Контрольная работа по «Статистике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Восприятие организаций как социально-экономических систем изменил круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:
• непременное и постоянное саморазвитие;
• развитие коммуникативных и представительских навыков;
• управление информацией;
• формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную, творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3-4
1.1 Виды социальных организаций …………………………………………...5-6
1.2. Организация как социально-экономическая система …………………..6- 9
1.3 Особенности социально-экономических организаций………………….9-13
2. Анализ особенностей социально – экономической организации
ОАО «Орбита» ……………………………………………………...14 - 19
2.2 Анализ социальной политики предприятия …………………………...20-24
Заключение ……………………………………………………………………... 25
Список литературы ……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

 

ФГБОУ  ВПО

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

Контрольная работа №2

по дисциплине: «Статистика»

раздел «Экономическая статистика»

 

 

 

 

Проверил:

Филимонова Л.А.

 

 

 

 

Тюмень - 2012

 

 

 

Содержание

стр

 

Введение ………………………………………………………………………. 3-4

1.1 Виды социальных организаций …………………………………………...5-6

1.2. Организация как  социально-экономическая система …………………..6- 9

1.3 Особенности социально-экономических организаций………………….9-13

2.  Анализ особенностей  социально – экономической организации

 ОАО «Орбита» ……………………………………………………...14 - 19

2.2 Анализ социальной политики  предприятия …………………………...20-24

Заключение ……………………………………………………………………... 25

Список литературы  ……………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

 «Отец классического менеджмента» А. Файоль считал, что организовывать — это значит «строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия». Используемый здесь классиком научного менеджмента термин «организм» применительно к предприятию говорит о понимании им системной сущности предприятия и его социальной, живой природы.

Организация — объединение людей (т. е. социум), совместно реализующих  программу или цель и действующих  на основе определенных правил и процедур. Понятие организации связано  с динамическими закономерностями, т. е. закономерностями, относящимися к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления (БЭС).

Организация — социальный организм, который направлен на достижение цели и осознанно структурирован (по Дафту).

Согласно Мескону, Альберту, Хедоури организация — это группа людей (т. е. общность, социум), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организацию правомерно представить  как открытую большую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: технико-технологической, организационно-экономической и социальной, для эффективной деятельности которых требуются специфические виды обеспечения следующих групп: научно-методическое, финансовое, правовое, кадровое, материально-техническое, организационно-экономическое, информационное.

Организацию образуют и являются субъектами и одновременно объектами управления отдельные личности, группы (формальные и неформальные), весь трудовой коллектив (часто коллектив и принимается за организацию).

Восприятие организаций как  социально-экономических систем изменил  круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:

• непременное и постоянное саморазвитие;

• развитие коммуникативных и представительских навыков;

• управление информацией;

• формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную, творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;

• помощь работникам в условиях нестабильности;

• постоянное развитие персонала;

• управление командами, состоящими из представителей разных культур;

• выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами производства, персоналом как ключевым фактором достижения целей, контроль и т. д.

 

 

 

 

1.1 Виды социальных организаций

 

В курсе  теории организации рассматриваются  преимущественно социальные системы, так как все другие, так или  иначе, приводятся к ним. Основной связующий  элемент социальной системы –  человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.

 

Рис. 1 - Виды социальных систем

 

Наиболее распространены социально–экономические  системы. Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким  образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

  • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
  • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
  • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей  в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают  условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

1.2. Организация как социально-экономическая система

Организации - это открытые социально-экономические системы.

Особенности социально-экономических систем:

  • изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
  • уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
  • способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
  • способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
  • способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.

Понятие «система» отображено на рис. 2.

В организации как системе различают следующие элементы:

  • функциональные области деятельности организации;
  • элементы производственного процесса;
  • элементы управления.

Рис. 2. Понятие системы

Функциональные области выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Функциональные области

Типичными функциональными областями являются сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации) (табл 1.).

Таблица 1. Примеры основных целей функциональных областей организации

Функциональная область

Специфическая цель

Маркетинг

Выйти на первое место  по продаже продукции (определенного  вида) на рынке

Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или  определенных) видов продукции

НИОКР

Поддерживать конкурентоспособность  и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал

Обеспечить условия, необходимые  для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности  и заинтересованности в работе


Ограничения - внешняя среда организаций (среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия).

Условия - внутренняя среда (внутренние переменные) организации (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Организация как система

Общая характеристика внешней  среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды;
  • сложность внешней среды;
  • подвижность (изменчивость) внешней среды;
  • неопределенность внешней среды.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Существуют различные варианты определения состава основных внутренних переменных организации.

1.3 Особенности социально-экономических организаций

Предприятие занимает центральное  место в народно-хозяйственном  комплексе любой страны. Это первичное  звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как  производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От успеха отдельных  предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны. Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату. Принято считать, что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции. Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить.

При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем  не занят (каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне). В рыночной системе все имеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену – уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять все разнообразные рынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. По средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы:

1) что производить?  – определяется каждодневно голосованием  посредством денег (путем выбора  покупателем товара и его покупки);

2) как производить?  – определяется конкуренцией  между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);

3) для кого производить?  – определяется соотношением  спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая  сила и средства производства).

Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и  прибыли, то есть источников, из которых  складываются доходы. Производитель  устанавливает свои цены, перемещая  свой капитал в отрасли с высокой  прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что производить.

Прибыль здесь – решающий фактор функционирования рыночного  хозяйства. В соответствии с формами  собственности могут действовать  предприятия следующих видов:

1) индивидуальные, основанные  на личной собственности и на его труде (без найма);

2) семейные, основанные  на собственности и труде граждан  одной семьи, проживающих совместно;

3) частное предприятие,  основанное на собственности  отдельного гражданина с правом  найма рабочей силы;

4) коллективное, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;

5) государственное или  коммунальное, основанное на собственности  административно-территориальных единиц;

6) государственное предприятие,  основанное на республиканской (общегосударственной) собственности;

7) совместное, основанное  на базе объединения имущества  разных форм собственности (смешанная  форма собственности).

В зависимости от объемов  производства, количества рабочих предприятие  может быть малым, средним, крупным. Малые предприятия – численностью до 200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50 человек (В других отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке), до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля). Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

Информация о работе Контрольная работа по «Статистике»