Экономико-статистическое изучение производственных показателей ОАО»Колос» на основе метода группировок(на примере денежных затрат на п

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Исходя из актуальности темы, в качестве цели данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических аспектов использования статистических методов, изучение производственных показателей организации на основе метода группировок.

Оглавление

Введение.....................................................................................................3
1.Теоретическое обоснование производственных показателей организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство..........................................................................................................5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Колос»...................................................................................................................8
3. Экономико - статистический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Колос».......................................................................................................11
3.1. Анализ динамики и состава прибыли..............................................11
3.2. Оценка рентабельности предприятия. Сводка и группировка.......13
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ прибыли предприятия….20
3.4. Индексный анализ рентабельности ………………………………..34
4. Экономическое обоснование результатов анализа.............................38
Заключение............................................................................................42
Список использованной литературы.................................................44
Приложения............................................................................................47

Файлы: 1 файл

Степаненко Н.А.12.docx

— 244.42 Кб (Скачать)

Среднегодовой темп прироста:

Все показатели динамики себестоимости продукции приведены в (см.приложение11)

р.

Для расчета базисных показателей  за базу сравнения принимается средняя  за 10 лет (307,23р.).

р.;

 

Средний темп роста и средний  темп прироста:

 

 

Наблюдается снижение себестоимости, произошедшее в 2010г. по сравнению с 2009г. на 141,91р или 29,31%. Иначе говоря, себестоимость в 2010г. По сравнению с 2009г. составляет 70,69%, т.е. снижение в 0,71 раз. При сравнении с постоянной базой сравнения наибольшее снижение произошло в 2002г, на 238,67р. или на 77,68%. Максимальное повышение себестоимости произошло в 2011г по сравнению с 2010г и составило 334,54р. или на 97,75%, если сравнивать с постоянной базой сравнения, то максимальное повышение произошло в том же 2011г – на 369,54 или на 120,28%. При анализе рядов динамики необходимо учесть тенденцию изменения уровня себестоимости за 2002-2011 гг. Тенденция – это основное направление развития. Основной тенденцией (трендом) называется плавное и устойчивое изменение уровня признака во времени свободное от случайных колебаний. Наиболее эффективным способом выявления основной тенденции отклонений изучаемых признаков является аналитическое выравнивание. Выбор функции времени производится на основе анализа характера закономерностей динамики данного признака. С помощью графического метода, приведенного на Рис.3.3. , рассматривается характер закономерностей изменения уровня себестоимости продукции. В системе координат на оси абсцисс наносятся временные интервалы, а на оси ординат -  уровни себестоимости.

 

 

Рис.3.3. Динамика себестоимости продукции в ОАО «Колос» 2002- 2011г.

На Рис.3.3. статистическая ломаная показывает, что за 2002-2011 гг. себестоимость продукции (в среднем) имеет тенденцию к повышению. Для выравнивания используем уравнение прямой:

 

Чтобы определить параметры уравнения ,составим систему уравнений:

 

 

Для решения данной системы приводится расчетная таблица (см. приложение 12)

, откуда

Уравнение для выравнивания выглядит следующим образом:

 

Кривая на Рис.3.3. показывает, что себестоимость продукции в 2002-2011гг. ежегодно увеличивалась (в среднем) на 65,38р. Основная тенденция (тренд) показывает, как воздействуют систематические факторы на уровень ряда динамики, а колебание уровней около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Её можно измерить по формуле среднего квадратического отклонения:

 

В среднем колебания себестоимости  продукции по годам от среднего уровня составляет ±84,14р. или 27,39% [(84,14:307,23)·100%].

 

3.4. Индексный анализ рентабельности

 

Индексный метод представляет собой  совокупность примеров, которая исторически сложилась для измерения динамики экономических явлений, т.е. для того, чтобы охарактеризовать, например, движение объема продукции, изменение цен, производительности труда, себестоимости и т.д. индексы выражаются относительными числами. Индексы себестоимости продукции. Весьма широкое распространение в практике планирования и учета получили индексы себестоимости продукции. Экономический смысл этих индексов заключается в том, что они выражают результаты хозяйственной деятельности предприятий или строек путем сопоставления фактических затрат на производство продукции с нормальными затратами. Так как учет внутри предприятия всегда позволяет прямо или косвенно определить себестоимость единицы отдельного вида продукта, для расчета индекса себестоимости единицы отдельного вида продукта, для расчета индекса себестоимости непосредственно используется агрегатная форма:

 

где — себестоимость единицы в базисном и текущем периодах. Экономия или перерасход средств предприятием легко подсчитывается на базе этого индекса. Тем не менее, расчет его наталкивается на серьезные препятствия в условиях быстрого роста промышленной продукции и изменения ее ассортимента. Особенностью индекса себестоимости является то, что он рассчитывается всегда по строго определенному ассортименту продукции. По ассортименту товарный состав розничного товарооборота в целом является довольно устойчивым. С его изменениями практически следует считаться лишь при сравнении за очень продолжительный период времени (вопросы изменения сортности, качества товаров и т.д. мы здесь не затрагиваем).

