Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа
Цель работы - изучить анализ сезонных колебаний, гармонический анализ.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли;
рассмотреть статистические методы выявления сезонных колебаний;
изучить сезонные колебания в деятельности торгового предприятия;
разобрать гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия «Барабинские мясопродукты».
Введение 3
1.Анализ сезонных колебаний. 5
1.1.Понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли 5
1.2.Статистические методы выявления сезонных колебаний 10
2. Анализ сезонных колебаний и гармонический анализ в деятельности торгового предприятия 14
2.1.Изучение сезонных колебаний в деятельности торгового предприятия 14
2.1. Гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Рассчитаем параметры линейной функции:
Уравнение линейной функции примет вид:
По модели (2.4) производится расчет теоретических уровней тренда для каждого периода анализируемого ряда динамики :
2006 г.
2009 г.
Полученные теоретические значения уровней тренда записаны в гр. 4 табл. 2.3.
Рассчитаем параметры для функции параболы второго порядка:
Уравнение параболы второго порядка примет вид:
По модели (2.5) рассчитываются теоретические уровни для каждого периода анализируемого ряда динамики :
2006 г.
2009 г.
Полученные теоретические уровни тренда записаны в гр. 5 табл. 2.3.
Для
определения показаний
Таблица 2.3
Матрица
расчетных показателей для
Год, квартал | Теоретические
уровни тренда по моделям |
Отклонения
теоретических уровней | ||||||
Прямолинейной- функции | параболы второго порядка | прямолинейной функции | параболы второго порядка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2006 | ||||||||
I
II |
-8
-7 -6 -5 |
49,9
75,8 73,9 48,5 |
58,224
60,716 63,208 65,7 |
58,526
60,890 63,286 65,69 |
8,324
-15,084 -10,692 -17,2 |
69,289
227,527 114,319 295,84 |
8,626
-14,91 -10,614 17,19 |
74,408
222,308 112,657 295,496 |
2007 | ||||||||
I
II |
-4
-3 -2 -1 |
48,1
92,3 93,4 55,1 |
68,192
70,684 73,176 75,668 |
68,11
70,546 72,998 75,466 |
20,092
-21,616 -20,224 20,568 |
403,688
467,251 409,010 423,043 |
20,01
-21,754 -20,42 20,366 |
400,400
473,237 416,976 414,774 |
2008 | ||||||||
I
II |
1
2 3 4 |
50,9
106,5 108,8 68,8 |
80,652
83,144 85,636 88,128 |
80,45
82,966 85,458 88,046 |
29,752
-23,356 -23,164 19,328 |
885,182
545,503 536,571 373,572 |
29,55
-23,534 -23,342 19,246 |
873,203
553,849 544,849 370,409 |
2009 | ||||||||
I
II |
5
6 7 8 |
60,7
120,6 126,7 70,5 |
90,620
93,112 95,604 98,096 |
90,61
93,19 95,786 98,398 |
29,92
-27,488 -31,096 27,596 |
895,206
755,590 966,961 761,539 |
29,91
-27,41 -30,914 27,898 |
894,608
751,308 955,674 778,298 |
S | 0 | 1250,5 | 1250,56 | 1250,416 | ´ | 8130,091 | ´ | 8132,454 |
По итоговым данным гр. 7 и 9 табл. 2.3 определяется по формуле (2.3) ошибка аппроксимации :
1) для модели
2) для модели
Из сравнения вычисленных значений стандартной ошибки аппроксимации следует, что по критерию минимальности предпочтительнее будет трендовая модель (2.4), синтезированная на основе прямолинейной функции (2.1).
Поэтому определение индексов сезонности реализации данной продукции следует осуществлять на базе теоретических уровней тренда, вычисленных по модели (2.4): .
Теоретические уровни тренда анализируемого ряда динамики изображены на графике (см. рис. 2.1) в виде пунктирной прямой линии.
