Доходы населения: состав, показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Украины;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………...….....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ…………………………..….…..5
Сущность и классификация доходов населения.…………...…….….5
Формирование доходов населения……………………………...….....7
Структура денежных доходов населения ………….……………..….8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ…….………………………………………………………………..12
2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………..………...12
2.2. Неравенство доходов населения и его причины……………..…..14
2.3. Государственная политика доходов…………………………...…..17
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………….…21
3.1. Бедность……………………………………………………...………21
3.2. Система социальной защиты и ее развитие……...………...……..22
3.3. Социальная справедливость……………………...……………...…23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………....….……………….27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…….….29

Файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 118.84 Кб (Скачать)
ify">     Кривая  Лоренца для распределения  доходов населения  в 1996-1997гг.

     

     % населения 

Составлено  по материалам [16] 

     Кривая  Лоренца о распределении доходов  между децильными группами населения  за 1996-1997 гг. (по совокупному и денежному  доходам накопленной суммой) на рисунке  указывает на большее отклонение фактической кривой распределения  денежных доходов от кривой равномерного распределения, чем отклонение кривой, построенной для распределения совокупных доходов между децильными доходными группами населения за год. Наложение и сближение данных для распределения денежных и совокупных доходов между децильными группами населения за 1996-1997 гг. на рисунке подтверждает тезис, что политика формирования денежных доходов по доходным группам в течение 1996-1997 гг. существенно не изменялась, несмотря на финансовую стабилизацию в Украине.[16] 

  2.2. Неравенство доходов  населения и его  причины 

       Как видно из пункта 2.1. неравенство  в распределении доходов существует  как в странах рыночной экономики,  так и на Украине.

     При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий.[9;14]

     Необходимо  помнить, что так называемый принцип  распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления  распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».

     Отношение к этой форме распределения среди  населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства. [14]

     В странах,  где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

     Становление рыночной системы хозяйствования и  формирование на этой основе слоя собственников  неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.[5]

     Распределение населения по уровню дохода в СССР и на Украине в период, предшествовавший переходу от административно-командных  отношений к рыночным, был достаточно стабильным – большая часть домашних хозяйств входила в среднюю по уровню доходов группу. Несмотря на то, что в течение 80-х годов  происходили весьма существенные изменения  в перераспределении доходов  между разными группами населения, имеющиеся оценки, основанные на разработке материалов бюджетных обследований 1980-х годов, в целом не подтверждают весьма популярный вывод, сделанный, например, в известной монографии А.Аткинсона  и Дж.Миклрайта, в соответствии с  которым неравенство в распределении  доходов в течение 1980-х годов  ощутимо увеличилось. [13;7]

     Распределение по уровню денежного дохода было в  это время фактором, весьма косвенно влиявшим на уровень и структуру потребления, а денежный доход был, отнюдь не самым существенным параметром, определявшим благосостояние семей. В этой связи следует признать, что изучение классических показателей дифференциации уровня денежного дохода в 1980-х годах представляет, скорее, академический интерес. Даже в том случае, если уровень неравенства в распределении денежного дохода незначительно увеличился в течение этого периода, произошедшие изменения были несопоставимы с резким скачком, обусловившим фактическую поляризацию общества после 1991 года. Обобщающий показатель неравенства в распределении доходов – коэффициент Джини – колебался в период между 1980 и 1990 годами в интервале от 0,23 до 0,24. Даже в 1991 году этот индекс вырос всего лишь до 0,256, и соответствующий прирост следует оценить как весьма скромный по сравнению с изменениями, произошедшими в последующий период.[3]

     Как уже отмечалось выше в период с 1991 по 1997 гг. на Украине коэффициент  Джини колебался в пределах 0,34-0,38, а анализ структуры распределения  совокупных и денежных доходов между  доходными группами в 1996-1997 гг. (рис. 2) показывает, что около 24,7-28,7% доходов получили 10% самого богатого населения (или 10-я децильная группа с высокими доходами). Такую же долю доходов имели и 60% более бедного населения, отнесенного к 1-6-й децильным группам с низкими доходами. Из всех децильных групп только 7-я и 8-я децильные группы получают примерно по 10% вcex доходов населения, и они, можно считать, являются среднеобеспеченными гражданами с  точки зрения распределения доходов. Причины современной дифференциации населения по уровню доходов заключаются как в отраслевой дифференциации в оплате труда, так и в получении других доходов, в основе которых – имущественное неравенство вследствие приватизации, а также доступность к пользованию общественным и государственным имуществом.[16] 
 
 
 
 
 
 

  2.3. Государственная  политика доходов. 

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в  настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т. д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

     Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых  рыночным путем, например гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.[18]

     Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

     Кроме того, общество ответственно за уровень  доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. На Украине ее значение сейчас составляет около 74 грн.[8]

     Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

     Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

     Важным  элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата» Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

     Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. (Более подробно это будет рассмотрено в следующей главе.)[15]

     Одним из основных направлений государственной  политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

     Всесторонняя  система индексации сложилась в 60 – 70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

     В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США - на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.[17]

     Для подсчета индекса потребительских  цен ввиду больших колебаний  цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор  товаров и услуг. Наиболее часто  споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

     На  Украине согласно постановлению  Кабинета Министров от 21 декабря 1998г., индексации подлежат денежные доходы граждан, не превышающие размера  уровня малообеспеченности (73,7 гривни). При этом денежный доход гражданина вместе с суммой индексации не должен превышать стоимостного уровня малообеспеченности. Тем же постановлением к Порядку  проведения индексации денежных доходов  граждан от 7 мая 1998 года внесен ряд  изменений, а именно: во-первых, сумма  индексации денежных доходов граждан  определяется как результат произведения подлежащего индексации дохода и  величины прироста индекса потребительских  цен, уменьшенного на величину порога индексации и поделенного на 100 процентов; во-вторых, для проведения индексации денежных доходов граждан применяется  индекс потребительских цен, из которого вычтена величина порога индексации. Надо отметить, что это постановление противоречит Закону Украины, по которому при достижении индексом инфляции порога в 105% денежные доходы населения в рамках почти трехкратной величины уровня малообеспеченности подлежат индексации. [12]

Информация о работе Доходы населения: состав, показатели