Напротив товарный состав той или иной отрасли промышленности меняется быстро и довольно значительно (исключение составляют добывающая и пищевая промышленность. Для расчета индексов себестоимости воспользуемся данными (см.приложение 13).

На основе данных рассчитаем индекс средней себестоимости переменного состава:

 

 

 

 

 

 

 

 

Прирост (уменьшение) затрат на производство продукции найдем по схеме:

    

    

    

    

    

    

Полная себестоимость изделий  в отчетном году по сравнению с  базисным 2010 годом увеличилась в 2 раза, что в денежном выражении составило 158572 тыс. рублей, а по плановым показателям увеличилась на 1 % или 4228 тыс. рублей. В том числе за счет увеличения производства на 5086 тыс. шт. по сравнению к базисному году себестоимость увеличилась на 1% или на 1813 тыс. рублей, а за счет удорожания единицы продукции на 334 рубля полная себестоимость повысилась на 98 % или 156759 тыс. руб.  При анализе данных отчетного года к плановым показателям можно сделать следующие выводы: Полная себестоимость увеличилась на 1% или 4228 тыс.р., за счет увеличения производства на 8264 тыс. шт. себестоимость увеличилась на 2% или 5864 тыс.р. за счет снижения себестоимости единицы продукции на 4 р. общая себестоимость уменьшилась на 1636 тыс. р. Выявление влияния затрат и продуктивности на изменение себестоимости изделий. В себестоимости отражаются все стороны деятельности предприятия: уровень продуктивности, эффективность применяемых технологий, степень механизации птицеводческих процессов, уровень производительности труда.  Для определения влияния продуктивности и затрат на 1 изделие воспользуемся данными таблицы 3.17.

Продуктивность 1 изделия, шт., затраты  на 1 изделие, р.

Таблица 3.6.

 

Показатель

Символы

2010г

2011г

Продуктивность 1 изделия, шт.

y

330

332

Затраты на 1 изделие, тыс.р.

l

113

225


 

На основе данных таблицы 3.6. рассчитаем индекс себестоимости по формуле:

 

 

а) За счет влияния затрат на 1 изделие:

 

б) За счет влияния продуктивности 1 изделия:

 

Из рассчитанных выше показателей  можно сделать следующие выводы: общая себестоимость единицы продукции в 2011 году увеличилась по отношению к 2010 году в 1,9793 раза или на 97,93%. В том числе за счет увеличения затрат на 1 изделие на 99,12%, а за счет повышения продуктивности 1 изделия себестоимость в 2011 году ниже на 0,6%.

 

4. Экономическое обоснование результатов анализа

Исследования  и оценка ОАО ««Колос»» показала, что основные производственные фонды  на предприятии используются не в  полной мере и недостаточно эффективно. Положительным фактом является увеличение стоимости основных производственных фондов за счет приобретения нового оборудования, уменьшается изношенность основных фондов. Однако показатель фондоотдачи  имеет тенденцию к снижению. Поэтому  при эксплуатации  основных производственных фондов (ОПФ) на ОАО ««Колос»» необходимо учитывать их особенности, вытекающие из сущностной характеристики ОПФ:

Во-первых, основные  фонды увеличивают производительную силу труда и используются  в  течение большого периода. Это означает, что в политике хозяйствования  ОАО ««Колос»» должно стремиться к приобретению высокопроизводительного  оборудования, технические характеристики которого позволяют поддерживать его  на высоком уровне в течение  всего  срока службы. Значимость последнего усиливается тем, что усиливается  моральный износ оборудования. Следовательно, чтобы выдерживать конкуренцию, необходимо либо обновлять его, либо модернизировать, что на ОАО ««Колос»»  можно достигнуть с помощью регулярного  проведения капитального ремонта старой части ОПФ.

