Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:47, реферат
Сам термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», что означает «определенное положение вещей». Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Употреблялся он первоначально в значении слова «государствоведение». Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.
Продолжателем дела В.Н. Татищева
в области сбора данных для
всестороннего экономико-
Говоря о представителях описательной школы в России этого периода, нельзя не упомянуть имя Карла Федоровича Германа, первого руководителя статистического комитета, созданного в 1811г. при Министерстве полиции, автора таких работ, как «Статистическое описание Ярославской губернии» (1805 г.).«Статистическое исследование относительно Российской империи, ч. 1. О народонаселении» (1818 г.) и др. Уже в начале ХIХ в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно- демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики К.Ф. Герман преподавал статистику в учебных заведениях России, написал первые учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). где были изложены основные положения, раскрывающие статистику как науку. Как представитель и последователь описательной школы К.Ф. Герман считал, что предметом статистики является государство. Статистика, по его словам, есть «основательное познание государства в какое-либо известное время». Вместе с тем он не ограничивался лишь чистыми описаниями. В его работах уже присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления и пр. Он уделял большое внимание истории статистики, критической оценке достоверности используемых статистических данных, объективности статистики.
Достойным продолжателем дела К.Ф. Германа был его ученик и соратник Константин Иванович Арсеньев — историк, географ, статистик. Он считал статистику наукой, призванной обобщать факты и давать им политическую и экономическую оценку при анализе, он утверждал , что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
К.И. Арсеньев преподавал статистику и географию в Петербургском университете, а затем в военных учебных заведениях. Его «Статистические очерки России» (1848 г.)— серьезное экономико-географическое исследование, в котором дано обоснование экономического районирования России. Еще раньше, в 1818-1819 гг., он написал работу «Начертание статистики Российского государства». Первая ее часть «О состоянии народа» включала разделы «О народонаселении», «О народном богатстве» и «О народном образовании» и содержала расчеты численности всего населения на основе данных ревизий (первые три ревизии не учитывали женщин). В работе приведены интересные группировки населения по национальности, по вероисповеданию, выделено городское и сельское население, производительное (земледельцы, мануфактуристы, ремесленники и купцы) и непроизводительное население (духовенство, дворянство, гражданские и военные чины, служители и пр.), для отдельных групп установлены соотношения. Так, например, соотношение численности непроизводительного населения к производительному составляло 1:9; соотношение фабрикантов, ремесленников и купцов к земледельцам 1:20 и т.д. Эта была одна из первых классовых группировок населения в России. Обе работы Арсеньева сыграли большую роль в развитии экономической географии и статистики. К.И. Арсеньев много сделал, чтобы организовать и наладить статистическое дело в России. С 1835 по 1852 г. под его руководством создавались губернские статистические комитеты. И хотя К.И. Арсеньева и К.Ф. Германа считают представителями описательного направления, их работы содержат анализ, что более свойственно второму направлению в развитии статистики. В конце ХVIII — начале ХIХ в. все больше появлялось в России описаний отдельных городов, губерний, районов. Уже в то время в работах широко использовались цифровые данные и элементы их анализа. Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, т.е. формированию статистики как подлинной науки, положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д.Бернулли (1700-1782), И.Ф.Герман (1755-1815) и др. Со второй половины XIX в выдвигается познавательное значение статистики. Так, В.С. Порошин (1809 -1868) в работе «Критическое исследование об основах статистики» подчеркивал, что наука не может ограничиваться лишь одним описанием. В книге И.И.Срезневского (1812-1880) «Опыт о предмете и элементах статистики в политической экономии» отмечено, что статистика в бездне случайностей отыскивает «нормальности».
Наиболее прогрессивные
для этого времени