Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель курсовой работы. Исходя из актуальности темы, в качестве цели данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических аспектов использования статистических методов, изучение производственных показателей организации на основе метода группировок.
Введение.....................................................................................................3
1.Теоретическое обоснование производственных показателей организации на основе метода группировок (на примере денежных затрат на производство..........................................................................................................5
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Колос»...................................................................................................................8
3. Экономико - статистический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Колос».......................................................................................................11
3.1. Анализ динамики и состава прибыли..............................................11
3.2. Оценка рентабельности предприятия. Сводка и группировка.......13
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ прибыли предприятия….20
3.4. Индексный анализ рентабельности ………………………………..34
4. Экономическое обоснование результатов анализа.............................38
Заключение............................................................................................42
Список использованной литературы.................................................44
Приложения............................................................................................47
Путем построения и анализа регрессионных моделей можно ответить на вопрос, как каждый фактор влияет на изучаемое явление. Корреляционный и регрессионный методы дают возможность количественно исследовать влияние факторов на изучаемое явление. Современные статистики широко используют метод корреляции. Он выступает как источник теоретических знаний. Между тем применение его без заранее обусловленной цели и качественного анализа нередко приводит к ошибочным выводам. Для того чтобы корреляционный метод способствовал изучению сущности явлений, необходимо, чтобы исследователь владел не только этим методом, но и предметом своего исследования. Понятие корреляционной зависимости является частным случаем более общего понятия – зависимости стохастической. Переменная у находится в стохастической зависимости от х, если каждому значению х соответствует ряд распределения у и с изменением х эти ряды закономерно изменяются. Если же они не изменяются или изменяются случайно, то у стохастически не зависит от х. Основная задача изучения корреляционных связей состоит в отыскании причин исследуемого явления, события, факта. Факторный признак выступает как признак-причина, а результативный – как признак-следствие.
Корреляционный метод анализа включает в себя несколько этапов:
1.Постановка задачи и выбор факторных и результативных признаков;
2.Сбор статистического материала, его проверка;
3.Предварительное изучение взаимосвязей с помощью графиков и аналитических группировок;
4.Изучение парных зависимостей;
5.Исследование многофакторной зависимости;
6.Оценка результатов исследования, пояснение и анализ.
Степень тесноты связи характеризуется количественными оценками, а направление связи знаками у коэффициента корреляции (3.3).
Количественные критерии оценки тесноты связи
Таблица 3.3.
Величина коэффициента корреляции |
|
Характер связи |
До |±0,3| |
Практически отсутствует | |
От |±0,3| до |±0,5| |
Слабая | |
От |±0,5| до |±0,7| |
Средняя | |
Свыше |±0,7| |
Сильная (высокая) |
Для начала изучим связь между затратами на оплату труда и себестоимостью.
Значение факторного признака - затраты на оплату труда () располагается по ранжиру (см. таблица 3.4), себестоимость – y.
Ранжированный ряд по затратам
Таблица 3.4.
|
y |
Год |
7,73 |
68,56 |
2002 |
8,40 |
71,23 |
2003 |
9,56 |
75,02 |
2004 |
12,56 |
530,11 |
2008 |
12,84 |
186,63 |
2005 |
13,41 |
246,41 |
2006 |
14,24 |
391,22 |
2007 |
14,26 |
484,14 |
2009 |
15,38 |
342,23 |
2010 |
18,91 |
676,77 |
2011 |
В среднем наблюдается
На оси абсцисс наносим
Рис.3.1. Связь между затратами на заработную плату и себестоимостью изделия
Соединив полученные на пересечении и y точки прямыми линиями, получим статистическую ломанную регрессии (Рис.3.1.). Ломанная позволяет судить о форме связи, об аналитическом ее выражении. Корреляционное поле на рис.3.1. показывает прямолинейную и прямую связь между затратами на заработную плату и себестоимостью продукции. Аналитически связь между факторными и результативными признаками описывается уравнением прямой
.
Для определения параметров и в уравнении прямой данные приводятся в (см. приложение 8)
Определим параметры и , для этого необходимо решить систему уравнений относительно и :
Подставляем данные таблицы 3.4.
Решая эту систему уравнений, находим, что
и, , следовательно
Коофициент регрессии , следовательно, каждый рубль затрат на заработную плату повышает себестоимость изделия (в среднем) на 44,27р.
По данным (см. приложение 8) определим частный коэффициент детерминации
, где - это частный коэффициент корреляции,
- бета-коэффициент.
; ;
;
;
.
Это свидетельствует о том, что 60,68% вариации себестоимости продукции объясняется вариацией затрат на заработную плату. Связь между затратами на заработную плату и себестоимостью проявилась сильная и прямая.
Далее в такой же последовательности рассмотрим зависимость себестоимости изделий (y) от продуктивности ().