Для определения индексов сезонности используется следующая матрица расчетных показателей (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Год, квартал | Год, квартал | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
2006 | 2007 | |||||||
I II III IV |
49,9
75,8 73,9 48,5 |
58,224
60,716 63,208 65,7 |
85,7
124,8 116,9 73,8 |
I II III IV |
50,9
106,5 108,8 68,8 |
68,192
70,684 73,176 75,668 |
74,6
150,7 148,7 90,9 | |
2008 | 2009 | |||||||
I II III IV |
48,1
92,3 93,4 55,1 |
80,652
83,144 85,636 88,128 |
59,6
111,01 109,1 62,52 |
I II III IV |
60,7
120,6 126,7 70,5 |
90,620
93,112 95,604 98,096 |
66,98
129,5 132,5 71,9 |
В гр. 4 таблицы 2.4 определены индивидуальные индексы сезонности , характеризующие отношение эмпирических уровней к теоретическим для каждого периода анализируемого ряда внутригодовой динамики.
Для элиминирования действия факторов случайного порядка производится усреднение индивидуальных индексов сезонности. Для этого по формуле производится расчет средних индексов сезонности по одноименным кварталам анализируемого ряда внутригодовой динамики:
I
кв.:
III
кв.:
IV
кв.:
Вычисленные средние индексы сезонности (2.6) составляют модель сезонной волны реализации мясной продукции во внутригодовом цикле.
Наибольший объем продаж приходится на II и III кварталы с превышением среднегодового уровня соответственно на 29 и 26,8%. В I и IV кварталах происходит снижение среднегодового уровня соответственно на 28,28 и 25,22%.
Более наглядно полученная модель сезонной волны может быть представлена графически (рис. 2.2).
Покажем расчет индексов сезонности способом постоянной средней на примере данных о товарообороте торгового предприятия (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Среднедневной товарооборот, тыс. руб.
Месяц | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Январь
Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
68,4
69,3 70,9 71,1 64,3 92,9 91,0 71,3 75,7 66,7 63,1 73,3 |
72,8
73,4 73,5 75,4 63,2 98,4 82,4 65,0 75,9 68,2 63,8 74,0 |
65,1
66,5 74,4 73,6 67,2 100,0 90,0 72,6 68,9 70,4 66,3 77,2 |
В среднем за год | 73,4 | 73,8 | 74,4 |
Необходимо определить индексы сезонности товарооборота.
Так как среднегодовой темп роста составил , то в данном случае нет значительной тенденции роста. Следовательно, используем способ постоянной средней.
Исчислим средние уровни одноименных внутригодовых периодов :
для января тыс. руб.;
для февраля тыс. руб. и т. д.
Для каждого месяца эти значения определены в гр. 6 табл. 2.6.
Таблица 2.6
Месяц | Уровни,
тыс. руб. |
Расчетные графы | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Январь
Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
68,4
69,3 70,9 71,1 64,3 92,9 91,0 71,3 75,7 66,7 63,1 73,3 |
72,8
73,4 73,5 75,4 63,2 98,4 82,4 65,0 75,9 68,2 63,8 74,0 |
65,1
66,5 74,4 73,6 67,2 100,0 90,0 72,6 68,9 70,4 66,3 77,2 |
206,3
209,2 218,8 220,1 194,7 291,3 264,2 211,9 220,5 205,3 193,2 224,5 |
68,8
69,7 72,9 73,4 64,9 97,1 88,1 70,6 73,5 68,4 64,4 74,8 |
93,1
94,3 98,6 99,3 87,8 131,4 119,2 95,5 99,5 92,6 87,1 101,2 |
S | 881,0 | 886,0 | 893,0 | 2660,0 | 73,9 | 100,0 |
В итоговой строке гр. 6 определен знаменатель формулы (1.4) в виде общего для всего ряда динамики среднего уровня :
тыс. руб.
Этот
общий средний уровень и
Из
гр. 7 видно, что сезонные колебания
товарооборота предприятия
Для
большей наглядности сезонных колебаний
средние индексы изобразим
Для выявления сезонных колебаний можно применить метод скользящей средней.
Средние индексы сезонности в этом случае определяются по формуле:
где - исходные уровни ряда; - сглаженные уровни ряда; - число одноименных периодов.
Имеются данные о реализации мясной продукции в одном из магазинов сети «Барабинские мясопродукты» (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Квартал | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I
II III IV |
165
253 316 287 |
237
288 356 331 |
410
431 443 389 |
416
439 472 450 |