Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:44, реферат
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений.
1. Введение
2. Термин «статистика»
3. Зарождение статистики
4. Истоки статистики, как науки
4.1.Английская научная школа политических арифметиков
4.1.1. Два направления политических арифметиков
4.2.Немецкая описательная школа – как система описательного государственного устройства
4.3.Статистико-математическая научная школа – третье направление статистической науки
5. Становление русской статистической научной школы
5.1. Русская описательная школа
5.1.1 Реформы Петра I
5.1.2 Операционно-структурная статистика - рождение российской государственной статистики
5.2 Представители русской описательной школы
5.3. Формирование статистики как теоретической науки
5.3.1. Представители русской теоретической школы
5.4. Академическая школа статистики - изучение общества
5.4.1. Основоположники академической школы
5.5. Математическое направление в статистике
5.6. Советская статистика
5.7. Значение статистики как общественной науки
6. Заключение
7. Литература
«История
развития статистики как науки»
Содержание
1. Введение
2. Термин «статистика»
3. Зарождение статистики
4. Истоки статистики, как науки
4.1.Английская научная школа политических арифметиков
4.1.1. Два направления политических арифметиков
4.2.Немецкая описательная школа – как система описательного государственного устройства
4.3.Статистико-математическая научная школа – третье направление статистической науки
5. Становление русской статистической научной школы
5.1. Русская описательная школа
5.1.1 Реформы Петра I
5.1.2 Операционно-структурная статистика - рождение российской государственной статистики
5.2 Представители русской описательной школы
5.3. Формирование статистики как теоретической науки
5.3.1. Представители русской теоретической школы
5.4. Академическая школа статистики - изучение общества
5.4.1. Основоположники академической школы
5.5. Математическое направление в статистике
5.6. Советская статистика
5.7. Значение статистики как общественной науки
6. Заключение
7. Литература
1.
Введение.
В современном обществе
важную роль в механизме управления
экономикой выполняет статистика. Независимо
от уровня и стадии экономического
развития, характера политической системы,
статистика на протяжении сотен лет
своего существования всегда выступала
как необходимый и эффективный инструмент
государственного управления и одновременно
как наука, исследующая количественную
сторону массовых явлений.
Особенность статистики
заключается в том, что статистические
данные сообщаются в количественной
форме, т.е. статистика говорит языком
цифр, отображающих общественную жизнь
во всем многообразии ее проявлений. При
этом статистику прежде всего интересуют
те выводы, которые можно сделать на основе
анализа надлежащим образом собранных
и обработанных цифровых данных.
Выполняя самые
разнообразные функции сбора, систематизации
и анализа сведений, характеризующих
экономическое и социальное развитие
общества, она всегда играла роль главного
поставщика факторов для управленческих,
научно-исследовательских и
2.
Термин «статистика».
Слово «статистика»
многолико, многозначно и согласно
одному из статистических терминов многомерно.
В настоящее время
Сам термин «статистика»
произошёл от латинского слова «статус»,
что означает «определённое положение
вещей». Термин «статистика» употребляется
в различных значениях. Под статистикой
понимается практическая деятельность
по сбору, накоплению, обработке и анализу
цифровых данных, характеризующих население,
экономику, культуру, образование и другие
явления в жизни общества. Употреблялся
он первоначально в значении слова «государствоведение».
Статистикой также называют особую науку,
т. е. отрасль знаний, изучающую явления
в жизни общества с их количественной
стороны. Как учебная дисциплина статистика
составляет важный блок учебного плана
подготовки коммерсантов, менеджеров,
экономистов высшей квалификации.
3.
Зарождение статистики.
Статистика как
практическая деятельность людей зародилась
в глубокой древности. Её возникновение
и развитие были обусловлены общественными
потребностями: подсчёт населения, скота,
учёт земельных угодий, имущества и т.д.
Наиболее ранние
сведения о таких работах в
Китае относятся к V веку II тыс. до
н.э. В Древнем Риме проводились
учёты свободных граждан и их имущества.
Учёт осуществлялся по полу и возрасту,
собирались сведения о состоянии промышленности
и сельского хозяйства.
В античном мире учитывали
родившихся; в специальные списки
вносились юноши, достигшие возраста
военнообязанных (18 лет), а также 20 лет
(возраст полноправных граждан). Составлялись
земельные списки (кадастры), в которые
включались сведения о строениях, рабах,
скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ
Аристотель ещё за триста лет до нашей
эры составил описание 157 городов государств.
В 1061 г. в Англии проведена
всеобщая перепись населения, в ходе которой
обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские
ханы проводили переписи в середине XIIIв.
для взимания дани с захваченных русских
земель.
На Руси первыми
статистическими источниками
В XVIв. в Венеции, Голландии
появляются сборники, характеризующие
политическое устройство, население, основные
занятия, производимую продукцию в странах,
с которыми устанавливалась торговля.
В процессе практических
статистических работ начали складываться
определённые правила сбора и
обработки данных, приёмы анализа
информации. Появляется необходимость
теоретического научного осмысления накопленной
практики.
Начали складываться
и исторические черты познания массовых
явлений и формы их количественного
измерения. Каждый этап в этом движении
есть современность, и каждая современность
есть отрезок по пути исторического развития.
Каждая отрасль научного знания и практической
деятельности имеет свою историю, т. е.