Во- вторых, поскольку ОПФ, как правило, дорогостоящие, и на их приобретение выделены были огромные средства, необходимо добиваться быстрой их окупаемости. На ОАО ««Колос»» необходимо обеспечить эксплуатацию ОПФ таким образом, чтобы обеспечивать низкие затраты по выпуску продукции: необходима высокая надежность эксплуатации ОПФ, нормы и способы амортизации требуется устанавливать путем проведения научно-обоснованной  политики и утверждать успешную политику так, чтобы обеспечить высокую отдачу ОПФ, быструю окупаемость и рентабельность капитала.

В третьих, учитывая необходимость замены устаревшего  оборудования на ОАО ««Колос»» необходимо искать наиболее приемлемые условия  их приобретения: по лизингу, в кредит, по более низкой цене, используя  маркетинговые исследования.

В политике ОАО  ««Колос»» выбран экстенсивный путь развития, предполагающий количественное увеличение оборудования. Однако не следует  забывать и интенсивный путь –  модернизацию оборудования или замену новым, позволяющим увеличить производительность без изменения количества. В условиях массового производства ОПФ становятся все более дорогостоящими, что  вызывает повышение их удельного  веса в общей структуре производственных фондов. Но надо иметь в виду, что  значительное количество производственных фондов уменьшает адаптационные  возможности экономики предприятия  к изменяющемуся рынку, то есть тормозит его действия. В результате предприятие  обременяются высокими фиксированными издержками и не могут легко приспосабливаться  к изменяющемуся спросу.

Резервы улучшения  использования производственных площадей, разгрузка цехов от излишних запасов и деталей; рационального размещения оборудования, применение подвесных транспортеров; сокращение площади под вспомогательные площади;

Увеличение времени работы оборудования за счет повышения квалификации рабочих и освоение передовых методов труда, применение передовой технологии и конструкции, модернизация оборудования, повышение уровня специализации и концентрации и пр.

Анализ показателей эффективности трудовых ресурсов ОАО «Колос» позволяет утверждать, что рост средней заработной платы превышает темп роста производительности труда. Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрений является то, что денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.

В качестве основных компонентов системы  мотивации персонала в ОАО  «Колос», направленной на повышение  эффективности деятельности предприятия, могли бы служить:

формирование и распространение  культуры предприятия - системы общих  для всего персонала предприятия  ценностных ориентации и норм;

внедрение системы участия –  участие работников в распределении  общего хозяйственного результата, в  капитале предприятия и развитии сотрудничества;

продуманная кадровая политика - планирование и выбор мероприятий по повышению  квалификации работников и их мобильности  в организации с учетом потребностей, желаний и профессиональных потребностей работников;

организация рабочего места - оснащение  рабочих мест техническими, эргономическими  и организационными вспомогательными средствами с учетом потребности  работников;

регулирование рабочего места - гибкое приспособление рабочего времени к  потребностям работника и предприятия;

информация работников - доведение  до работников необходимых сведений о работе предприятия;

оценка персонала - система планомерной  и формализованной оценки работников по определенным, заранее установленным  критериям.

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние  предприятия, оказывает уменьшение дебиторской задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия, либо об увеличении объема продаж. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долга и уменьшение прибыли. Поэтому необходимо искать пути по ее снижению (оформление векселей, обращения в судебные органы и т.д.)

 

Заключение

 

В процессе написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:

- производственные  показатели являются основой при характеристике деятельности организации (при определение рентабельности производства), поэтому нуждаются в полном анализе, достоверной оценке и качественном управлении, а это возможно только при пользовании статистическим методом группировок;

- метод  группировки дает возможность  выявить особенности, проявляющиеся  в каждом отдельном случае, группировка  является основой научной обработки  статистических данных, дает структуру  совокупности и помогает выявлять  закономерности этой структуры.  группировка изучает влияния  причин и зависимости явлений;

- к сводным  показателям издержек производства, позволяющим анализировать уровень  и динамику затрат на производство  и реализацию разнородной продукции  по предприятию в целом, относятся:  себестоимость произведенной продукции,  показатель затрат на 1 руб. произведенной  продукции.

- контроль  и управление производственными  затратами предполагает изучение  состава издержек производства по калькуляционным статьям затрат, сравнение фактических затрат с плановыми, определение экономии или перерасхода по каждой статье, анализ причин отклонений и их влияния на изменение себестоимости продукции. Это позволяет оценить работу отдельных подразделений, сделать выводы относительно необходимых мероприятий для достижения поставленных целей.

Информация о работе Экономико-статистическое изучение производственных показателей ОАО»Колос» на основе метода группировок(на примере денежных затрат на п