По этим данным в таблице 3.5. приводятся параллельные данные.
Ранжированный ряд по использованию продукции
Таблица 3.5.
|
y |
Год |
258 |
68,56 |
2002 |
265 |
186,63 |
2005 |
265 |
75,02 |
2004 |
267 |
71,23 |
2003 |
269 |
246,41 |
2006 |
319 |
391,22 |
2007 |
323 |
676,77 |
2011 |
331 |
530,11 |
2008 |
333 |
342,23 |
2010 |
339 |
484,14 |
2009 |
Связь между себестоимостью и выработкой проявляется по прямой. Проявление связи показано графическим методом на рис.3.2.
Рис.3.2. Связь между себестоимостью продукции и продуктивностью
Соединив полученные на пересечении и y точки прямыми линиями, получим статистическую ломанную. Из графика видно, что связь между факторным и результативным факторами описывается уравнением прямой
Для определения параметров и в уравнении прямой данные приводятся в (см. приложение 9).
Определим параметры и , для этого необходимо решить систему уравнений относительно и :
Подставляем данные таблицы 15:
Решая эту систему уравнений, находим, что и , следовательно
Коэффициент регрессии , следовательно, каждое изделие продуктивности повышает себестоимость продукции (в среднем) на 6,41р.
По данным (см. приложение 9) определим частный коэффициент детерминации , где - это частный коэффициент корреляции, - бета-коэффициент.
;
Из предыдущего пункта нам уже известно, что и
Итак,
.
Это свидетельствует о том, что 88,99% вариации себестоимости изделия объясняется вариацией продуктивности продукции. явилась сильная и прямая. Связь между тремя признаками ( , и y) будем рассматривать множественной корреляцией и регрессией. Практика показывает, что основное значение имеют линейные модели в силу простоты и логичности их экономической интерпретации. Поэтому и мы для построения нашего многофакторного модуля взаимосвязи будем использовать линейную модель:
Для определения параметров , и необходимо решить уравнения:
;
;
.
Для удобства решения все необходимые данные приведены в (см. приложение10)
Уравнение множественной регрессии:
Расчеты показывают, что с увеличением затрат на заработную плату на 1 рубль себестоимость увеличивается на 54,18р., а также, что с увеличением выпуска на 1 изделие себестоимость повышается на 5,41р. Совокупный множественный коэффициент корреляции рассчитывается по формуле: Связь проявилась сильная, т.е. отклонение себестоимости изделия от средней по совокупности зависит от затрат на заработную плату и выпуска на 87,09%. На основе коэффициентов регрессии ( и ) нельзя сказать, какой из факторных признаков оказывает наибольшее влияние на результативный признак. Чтобы судить о сравнительной силе влияния отдельных факторов, вычислим Q - коэффициент, который вычисляется по формуле:
, где
, - коэффициент вариации, соответствующего факторного признака;
- коэффициент эластичности.
;
Это означает, что при увеличении затрат на заработную плату на 1% себестоимость увеличивается на 2,24%, а при росте выпуска на 1% себестоимость увеличивается на 5,23%.
;
. | |
Из двух изучаемых факторов наиболее существенное влияние на вариацию себестоимости по районам оказывает фактор - продуктивность.
Рядом динамики называется временная последовательность значений статистических показателей. Ряд динамики состоит из двух элементов: моментов времени (обычно дат) или периодов времени (годы, кварталы, месяцы), к которым относятся статистические данные, и самих данных, называемых уровнями ряда. Оба элемента – время и уровень – называются членами ряда динамики. Для правильного анализа динамических рядов необходимо знать их виды, которые выделяются при группировке элементов ряда по разным признакам. По времени, отражаемому в динамических рядах, они разделяются на моментные и интервальные Выбор базы сравнения должен быть обоснован исторически и экономически, так чтобы база отражала определенный этап развития явления. Иногда за базу сравнения принимается средний уровень какого-либо предшествующего периода. Ряды динамики могут быть с равностоящими (по времени) уровнями и не равностоящими. Чтобы выделить специфику развития явления за отдельные периоды времени определяют абсолютные и относительные показатели ряда динамики (абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста) цепным или базисным способами. Абсолютный рост (снижение) исчисляются как разность сравниваемых уровней:
или |
где |
- уровень текущего n-ого периода;
- уровень предшествующего периода;
- уровень базисного периода (в нашем случае за этот уровень взята средняя величина применения яиц в производстве за весь период).
Интенсивность изменения уровня в динамике определяется отношением уровней и выражается коэффициентом роста (снижения):
или |
Данные коэффициентов
или |
Средние значения показателей ряда динамики определяют по той или иной формуле в зависимости от его вида и способа получения статистических данных. Если ряд динамики с равностоящими уравнениями во времени, то расчет среднего уровня изучаемого явления производится по средней арифметической простой:
Среднегодовой темп роста (снижения):