Анализ сезонных колебаний и гармонический анализ в деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить анализ сезонных колебаний, гармонический анализ.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли;
рассмотреть статистические методы выявления сезонных колебаний;
изучить сезонные колебания в деятельности торгового предприятия;
разобрать гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия «Барабинские мясопродукты».

Оглавление

Введение 3
1.Анализ сезонных колебаний. 5
1.1.Понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли 5
1.2.Статистические методы выявления сезонных колебаний 10
2. Анализ сезонных колебаний и гармонический анализ в деятельности торгового предприятия 14
2.1.Изучение сезонных колебаний в деятельности торгового предприятия 14
2.1. Гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

706-1600 Анализ временных рядов.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать)
 

     Рассчитаем  параметры линейной функции:

     

     

     Уравнение линейной функции примет вид:

                                                                                              (2.4)

     По  модели (2.4) производится расчет теоретических уровней тренда для каждого периода анализируемого ряда динамики :

     2006 г. 

     2009 г.

     Полученные  теоретические значения уровней  тренда записаны в гр. 4 табл. 2.3.

     Рассчитаем  параметры для функции параболы второго порядка:

     

     

     

     Уравнение параболы второго порядка примет вид:

                                                                                (2.5)

     По  модели (2.5) рассчитываются теоретические уровни для каждого периода анализируемого ряда динамики :

     2006 г. 

     2009 г.

     Полученные  теоретические уровни тренда записаны в гр. 5 табл. 2.3.

     Для определения показаний стандартной  ошибки аппроксимации составляется матрица расчетных показателей (табл. 2.3).

     Таблица 2.3

     Матрица расчетных показателей для определения  стандартной ошибки аппроксимации 

Год, квартал
Теоретические уровни тренда по моделям 
Отклонения  теоретических уровней 
от эмпирических
по моделям
Прямолинейной- функции параболы  второго порядка прямолинейной функции параболы  второго порядка
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2006                
I

II 
III 
IV

-8

-7

-6

-5

49,9

75,8

73,9

48,5

58,224

60,716

63,208

65,7

58,526

60,890

63,286

65,69

8,324

-15,084

-10,692

-17,2

69,289

227,527

114,319

295,84

8,626

-14,91

-10,614

17,19

74,408

222,308

112,657

295,496

2007                
I

II 
III 
IV

-4

-3

-2

-1

48,1

92,3

93,4

55,1

68,192

70,684

73,176

75,668

68,11

70,546

72,998

75,466

20,092

-21,616

-20,224

20,568

403,688

467,251

409,010

423,043

20,01

-21,754

-20,42

20,366

400,400

473,237

416,976

414,774

2008                
I

II 
III 
IV

1

2

3

4

50,9

106,5

108,8

68,8

80,652

83,144

85,636

88,128

80,45

82,966

85,458

88,046

29,752

-23,356

-23,164

19,328

885,182

545,503

536,571

373,572

29,55

-23,534

-23,342

19,246

873,203

553,849

544,849

370,409

2009                
I

II 
III 
IV

5

6

7

8

60,7

120,6

126,7

70,5

90,620

93,112

95,604

98,096

90,61

93,19

95,786

98,398

29,92

-27,488

-31,096

27,596

895,206

755,590

966,961

761,539

29,91

-27,41

-30,914

27,898

894,608

751,308

955,674

778,298

S 0 1250,5 1250,56 1250,416 ´ 8130,091 ´ 8132,454
 

     По  итоговым данным гр. 7 и 9 табл. 2.3 определяется по формуле (2.3) ошибка аппроксимации :

     1) для модели 

     

:

     2) для модели 

     

     Из  сравнения вычисленных значений стандартной ошибки аппроксимации  следует, что по критерию минимальности  предпочтительнее будет трендовая  модель (2.4), синтезированная на основе прямолинейной функции (2.1).

     Поэтому определение индексов сезонности реализации данной продукции следует осуществлять на базе теоретических уровней тренда, вычисленных по модели (2.4): .

     Теоретические уровни тренда анализируемого ряда динамики изображены на графике (см. рис. 2.1) в виде пунктирной прямой линии.

     Для определения индексов сезонности используется следующая матрица расчетных показателей (таблица 2.4).

