Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель курсовой работы. Исходя из актуальности темы, в качестве цели данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических аспектов использования статистических методов, изучение производственных показателей организации на основе метода группировок.
Введение.....................................................................................................3
1.Теоретическое обоснование производственных показателей организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство..........................................................................................................5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Колос»...................................................................................................................8
3. Экономико - статистический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Колос».......................................................................................................11
3.1. Анализ динамики и состава прибыли..............................................11
3.2. Оценка рентабельности предприятия. Сводка и группировка.......13
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ прибыли предприятия….20
3.4. Индексный анализ рентабельности ………………………………..34
4. Экономическое обоснование результатов анализа.............................38
Заключение............................................................................................42
Список использованной литературы.................................................44
Приложения............................................................................................47
Среднегодовой темп прироста:
Все показатели динамики себестоимости продукции приведены в (см.приложение11)
р.
Для расчета базисных показателей за базу сравнения принимается средняя за 10 лет (307,23р.).
р.;
Средний темп роста и средний темп прироста:
Наблюдается снижение себестоимости, произошедшее в 2010г. по сравнению с 2009г. на 141,91р или 29,31%. Иначе говоря, себестоимость в 2010г. По сравнению с 2009г. составляет 70,69%, т.е. снижение в 0,71 раз. При сравнении с постоянной базой сравнения наибольшее снижение произошло в 2002г, на 238,67р. или на 77,68%. Максимальное повышение себестоимости произошло в 2011г по сравнению с 2010г и составило 334,54р. или на 97,75%, если сравнивать с постоянной базой сравнения, то максимальное повышение произошло в том же 2011г – на 369,54 или на 120,28%. При анализе рядов динамики необходимо учесть тенденцию изменения уровня себестоимости за 2002-2011 гг. Тенденция – это основное направление развития. Основной тенденцией (трендом) называется плавное и устойчивое изменение уровня признака во времени свободное от случайных колебаний. Наиболее эффективным способом выявления основной тенденции отклонений изучаемых признаков является аналитическое выравнивание. Выбор функции времени производится на основе анализа характера закономерностей динамики данного признака. С помощью графического метода, приведенного на Рис.3.3. , рассматривается характер закономерностей изменения уровня себестоимости продукции. В системе координат на оси абсцисс наносятся временные интервалы, а на оси ординат - уровни себестоимости.
Рис.3.3. Динамика себестоимости продукции в ОАО «Колос» 2002- 2011г.
На Рис.3.3. статистическая ломаная показывает, что за 2002-2011 гг. себестоимость продукции (в среднем) имеет тенденцию к повышению. Для выравнивания используем уравнение прямой:
Чтобы определить параметры уравнения ,составим систему уравнений:
Для решения данной системы приводится расчетная таблица (см. приложение 12)
, откуда
Уравнение для выравнивания выглядит следующим образом:
Кривая на Рис.3.3. показывает, что себестоимость продукции в 2002-2011гг. ежегодно увеличивалась (в среднем) на 65,38р. Основная тенденция (тренд) показывает, как воздействуют систематические факторы на уровень ряда динамики, а колебание уровней около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Её можно измерить по формуле среднего квадратического отклонения:
В среднем колебания
3.4. Индексный анализ рентабельности
Индексный метод представляет собой совокупность примеров, которая исторически сложилась для измерения динамики экономических явлений, т.е. для того, чтобы охарактеризовать, например, движение объема продукции, изменение цен, производительности труда, себестоимости и т.д. индексы выражаются относительными числами. Индексы себестоимости продукции. Весьма широкое распространение в практике планирования и учета получили индексы себестоимости продукции. Экономический смысл этих индексов заключается в том, что они выражают результаты хозяйственной деятельности предприятий или строек путем сопоставления фактических затрат на производство продукции с нормальными затратами. Так как учет внутри предприятия всегда позволяет прямо или косвенно определить себестоимость единицы отдельного вида продукта, для расчета индекса себестоимости единицы отдельного вида продукта, для расчета индекса себестоимости непосредственно используется агрегатная форма:
где — себестоимость единицы в базисном и текущем периодах. Экономия или перерасход средств предприятием легко подсчитывается на базе этого индекса. Тем не менее, расчет его наталкивается на серьезные препятствия в условиях быстрого роста промышленной продукции и изменения ее ассортимента. Особенностью индекса себестоимости является то, что он рассчитывается всегда по строго определенному ассортименту продукции. По ассортименту товарный состав розничного товарооборота в целом является довольно устойчивым. С его изменениями практически следует считаться лишь при сравнении за очень продолжительный период времени (вопросы изменения сортности, качества товаров и т.д. мы здесь не затрагиваем).
