Экономико-статистический анализ охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Все мы живущие на земле сталкиваемся с проблемой окружающей среды, а точнее с ее загрязнением. Это касается всех нас от мала до велика. И тем интереснее и актуальнее выбранная мною тема, что проблема эта не распространяется на какую-либо конкретную науку, а охватывает все сферы нашей деятельности. Эта глобальная проблема, проблема всего человечества, всех наук, всех знаний, накопленных человечеством за всю свою долгую/недолгую жизнь. Статистика в системе изучения и накопления знаний играет главенствующую роль.
Проблема защиты окружающей среды и природных ресурсов настолько важна, что нет практически в мире государства, которое бы в той или иной мере не пыталось ее решить. Однако для этого необходима соответствующая статистическая информация. Существует множество концепций и методов анализа воздействия экономической деятельности на природную среду и обратного влияния природной среды на экономическую деятельность, а также оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы статистического анализа показателей состояния и охраны окружающей среды.
1.1 Сущность влияния экономической деятельности на окружающую среду.
1.2 Задачи статистического изучения загрязнения окружающей среды.
1.3 Основные показатели состояния и охраны окружающей среды.
2. Организационно-экономическая статистика состояния и охраны окружающей среды в РФ.
2.1 Организационная характеристика.
2.2 Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования.
2.3 Состояние окружающей среды.
3. Статистический анализ показателей состояния и охраны окружающей среды.
3.1 Статистический анализ состояния окружающей среды.
3.2 Статистическая оценка прогнозирования состояния окружающей среды
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая-4.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

       Спад  производства в базовых отраслях  экономики не дал заметного  снижения фоновой экологической  нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях. Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку.

       В производствах  с горячими технологиями, где  спад экономики повышает технологический  резерв оборудования, рост аварийности  возможен из-за частого использования  нештатных режимов, когда безопасность определяется квалификацией и ответственностью диспетчеров. Имеется большая вероятность возникновения аварийных ситуаций на европейской территории России (в частности в Центрально-Черноземном регионе, в республиках Поволжья), в Сибирском регионе в районах интенсивной нефтегазодобычи, где изношенность оборудования достигает более 60%, что в кризисный период резко повышает возможность крупных аварий.

       В структуре  капитальных вложений природоохранные  расходы (без мелиорации) занимают в России не более 7—8 %. Используются они в последние годы на 70—80 %. В 1995 г. на природоохранные цели ассигнования в бюджете России предусмотрены не были. Финансирование из региональных бюджетов и внебюджетных экологических фондов осуществляется крайне недостаточно и часто не по прямому назначению. На предприятиях, в целях экономии идет сокращение ввода очистного оборудования, что так же сказывается на повышении выбросов. Однако в 1995 г. на складах находилось 4,1 тыс. единиц пылеулавливающего и газоочистного оборудования, которое не было востребовано.

       Финансовые  трудности промышленных предприятий  вызывают сокращение издержек  за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийных  свалок в пригородах (дорожают  услуги полигонов), тайных сбросов и закачек отходов в подземные воды. Сокращается рекультивация отвалов. О снижении объемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализацией экологической техники в России, свертывание продаж биотехнологий на специализированных биржах.

       Такие  явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственного обособления), разрывы связей, удорожание транспортировки  ведут к повсеместному использованию  в технологических процессах  некондиционного сырья, аварийного  оборудования, что приводит, как правило, к росту производственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленных отравлений. При сменах технологии вероятно подключение новых типов стоков к системам очистных сооружений, ориентированным на иной спектр загрязнителей.

       Любые  дополнительные вложения руководители  предприятий стремятся направить  в производство. Поэтому возрастает  разрыв между производственными  мощностями и системами природоохранной  инфраструктуры. В условиях становления  рыночных отношений, общего кризиса и спада производства усугубляются прежние экологические проблемы и возрастают новые.

       Негативное  воздействие на природу крупных  предприятий сохраняется прежде  всего в сложившихся старых  многопрофильных промышленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах Российской Федерации создает весьма тревожную экологическую ситуацию.

       Влияет  на экологическую обстановку  и производство низкокачественной  продукции. В основном это характерно  для предприятий легкой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские районы.

       Внимание  предпринимателей к пищевой и  легкой промышленности, развиваемых  преимущественно в малых городах  и сельских центрах со слабой  инфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на  единицу продукции) загрязнений  отходами производств, вредными выбросами в атмосферу и загрязнению водоемов. Вне крупных городов количество коммунальных канализационных сетей и очистных сооружений недостаточно, а в ряде районных центров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах при остром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы может остановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замыкаться именно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородские канализационные сети весьма вероятно будут поступать производственные стоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны. Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химически агрессивных отходов. Осадки сточных вод становятся не пригодными для использования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации.

       Серьезно  осложняется экологическая обстановка  и в связи с усложнением  природоохранного контроля. Все  системы контроля до настоящего  времени были ориентированы на  крупные предприятия. Для малых предприятий со специфическим набором выбросов и сбросов нет инструментального обеспечения, не налажена система отчетности.

       Серьезный  просчет допущен при формировании  пакета документов по приватизации  государственного имущества. Условиями  приватизационных конкурсов не предусматривался установленный уровень экологической безопасности приобретаемого объекта. Таким образом, возникает угроза экономии на экологических издержках. К сожалению, законодательство еще недостаточно подготовлено к решению природоохранных задач в специфических условиях перехода к рыночным отношениям. Относительно новая проблема — экологическая регламентация деятельности зарубежных фирм.

       Необходимо  экологизировать весь блок хозяйственного  законодательства, нормативные акты, регулирующие приватизацию и создание совместных предприятий. Нормативная база природопользования и охраны природы должна быть адаптирована к новым рыночным условиям, избавлена от рецидивов прямого государственного регулирования.

 

 

 

Список литературы

      1. Ю. Н. Иванов  «Экономическая статистика» М.: Инфра  – М, 1998 г.

       2. В.И. Кормилицын, М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов «Основы  экологии», М., 1997г.

       3. П.М. Нестеров, А.П. Нестеров «Экономика природопользования  и рынок», М., 1997г.

       4. Т.Г. Пыльнева  «Природопользование», М., 1997г.

       5. Р.А. Новиков  «О механизме регулирования окружающей  среды от загрязнения» М., 1991г.

       6. Статистика  окружающей среды: учеб. Пособие/под. ред. М. Г. Трудовой. – М.: изд –  во МГУ, 1985 г.

       7. Экономические  основы экологии: учеб. пособие/под. ред. В. В. Глухова и др. – СПб.: Специальная литература, 1995 г.

       8. Информация  с сайта www.gks.ru

 

 

 

 


 



Информация о работе Экономико-статистический анализ охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