     Таблица 2.4

Год, квартал
  Год, квартал
1 2 3 4   1 2 3 4
2006         2007      

II 
III 
IV
49,9

75,8

73,9

48,5

58,224

60,716

63,208

65,7

85,7

124,8

116,9

73,8

 
II 
III 
IV
50,9

106,5

108,8

68,8

68,192

70,684

73,176

75,668

74,6

150,7

148,7

90,9

2008         2009      

II 
III 
IV
48,1

92,3

93,4

55,1

80,652

83,144

85,636

88,128

59,6

111,01

109,1

62,52

 
II 
III 
IV
60,7

120,6

126,7

70,5

90,620

93,112

95,604

98,096

66,98

129,5

132,5

71,9

 

     В гр. 4 таблицы 2.4 определены индивидуальные индексы сезонности , характеризующие отношение эмпирических уровней к теоретическим для каждого периода анализируемого ряда внутригодовой динамики.

     Для элиминирования действия факторов случайного порядка производится усреднение индивидуальных индексов сезонности. Для этого по формуле  производится расчет средних индексов сезонности по одноименным кварталам анализируемого ряда внутригодовой динамики:

     I кв.:

                                    II кв.:                   (2.6)

     III кв.:

     IV кв.:

     Вычисленные средние индексы сезонности (2.6) составляют модель сезонной волны реализации мясной продукции во внутригодовом цикле.

     Наибольший  объем продаж приходится на II и III кварталы с превышением среднегодового уровня соответственно на 29 и 26,8%. В I и IV кварталах происходит снижение среднегодового уровня соответственно на 28,28 и 25,22%.

     Более наглядно полученная модель сезонной волны может быть представлена графически (рис. 2.2).

     

     Покажем расчет индексов сезонности способом постоянной средней на примере данных о товарообороте торгового предприятия (табл. 2.5).

     Таблица 2.5

     Среднедневной товарооборот, тыс. руб.

Месяц 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 2 3 4
Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

68,4

69,3

70,9

71,1

64,3

92,9

91,0

71,3

75,7

66,7

63,1

73,3

72,8

73,4

73,5

75,4

63,2

98,4

82,4

65,0

75,9

68,2

63,8

74,0

65,1

66,5

74,4

73,6

67,2

100,0

90,0

72,6

68,9

70,4

66,3

77,2

В среднем  за год 73,4 73,8 74,4
 
 

      Необходимо определить индексы сезонности товарооборота.

     Так как среднегодовой темп роста составил , то в данном случае нет значительной тенденции роста. Следовательно, используем способ постоянной средней.

     Исчислим  средние уровни одноименных внутригодовых  периодов :

     для января  тыс. руб.;

     для февраля  тыс. руб. и т. д.

     Для каждого месяца эти значения определены в гр. 6 табл. 2.6.

     Таблица 2.6

Месяц Уровни, тыс. руб.
Расчетные графы
2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 2 3 4 5 6 7
Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

68,4

69,3

70,9

71,1

64,3

92,9

91,0

71,3

75,7

66,7

63,1

73,3

72,8

73,4

73,5

75,4

63,2

98,4

82,4

65,0

75,9

68,2

63,8

74,0

65,1

66,5

74,4

73,6

67,2

100,0

90,0

72,6

68,9

70,4

66,3

77,2

206,3

209,2

218,8

220,1

194,7

291,3

264,2

211,9

220,5

205,3

193,2

224,5

68,8

69,7

72,9

73,4

64,9

97,1

88,1

70,6

73,5

68,4

64,4

74,8

93,1

94,3

98,6

99,3

87,8

131,4

119,2

95,5

99,5

92,6

87,1

101,2

S 881,0 886,0 893,0 2660,0 73,9 100,0
 

     В итоговой строке гр. 6 определен знаменатель  формулы (1.4) в виде общего для всего ряда динамики среднего уровня :

       тыс. руб.

     Этот  общий средний уровень и используется в качестве постоянной базы сравнения при определении средних индексов сезонности, которые помещены в гр. 7 табл. 2.6:

     

;

     

 и т. д.

     Из  гр. 7 видно, что сезонные колебания  товарооборота предприятия характеризуются повышением в июне (+31,4%), июле (+19,2%) и декабре (+1,2%) и снижением в других месяцах.

     Для большей наглядности сезонных колебаний  средние индексы изобразим графически (рис. 2.3).

     

     Для выявления сезонных колебаний можно  применить метод скользящей средней.

     Средние индексы сезонности в этом случае определяются по формуле:

                                                                                               (2.7)

     где - исходные уровни ряда; - сглаженные уровни ряда; - число одноименных периодов.

     Имеются данные о реализации мясной продукции в одном из магазинов сети «Барабинские мясопродукты» (табл. 2.7).

     Таблица 2.7

Квартал 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5
I

II

III

IV

165

253

316

287

237

288

356

331

410

431

443

389

416

439

472

450

Информация о работе Анализ сезонных колебаний и гармонический анализ в деятельности торгового предприятия