Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа
В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж..Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях — «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).
Введение…………………………………………………………………….
1.	Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве…………………………………
2.	Естественное состояние и общественный договор……………….
3.	Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти…….
     Заключение………………………………………………………………….
     Источники………………………………………………………………….
     Список литературы……………………………………………………
     Для 
поддержания положений 
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
     Руссо 
различает четыре рода законов: политические, 
гражданские, уголовные и законы 
четвертого рода, «наиболее важные 
из всех», - «нравы, обычаи и особенно 
мнение общественное». При этом он подчеркивает, 
что к его теме общественного 
договора относятся только политические 
законы. Применительно к этим политическим 
(основным) законам Руссо отмечает, 
что в них всеобщий характер воли 
сочетается с всеобщностью предмета, 
поэтому такой закон 
     Руссо 
говорит о необходимости учета 
в законах своеобразия 
     Законодательную 
власть Руссо характеризует как 
«сердце Государства», в случаях 
крайней опасности, когда речь идет 
о спасении государственного строя 
и отечества, «можно приостановить 
священную силу законов» и особым 
актом возложить заботу об общественной 
безопасности на «достойнейшего», т.е. 
учредить диктатуру и избрать 
диктатора. При этом Руссо подчеркивал 
краткосрочный характер такой диктатуры, 
которая ни в коем случае не должна 
быть продлена. 
 
 
                              
     Диалектическая 
мысль Ж.-Ж.Руссо проявилась главным 
образом в его социально-
В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам носили вполне радикальный, революционный характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов, французского демоса, явившегося опорой якобинской революции.
     Согласно 
Руссо, человек в естественном состоянии 
находился в гармонии с природой, 
но рост населения и географические 
причины приводят к развитию способностей 
людей, которое, в свою очередь, стимулирует 
новые потребности, и возникновению 
в человеческом сообществе сотрудничества 
и соперничества. Естественное неравенство 
порождает неравенство в 
     Стержнем 
политической теории Руссо является 
учение о народном суверенитете как 
осуществлении общей воли. Мыслитель 
подчеркивает отличие общей воли 
от воли всех: первая имеет в виду 
общие интересы, вторая — интересы 
частные и представляет собой 
лишь сумму изъявленной воли частных 
лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает 
источником законов, мерилом справедливости 
и главным принципом 
Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.
     Политический 
идеал Руссо — небольшие по 
размеру государства – 
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.
     Ж.-Ж.Руссо 
попытался объяснить важнейшие 
исторические события, не апеллируя 
к сверхъестественным силам. Он рассматривал 
историю человечества как результат 
деятельности людей, их интеллекта и 
чувств. Стремление объяснить историю, 
не выходя за ее пределы, не увенчалось 
и не могло в ту историческую эпоху 
увенчаться переходом на позиции 
материалистического понимания 
общественной жизни. Но это обстоятельство 
не помешало французскому просветителю-демократу 
высказать ряд глубоких диалектических 
идей об истории человеческого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Источники:
  1. 
Руссо Жан Жак. Об 
  2. 
Руссо Жан Жак. Трактаты. М., 1969. 
Список литературы: