Экономический анлиз производства и реализации зерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа производства и реализации зерна и выявление факторов влияющих на показатели развития отрасли. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать эффективность производства зерновых культур;
- провести анализ динамики посевных площадей, урожайности и валовых сборов зерновых культур;
- провести анализ экономической эффективности производства зерна в хозяйстве.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_STATISTIKA_REALIZATsIYa_ZERNA.docx

— 150.19 Кб (Скачать)

 

Проанализировав показатели, представленные в таблице, можно сделать выводы, что за анализируемый период объем валовой продукции увеличился  на 26,02 % и в 2012 году составил 135000 ц, что связано с увеличением производства. Уровень товарности увеличился на 32,88 %. При этом от реализации в 2010 году было выручено 62790 тыс.руб. с полной себестоимостью 12058 тыс. руб, а в 2012 – 72391 тыс.руб. с себестоимостью 25331  тыс.руб. Выручка от реализации продукции увеличилась почти вдвое, при том, что себестоимость 1 ц зерна увеличилась на 157,19 руб. Это связано с тем, что в 2011 году было реализовано на 13068 ц. больше. Цена реализации в 2012 году по сравнению с  базисным годом увеличилась на 207.24 руб. за 1 ц и в 2012 году составила 475.2 руб. за 1 ц.

Рассчитаем прирост прибыли по формуле

∆ П = (р1 – z1)*g1 – (p0 – z0)*g0 ,

где g – реализовано зерновых, ц

z – себестоимость 1ц, руб.

p – цена реализации 1ц, руб.

∆П=(475,20 – 349,92)* 72391– (267,96– 192,73)*62790= 4345452,78 руб.

Из индексного метода анализа прибыли видно, что увеличение прибыли за отчетный год по сравнению с базисным составило 4345,5 тыс.руб., в следствии увеличении цены реализации на 77,34 % и при увеличении реализованного зерна на 15,29 %.

 

Таблица 9 - Сравнительные данные по эффективности производства зерна в 2012году.

 

Показатели

Изучаемое хозяйство

В среднем на 1 хозяйство области

Урожайность, ц/га.

Затраты труда на 1ц, чел. -  час.

Затраты труда на 1 га, чел. – час.

Себестоимость 1ц, руб.

Цена реализации 1ц, руб.

Прибыль на 1ц, руб.

Прибыль на 1 га, руб.

31,4

0,67

15,59

497,73

475,20

125,28

2109,07

13,6

1,16

19,5

453,17

486,09

33,27

840,64


 

2. Статистический анализ факторов, обусловливающих эффективность производства и реализации зерна

 

2.1 Урожайность, себестоимость и факторы влияющие на них

Удобрения являются ведущим фактором внешней среды, оказывающим влияние на качество урожая. Минеральное питание растений улучшается при внесении научно обоснованных доз удобрений. Поэтому оптимальные дозы удобрений разрабатывают не только на основе при6авок урожайности, но и по их действию на качество продукции. Улучшение питания способствует мобилизации физиологических ресурсов растения и повышению урожайности. Однако для каждого сорта существует предел биологических возможностей роста урожайности. Внесение удобрений в количествах, превышающих физиологическую потребность растений, не ведет к дальнейшему увеличению урожайности и сопровождается ухудшением качества продукции. Это связано не только с повышенными дозами удобрений, но и с несбалансированностью элементов минерального питания, неправильным подбором форм макроэлементов, а также применением микроэлементов без учета содержания их в почве и требований культуры.

Помимо того, качество урожая оценивают специфическим для любой культуры комплексом характеристик, включающих питательные, товарные, гигиенические и технологические свойства. Немаленькое значение в оценке качества урожая имеют внешний вид и товарность. Физические и внешние характеристики качества, такие, как цвет, масса, форма, натура зерна, принимают во внимание при оценке товарности зерновых культур. К категории качества относятся лежкость урожая и его потери при хранении. Гигиенические характеристики качества урожая оценивают по содержанию веществ, оказывающих вредное или отрицательное воздействие на человека и животных при применении в пищу либо на корм растениеводческой продукции: нитраты, нитриты, остатки пестицидов, тяжелые металлы, радионуклиды и др. Качество продукции зависит от многих факторов: климата, почвы, предшествующей культуры, сорта, доз, видов и форм удобрений, соотношения в них элементов питания, сроков внесения и др. 

Факторы, влияющие на производство продукции.

Важнейший раздел плана развития предприятия – производственная программа, или план производства продукции. Производственная программа – это система показателей производственной деятельности предприятия, разрабатываемая на календарный год с разбивкой по кварталам, где отражаются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции. Номенклатура – наименование продукции выпускаемой на данном предприятии. Ассортимент – перечень продукции внутри номенклатуры в зависимости от назначения и качества. Производственная программа разрабатывается на основании оценки выполнения плана по производству и реализации продукции за прошлые периоды с учетом маркетинговых исследований. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально – сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

При анализе обычно оперируют следующими понятиями:

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах[1, с 117].

Товарная продукция - отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота или незавершенного производства[1, с 123].