процесс обогащения общества этими знаниями,
их становления. Знакомство с историей
— ключ познания современности. Без знания
прошедшего нет вдохновляющих перспектив
будущего.
4.
Истоки статистики,
как науки.
У истоков статистики
как науки, а не только практической
деятельности стояли две школы: английская
научная школа политических арифметиков
и немецкая описательная школа.
4.1. Английская научная школа политических арифметиков
Английская научная
школа политических арифметиков
возникла в середине XVIIв. и ставила
целью изучать общественные явления
с помощью числовых характеристик.
В центре исследования были статистические
методы, теория статистики. Явления изучались
не в статике, а в динамике. Предметом статистического
изучения являлись не отдельные, а массовые
общественные явления, поскольку закономерность
может проявиться лишь при достаточно
большом объёме анализируемой совокупности.
4.1.1. Два направления политических арифметиков
Школа английских арифметиков
имела два направления: демографическое,
представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем,
и статистико-экономическое, разработанное
В. Петти.
Английские учёные
впервые не описывали социально-экономические
явления, а давали им числовую оценку.
Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать
состояние и развитие общества, показать
закономерности развития общественных
явлений на основе изучения массовых данных.
Идеи Д.Граунта, Э. Галлея, В. Петти имели
последователей в Англии и других европейских
государствах. Наибольшее развитие школа
политических арифметиков получила в
XVII и XVIIIвв. в Англии, Голландии, Франции.
История показала, что именно эта научная
школа явилась истоком современной теории
статистики.
4.2. Немецкая описательная школа – как система описательного государственного устройства
Представители описательной
статистики стремились систематизировать
существующие способы описания государств,
создать теорию плохого описания, разработать
её детальную схему. Однако они вели описание
только в словесной форме, без цифр, вне
динамики и связи явлений, т.е. без отражения
особенностей развития государства. Собирался
информационный материал, который впоследствии
не анализировался. Описывался последний
период, предмет и методы науки не были
чётко определены. В трудах немецких учёных
описывались государства, их устройство,
быт и нравы населения, климат, финансы,
армия, религия.
Основанием описательной
школы был немец Г. Конрринг, который
разработал систему описания государственного
устройства. Дальнейшее развитие направление
получило в работах Г. Ахенвалля (описание
политического состояния и достопримечательностей
государсв) и А. Шлицера ( опроверг представление
Ахенвалля и считал, что предметом статистики
является все общество)
Школа просуществовала
более 150 лет, не меняя своих теоретических
основ. Содержание, задачи, предмет
изучения статистики в понимании
представителей этого направления
были далеки от современного взгляда на
статистику как на науку.
4.3. Статистико-математическая научная школа – третье направление статистической науки
В первой половине XIXв.
возникло третье направление статистической
науки – статистико-
В XIX в. развитию статистической
методологии способствовали также
труды английских учёных Ф. Гальтона,
К. Пирсона, М. Митчела, В. Госсета, внёсших
значительный вклад в разработку теории
корреляции, изучения взаимосвязей явлений.
Ф. Гальтон применил статистические методы
к проблеме наследственности. К. Пирсон
разрабатывал вопросы количественной
оценки связи между явлениями. М. Митчелу
принадлежит идея «экономического барометра»,
т.е. показателя, сигнализирующего об изменении
ситуации. В. Госсет, писавший под псевдонимом
Стьюдент, разработал теорию малой выборки.
С начала XX в. при
социально-экономических
В России развитие математической
статистики интенсивно проходило с начала
XX в. Появились исследования А.В. Монтовича
о кривых распределения; Е.Е. Слуцкого,
А.А. Чупрова о корреляционном анализе.
Продолжателем А.А. Чупрова стал Н.К. Дружинин
– один из ведущих специалистов по математической
статистике двадцатого столетия и истории
статистической науки. В 1949 г. был издан
учебник Н.К. Дружинина, в котором статистика
определена как наука о количественных
закономерностях массовых явлений, как
учение о тех принципах, на которых основывается
сбор обработки этих сведений. Н.К. Дружинин
последовательно отстаивал в своих трудах
мысль, что статистические методы применимы
не только в общественных науках, но и
науках о природе.
5.
Становление русской
статистической научной
школы
5.1. Русская описательная школа
Становление статистической
науки в России не обнаруживает столь
чёткого обособления школ и направлений,
и тем не менее можно отметить
русскую описательную школу, русскую
школу политических арифметиков, статистическую
мысль революционеров-
Начало государственной
статистики в России можно отнести
к концу XII – началу XIII в., хотя первые
переписи земель и населения с
постоянно усложнявшейся программой
проводились еще в Киевской Руси (IX – XII
вв.).
5.1.1 Реформы Петра I
Реформы Петра I (1672–1725), которыми были охвачены все основные направления общественной жизни: экономика страны, административное управление, армия, культура и быт населения, а также войны вызывали потребность в полном и точном учете материальных ресурсов и населения. В этот период высший правительственный орган – Сенат – через систему коллегий не только руководил экономикой страны, но и являлся центром по проведению важнейших статистических работ, там собирались полученные материалы обследований, отчеты подведомственных коллегиям производств и заведений, а также местной администрации.
Петровская реформа
налоговой системы связана с
появлением новой единицы, ею стала
«душа» мужского пола, что потребовало
подушной переписи населения – ревизии.
Первая ревизия была объявлена 26 ноября
1718 г., ревизию проводила армия.