Напротив товарный состав той или иной отрасли промышленности меняется быстро и довольно значительно (исключение составляют добывающая и пищевая промышленность. Для расчета индексов себестоимости воспользуемся данными (см.приложение 13).
На основе данных рассчитаем индекс средней себестоимости переменного состава:
Прирост (уменьшение) затрат на производство продукции найдем по схеме:
Полная себестоимость изделий в отчетном году по сравнению с базисным 2010 годом увеличилась в 2 раза, что в денежном выражении составило 158572 тыс. рублей, а по плановым показателям увеличилась на 1 % или 4228 тыс. рублей. В том числе за счет увеличения производства на 5086 тыс. шт. по сравнению к базисному году себестоимость увеличилась на 1% или на 1813 тыс. рублей, а за счет удорожания единицы продукции на 334 рубля полная себестоимость повысилась на 98 % или 156759 тыс. руб. При анализе данных отчетного года к плановым показателям можно сделать следующие выводы: Полная себестоимость увеличилась на 1% или 4228 тыс.р., за счет увеличения производства на 8264 тыс. шт. себестоимость увеличилась на 2% или 5864 тыс.р. за счет снижения себестоимости единицы продукции на 4 р. общая себестоимость уменьшилась на 1636 тыс. р. Выявление влияния затрат и продуктивности на изменение себестоимости изделий. В себестоимости отражаются все стороны деятельности предприятия: уровень продуктивности, эффективность применяемых технологий, степень механизации птицеводческих процессов, уровень производительности труда. Для определения влияния продуктивности и затрат на 1 изделие воспользуемся данными таблицы 3.17.
Продуктивность 1 изделия, шт., затраты на 1 изделие, р.
Таблица 3.6.
Показатель |
Символы |
2010г |
2011г |
Продуктивность 1 изделия, шт. |
y |
330 |
332 |
Затраты на 1 изделие, тыс.р. |
l |
113 |
225 |
На основе данных таблицы 3.6. рассчитаем индекс себестоимости по формуле:
а) За счет влияния затрат на 1 изделие:
б) За счет влияния продуктивности 1 изделия:
Из рассчитанных выше показателей
можно сделать следующие
В качестве основных компонентов системы мотивации персонала в ОАО «Колос», направленной на повышение эффективности деятельности предприятия, могли бы служить:
формирование и
внедрение системы участия – участие работников в распределении общего хозяйственного результата, в капитале предприятия и развитии сотрудничества;
продуманная кадровая политика - планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации работников и их мобильности в организации с учетом потребностей, желаний и профессиональных потребностей работников;
организация рабочего места - оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учетом потребности работников;
регулирование рабочего места - гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и предприятия;
информация работников - доведение до работников необходимых сведений о работе предприятия;
оценка персонала - система планомерной и формализованной оценки работников по определенным, заранее установленным критериям.
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия, оказывает уменьшение дебиторской задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия, либо об увеличении объема продаж. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долга и уменьшение прибыли. Поэтому необходимо искать пути по ее снижению (оформление векселей, обращения в судебные органы и т.д.)
В процессе написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:
- производственные показатели являются основой при характеристике деятельности организации (при определение рентабельности производства), поэтому нуждаются в полном анализе, достоверной оценке и качественном управлении, а это возможно только при пользовании статистическим методом группировок;
- метод
группировки дает возможность
выявить особенности,
- к сводным
показателям издержек
- контроль
и управление