Объем реализации продукции - определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями[1, с 125].

  Урожайность, посевная  площадь,  а  следовательно  и  валовой  сбор зерновых оказывает непосредственное влияние на  себестоимость  1  ц.  зерна. Себестоимость отражает процессы производства, обращения,  распределения,  то есть  является  синтезирующим  показателем.  В  тоже  время   она   является важнейшим  качественным   показателем   определяющим   состояние   экономики хозяйства  и  свидетельствует  о  рациональности   его   ведения.   Снижение себестоимости зерна – один из важнейших источников повышения  рентабельности производства и роста производительности труда[8, с 46].

Основные пути снижения себестоимости зерна.

Можно выделить следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы; заработная плата; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общехозяйственные и общепроизводственные расходы; рост производительности труда.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. Значение источников и факторов снижения себестоимости продукции позволяет формировать планируемый уровень себестоимости.

Механизацией производственного процесса.

В настоящее время сельское хозяйство страны находится на новом этапе своего развития. Тенденция многоукладности с внедрением рыночного механизма регулирования взаимоотношений производителей и потребителей продукции требует изыскания новых подходов к созданию зерноуборочной техники и ее использованию. Появление производителей зерна с разным уровнем товарной и финансовой состоятельности (покупательной способности) требует существенной корректировки ранее принятой общегосударственной технической политики, когда централизованно обеспечивался массовый выпуск базовой однотипной техники все зонального использования со слабым учетом требований непосредственно самих производителей сельскохозяйственной продукции.

Уборка и послеуборочная обработка зерна — финишные операции по возделыванию зерновых культур. Они подводят итог всему комплексу предыдущих работ по оптимальному выбору районированных сортов, подготовке семян, почвообработке, посеву, уходу за растениями. Вместе с тем это самые ресурсоемкие операции. Так, эксплуатационные затраты на уборку урожая с поля и его транспортировку на хозяйственный пункт послеуборочной обработки зерна составляют 50—55 % всех затрат на его возделывание. Это обосновывает необходимость постоянного совершенствования технологий уборки и технических средств для их реализации.

На эффективность производства продукции земледелия оказывают влияние множество факторов, которые можно объединить в следующие группы: природно-климатические, организационно-экономические и технологические, включая агротехнику. Их влияние на формирование продуктивности и окупаемость ресурсов проявляется в размерах вложения денежных средств и труда, основных и оборотных фондов на единицу угодий, т.е. в интенсификации производства.

Если расширенное воспроизводство устанавливает общую меру всей их совокупности, то разделение труда, специализация и концентрация производства, указывают направление деятельности производителем, обеспечивая более благоприятные условия для функционирования всех производственных фактов. В таком случае интенсификация выступает в качестве фактора совершенствования отраслевой структуры сельского хозяйства, повышения уровня концентрации производства и труда на одной и тон же земельной территории.

Результативные показатели логично гарантированы оптимальной посевной площадью и высокой урожайностью, что весьма важно в нынешних условиях, и является подтверждением эффективности дополнительных вложений средств и использования техники. С другой стороны, суть дела ныне такова, что с началом процессов реформирования всего АПК и оптимизации землепользования, а, следовательно, земледельческих отраслей, предприятия этих групп могут выступать в качестве модельных (типовых).

Организуя производственную деятельность на земле, необходимо соблюдать и ряд других требований, важнейшим из которых является своевременное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных технологией, в том числе агротехнических требований, начиная от подготовки почвы к будущему севу озимых и яровых культур, посадке семян картофеля и других технических культур и заканчивая их уборкой. Чтобы это требование соблюдалось, необходимо располагать определенным количеством производственных, материально-технических и трудовых ресурсов, которые должны находиться в рациональных пропорциях в зависимости от урожайности культур и принятой технологии их производства.

Для оценки экономической эффективности общественного производства по различным уровням экономики в советский период хозяйствования были определены критерии, виды и характеристики. Различают основной, частный и локальные критерии, три характеристики уровня экономической эффективности - высокий, средний и низкий, и выделяют следующие виды эффективности: народнохозяйственную, отраслевую, индивидуальную. Многие ученые в исследовании категории экономической эффективности используют многоуровневый подход. Это обусловлено тем, что агропромышленный комплекс, подкомплексы и, конкретно, отрасли сельского хозяйства представляют сложную, многоцелевую открытую систему с функциональными и организационными подсистемами со сложной методологией соизмерения экономических, технологических, функциональных, социальных и экологических результатов.

Стратегическое значение зерна в продовольственном обеспечении населения обусловливает необходимость решения проблемы стабилизации валовых сборов зерна, повышения экономической эффективности и осуществления расширенного воспроизводства в аграрном секторе. Удовлетворение спроса потребителей в широком ассортименте зерновых продуктов требует увеличения доходности перерабатывающих предприятий не за счет низких цен на сырье, а за счет освоения инновационных технологий, позволяющих занять рыночные ниши новых видов злаковых продуктов.

 

2.2.Группировка и корреляция в изучении факторов роста производства зерна

Информация о работе Экономический анлиз производства и реализации зерна