Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:08, реферат
Статистика имеет древние корни и многовековую историю развития.
Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества, например: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д.
1. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ.......................3
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................
Так, для сбора информации, необходимой, чтобы составить по заданию Петра 1 всестороннее экономико-географическое описание Росси и, Татищев разработал специальную анкету (1737 г.) и представил ее на рассмотрение в Академию наук. Анкета содержала 198 вопросов, относящихся к истории, географии, этнографии, экономике и пр.
Не получив ответа от Академии наук, Татищев по собственной инициативе разослал анкету в канцелярии Сибири и Казанской губернии. На основе полученных сведений он разработал программу (план) «описания всей Сибири». Академия наук одобрила программу, и Татищеву поручили подготовить аналогичное описание всей России. К сожалению, работа не была завершена.
В.Н.Татищев понимал, как велико значение источников информации в любом научном исследовании. Он подверг критическому анализу результаты двух ревизий (переписей), проведенных в России, и высказал ряд идей, направленных на получение более качественных сведений. Это прежде всего: составление единого документа, сокращение сроков сбора сведений и подготовка квалифицированных переписчиков. Вопросам о том, как организовать и усовершенствовать учет населения, посвящена его работа «Рассуждения о ревизии поголовной и касающемся до оной» (1747 г.).
Продолжателем дела В.Н. Татищева в области сбора данных для всестороннего экономико-географического описания России стал Михаил Васильевич Ломоносов. Возглавив в 1758 г. Географический департамент Петербургской Академии наук , М.В. Ломоносов задумал создать новый «Российский атлас». Для сбора достоверных данных он на основе анкеты Татищева разработал «Академическую анкету», содержащую всего 30 вопросов, ответы на которые давали возможность получить подробное экономико-географическое описание городов и страны в целом. Анкеты были разосланы в канцелярии всех губерний и провинций. Специальный правительственный указ обязывал администрацию обеспечить своевременное заполнение и представление анкет в Академию наук. Однако сведения были собраны не полностью и обработаны и изданы частично лишь в 1771-1774гг. после смерти М.В.Ломоносова. Для организации сбора статистической информации М.В. Ломоносов сделал немало. Можно сказать, что под его руководством Географический департамент академии наук превратился в настоящий центр статистико-географического изучения хозяйства России, отдельных ее регионов. При этом М.В.Ломоносов, впервые рассмотрение вопросов населения, природных богатств, финансов, торговли России иллюстрировал статистическими данными
Говоря о представителях описательной школы в России этого периода, нельзя не упомянуть имя Карла Федоровича Германа, первого руководителя статистического комитета, созданного в 1811г. при Министерстве полиции, автора таких работ, как «Статистическое описание Ярославской губернии» (1805 г.).«Статистическое исследование относительно Российской империи, ч. 1. О народонаселении» (1818 г.) и др.
Уже в начале ХIХ в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно- демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики
К.Ф. Герман преподавал статистику в учебных заведениях России, написал первые учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). где были изложены основные положения, раскрывающие статистику как науку.
Как представитель и последователь описательной школы К.Ф. Герман считал, что предметом статистики является государство. Статистика, по его словам, есть «основательное познание государства в какое-либо известное время». Вместе с тем он не ограничивался лишь чистыми описаниями. В его работах уже присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления и пр. Он уделял большое внимание истории статистики, критической оценке достоверности используемых статистических данных, объективности статистики.
Достойным продолжателем дела К.Ф. Германа был его ученик и соратник Константин Иванович Арсеньев — историк, географ, статистик. Он считал статистику наукой, призванной обобщать факты и давать им политическую и экономическую оценку при анализе, он утверждал , что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
К.И. Арсеньев преподавал статистику и географию в Петербургском университете, а затем в военных учебных заведениях. Его «Статистические очерки России» (1848 г.)— серьезное экономико-географическое исследование, в котором дано обоснование экономического районирования России.
