переподготовке и повышению квалификации кадров; за проведение активной политики по развитию инициативы и использованию творческого потенциала всего коллектива организации для обеспечения и повышения качества выпускаемой продукции.

Руководитель процесса несёт ответственность  за организацию и обеспечение выполнения планов подготовки кадров в целом по организации. Ответственность за обеспечение организации трудовыми ресурсами, подготовку и повышение квалификации персонала, за координацию работ и организацию взаимодействия подразделений по подготовке кадров возлагается на начальника ОК.

Анализ должностных инструкций сотрудников отдела кадров ОАО «Орбита» показал, что работу по подбору кадров возглавляет руководитель структурного подразделения – начальник отдела кадров. Он совместно с плановым отделом, отделом организации труда и заработной платы составляет расчет текущей потребности в кадрах, определяет ее удовлетворение на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости. Осуществляет работу по подбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств. Начальник отдела кадров обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих совместно с руководителями подразделений, организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством.

    • Таким образом, основная работа с персоналом осуществляется Отделом кадров.

Данные о численности и денежных средствах, направленных на оплату труда  и социальное обеспечение ОАО  «Орбита» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Численность персонала  ОАО «Орбита» за 2007 – 2011 гг.

Наименование показателя

2007

2008

2009

2010

2011

Среднесписочная численность  работников, чел.

1949

1929

2007

1849

1911

Доля сотрудников ОАО  «Орбита», имеющих высшее профессиональное образование, %

23,7

22,6

23

30,1

32,1

Объем денежных средств, направленных на оплату труда, руб.

67712800

87805800

113665500

130813900

140257890

Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение

 

3070200

 

4339700

 

5247500

 

5924400

6124879

Общий объем израсходованных

денежных средств, руб.

 

70783000

 

92145500

 

118913000

 

136738300

152507648


 

Таким образом, можно сказать, что  ведущий персонал ОАО «Орбита» имеет  положительные характеристики и  зарекомендовали себя только с лучшей стороны, Они отдали предприятию много лет свой добросовестной работы и их труд незаменим. Анализ таблицы 2.1 показал, что численность персонала предприятия имеет тенденцию к росту. До 2008 года численность работников сокращалась, но к 2010 году стала выравниваться. Также данные таблицы показали, что персонал предприятия, имеющий высшее образование составляет чуть более3 0% от общей численности. Как положительную тенденцию следует оценивать увеличение из года в год сумм заработной платы и выплат на социальные нужды, которые по сумме выросли за 5 последних лет на 81724648 руб.

Основным инструментом материального  стимулирования является заработная плата.

Таблица 2.2 – Динамика средней заработной платы работников ОАО «Орбита»

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Средняя заработная плата, руб.

3360

3850

4600

5100

6300


 

На предприятии за последние 5 лет  наблюдается повышение средней  заработной платы с 3360 рублей в 2007 году до 6300 в 2011 году. Следовательно, с ее ростом увеличивается и мотивация  работников. В тоже время существует значительные диспропорции между средней заработной платой работников и руководителей. Заработная плата работников в 1,5-2 раза меньше, чем заработная плата руководителей. Поэтому руководству необходимо обратить на данную проблему усиленное внимание.

Предприятие ОАО «Орбита» самостоятельно разрабатывает и утверждает формы  и системы оплаты труда – тарифные ставки и оклады.

В ОАО «Орбита» принято Положение  об оплате труда, в основе которого действуют системы:

- сдельно-премиальной оплаты труда;

- косвенно-сдельно-премиальной оплаты  труда;

- повременно-премиальной оплаты  труда;

- аккордной оплаты труда;

- окладной системы оплаты труда.

Материальное стимулирование в  ОАО «Орбита» существует в следующих  формах:

- Заработная плата (оплата труда  работников, включая основную (сдельно-премиальная, повременно-премиальная, окладная система, аккордная система) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплата за тяжелые условия труда и совместительство, работу в ночное время, кормящим матерям, за работу в нерабочие праздничные и воскресные дни, сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата отпуска);

- Бонусы (разовые выплаты из  прибыли организации);

- Участие в прибыли (выделение  части прибыли на формирование  поощрительного фонда. Доля, приходящаяся на руководителя, коррелирует с рангом в служебной иерархии и определяется в процентах к его доходу);

- Дополнительные выплаты (подарки  от предприятия, субсидирование  деловых расходов, покрытие личных  расходов, косвенно связанных с  работой);

- Сберегательные фонды (открытие сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в сбербанке России, льготные режимы накопления средств);

- Выплаты по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);

- Отчисление в пенсионный фонд;

- Льготное кредитование (выделение  льготных кредитов на строительство  жилья, приобретение товаров длительного  пользования).

Еще одним инструментом стимулирования труда работников ОАО «Орбита» является система выдачи заработной платы по банковским картам. В июле 2001 года предприятие заключило договор с коммерческим банком «Возрождение» на выдачу зарплаты работникам через банкомат. Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в ОАО «Орбита» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников.

Используется достаточно широкий  спектр средств нематериального стимулирования: Доска почета, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествование лучших работников, публикации в корпоративном издании. Работников выдвигают на присвоение звания «лучших рабочий по профессии».

Поощрения в связи с профессиональными  праздниками и юбилейными датами структурных подразделений ОАО  «Орбита» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода  подразделения в эксплуатацию), а  также с юбилейными датами работников (для мужчин – 50 и 60 лет, для женщин – 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы в ОАО «Орбита».

Социальные программы. Для того чтобы проводить работу по оздоровлению работников и их семей, предприятие содержит на своем балансе заводскую поликлинику, загородный спортивно-оздоровительный комплекс «Орбита», базу отдыха «Инерка». Всем занятым в основном производстве осуществляются выплаты на питание. На работу и с работы работники доставляются заводским транспортом.

  • Подготовка и переподготовка кадров, поощрение их карьерного роста. Руководство ОАО «Орбита» осознает значимость такого мотивационного фактора, как поощрение профессионального роста и должностного продвижения работников. Персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Администрацией завода утверждены два стандарта: система качества, подготовка кадров (СТПСК – 18.01.2000); система качества, обучение рабочих (СТПСК – 18.02.2001).

Поскольку процесс обновления кадров проходит медленно и многие специалисты, управленцы среднего звена, начальники цехов перерастают свой служебный уровень, неизбежно теряя мотивацию к труду, принята программа ротации кадров. Она обеспечивает формирование внутреннего кадрового резерва. Важная роль отводится молодым кадрам. Персонал завода пополнился выпускниками вузов: по результатам тестирования около 30 претендентов принято стажерами в различные подразделения завода.

Информация о работе Контрольная работа по «Статистике»