Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:22, реферат
Широко распространенное представление о вседоказанности любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное. Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.
Введение. Понятие статистики………………………………...3
Направление развития статистики как науки…………………5
Заключение……………………………………………………..10
Список используемой литературы……………………………11
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский государственный торговый колледж»
Реферат
По дисциплине: «Статистика»
На тему: «История развития статистики»
Подготовила: Павловская Наталья
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ СТАТИСТИКИ
Итак, что же представляет
собой термин «статистика»? В настоящее
время насчитывается около
Дать определение статистики как науки пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики. Сначала статистику определяли как «Staaten Kunde» - государствоведение (описание достопримечательностей государств). Оставаясь на протяжении многих лет «государствоведением», статистика постепенно отходила от описания достопримечательностей (их текстового изложения). Тем более что с развитием знаний вопросами государствоведения стали заниматься многие науки.
В настоящее время под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.
Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с темучение о системе показателей, т. е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика - этоэффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные,характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т. д.
Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. В качестве примера можно упомянуть о методах, применяемых при сборе данных о совокупности студентов вузов, обработке этих данных, обобщении и представлении в виде различных итоговых абсолютных, относительных и средних показателей с помощью графиков, таблиц.
Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.
Иногда слово «статистика» может употребляться одновременно в нескольких значениях. Известный английский статистик У. Дж. Рейхман (р. 1920) заметил: «Мы живем в век статистики. Едва ли не в каждом своем аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельность поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей» (Рейхман У. Дж. Применение статистики. - М.: Статистика, 1969. - С. 11).
Широко распространенное
представление о
Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны.
Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ
Статистика имеет древние корни и многовековую историю развития.
Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества, например: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д.
Вот лишь некоторые сведения применения числовых данных относящихся к тем или иным явлениям уже в глубокой древности. В Китае более чем за 2 тысячи лет до н.э. производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан, проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества. В Европе в конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет жителей, пригодных к военной службе. Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IХ-ХI вв. упоминается о сборе различной информации. Так, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был несовершенен. В этот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях и в основном в военной и финансовой сферах. Позднее потребность в статистических операциях порождалась необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.
Развитие общественного производства, внутренней и внешней торговли, торговых и международных товарно-денежных отношений увеличило потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело к совершенствованию ее приемов и методов, явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.
Однако если сбор статистических данных начался в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, относятся к более позднему периоду. Так со временем многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:
П е р в
о е н а п р а в л е н и е развития статистики получило название описательного, возник
Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном описательно-информационный материал , который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.
В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Авторы трудов называли их статистическими. С нынешних позиций с этим нельзя согласиться, поскольку они представляли собою словесное описание «достопримечательностей государства». В основном такие описания носили этнографических характер. Содержание , задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых того времени были, как видим весьма далеки от современного взгляда на статистику как науку.
Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 -1 772), который впервые вначале в Марбургском , а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства. Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в середине века означало политическое состояние государства.
В т о р о е н а п р а в л е н и е развитие статистики как науки возникло в Англии и известно под названием школа политических арифметиков, это направление гораздо ближе к сегодняшнему пониманию статистики. Оно возникло на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1678) известный английский политэконом, который как считается, заложил основы статистической науки.В связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал их автора отцом политической экономик и и в некотором роде изобретателем статистики. В его трудах преобладало статистико -экономическое направление на основе обработки бюллетеней о естественном движении лондонского населения.
У.Петти, друг и современник Д.Граунта посвятил статистике ряд научных работ. Главным в них было стремление конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных. У.Петти больше интересовался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и экономической жизни. Он первым, прибегнув к косвенным расчетам, попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. Круг его интересов отражен в работе, написанной в 1671-1676 гг., но опубликованной уже после его смерти в 1690г. под названием «Политическая арифметика, или рассуждения относительно размеров и стоимости земли, людей, сельского хозяйства, мануфактур, торговли, рыбной ловли. Ремесленников, моряков, солдат относительно государственных доходов, регистрации банков; относительно определения ценности людей, увеличения числа моряков; относительно портов, положения, страны, кораблей, могущества на море и т.п.» В.Петти является фактическим родоначальником экономической статистики.
Последователи У. Петти Джоан Граунт (1620-1674), Э.Галлей (1656-1742) продолжили развитие этого научного напрвления В их трудах преобладало направление: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни Д.Граунт впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения. В течение многих лет он изучал данные бюллетеней смертности, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умерших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Например. Он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14:13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64% лондонцев, до 16 лет - 40%, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т.д. Д. Граунт составил первую таблицу смертности для стационарного населения и рассчитал кривую дожития.Результаты своих исследований он опубликовал в 1662 г. в работе, название которой по традиции того времени отражало ее суть: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные над бюллетенями смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, болезням и пр.». Это был первый научный труд политических арифметиков.
Теоретическую разработку проблемы смертности продолжил Э.Геллей. Знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.
Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. Идеи Д.Граунта, Э.Геллея и В.Петти имели своих последователей не только на их родине, но и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в ХVП и ХVШ вв. в Англии, Голландии, Франции. В дальнейшем школа политических арифметиков сосредоточилась в основном на демографии, а особенно , на вопросах страхования жизни, финансовых расчетах.
Заслугой политических арифметиков является то, что они понимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и анализе использовали группировки, средние и относительные величины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязано, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.