Еще раньше, в 1818-1819 гг., он написал работу «Начертание статистики Российского государства». Первая ее часть «О состоянии народа» включала разделы «О народонаселении», «О народном богатстве» и «О народном образовании» и содержала расчеты численности всего населения на основе данных ревизий (первые три ревизии не учитывали женщин). В работе приведены интересные группировки населения по национальности, по вероисповеданию, выделено городское и сельское население, производительное (земледельцы, мануфактуристы, ремесленники и купцы) и непроизводительное население (духовенство, дворянство, гражданские и военные чины, служители и пр.), для отдельных групп установлены соотношения. Так, например, соотношение численности непроизводительного населения к производительному составляло 1:9; соотношение фабрикантов, ремесленников и купцов к земледельцам 1:20 и т.д. Эта была одна из первых классовых группировок населения в России.
Обе работы Арсеньева сыграли большую роль в развитии экономической географии и статистики. К.И. Арсеньев много сделал, чтобы организовать и наладить статистическое дело в России. С 1835 по 1852 г. под его руководством создавались губернские статистические комитеты. И хотя К.И. Арсеньева и К.Ф. Германа считают представителями описательного направления, их работы содержат анализ, что более свойственно второму направлению в развитии статистики.
В конце ХVIII — начале ХIХ в. все больше появлялось в России описаний отдельных городов, губерний, районов. Уже в то время в работах широко использовались цифровые данные и элементы их анализа.
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, т.е. формированию статистики как подлинной науки, положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д.Бернулли (1700-1782), И.Ф.Герман (1755-1815) и др.
Со второй половины XIX в выдвигается познавательное значение статистики. Так, В.С. Порошин (1809 -1868) в работе «Критическое исследование об основах статистики» подчеркивал, что наука не может ограничиваться лишь одним описанием. В книге И.И.Срезневского (1812-1880) «Опыт о предмете и элементах статистики в политической экономии» отмечено, что статистика в бездне случайностей отыскивает «нормальности».
Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810- 1856). Ему принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки. Он уделял большое внимание проблеме достоверности данных , методу группировок. раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа. В своей работе «Об источниках и употреблении статистических сведений» он отмечал, что статистика это наукой о «категорическом исчислении».
Свою роль в истории статистики сыграли представители академической школы статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э.Ю.Янсон (1835-1893), А.И.Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919), и А.А. Кауфман (1864-1919. Академическая статистика и ее представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу ХХ в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли. В работах профессора Петербургского политехнического института А.А.Чупров статистика выступает как метод изучения массовых явлений природы и общества. Видный экономист А.И Чупров в своей работе «Курс статистики» отмечает необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие. В трудах известного ученого А.А.Кауфмана (1874-1919) излагается взгляд на статистику как «искусство измерения политических и социальных явлений». Профессор Петербургского университета Ю.Э.Янсон (1835-1893) в работе «Теория статистики» назвал статистику общественной наукой.
Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-19220, А.М. Ляпунова(1857-1919).
Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой , которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм
Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С. Немчинова (1894- 1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906- 1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некраша (1886-1949) и других ученых. В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, ее соотношении с математической статистикой. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С.М. Югенбергом, В.Е. Адамовым, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцом, И.Г. Венецким и др. Заслуживают серьезного внимания труды по изучению статистической связи Я.И. Лукомского.
Большим шагом вперед в развитии статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
17
Заключение
Государствоведание и политическая арифметика развивалась каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий - государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем.
Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведания и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять, прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.
Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ; обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.
Список использованных источников
1. Громыко А.Л. «Теория статистики»– М: ИНФРА, 2000 -414с. (Серия «Высшее образование»)
2. Мхитарян В.С. «Статистика»: учебник для студентов средне профессионального образования. - М: издательский центр «Академия», 2004 – 272с.
3. Харламов А.И. и др. «Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коллективной деятельности. – М: Финансы и статистика,1995-296с.
4. «Теория статистики»: учебное пособие для вузов – М: Аудит, ЮНИТИ, 1998 – 247с.
17