Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа
В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж..Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях — «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).
Введение…………………………………………………………………….
1. Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве…………………………………
2. Естественное состояние и общественный договор……………….
3. Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти…….
Заключение………………………………………………………………….
Источники………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Для
поддержания положений
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо
различает четыре рода законов: политические,
гражданские, уголовные и законы
четвертого рода, «наиболее важные
из всех», - «нравы, обычаи и особенно
мнение общественное». При этом он подчеркивает,
что к его теме общественного
договора относятся только политические
законы. Применительно к этим политическим
(основным) законам Руссо отмечает,
что в них всеобщий характер воли
сочетается с всеобщностью предмета,
поэтому такой закон
Руссо
говорит о необходимости учета
в законах своеобразия
Законодательную
власть Руссо характеризует как
«сердце Государства», в случаях
крайней опасности, когда речь идет
о спасении государственного строя
и отечества, «можно приостановить
священную силу законов» и особым
актом возложить заботу об общественной
безопасности на «достойнейшего», т.е.
учредить диктатуру и избрать
диктатора. При этом Руссо подчеркивал
краткосрочный характер такой диктатуры,
которая ни в коем случае не должна
быть продлена.
Диалектическая
мысль Ж.-Ж.Руссо проявилась главным
образом в его социально-
В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам носили вполне радикальный, революционный характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов, французского демоса, явившегося опорой якобинской революции.
Согласно
Руссо, человек в естественном состоянии
находился в гармонии с природой,
но рост населения и географические
причины приводят к развитию способностей
людей, которое, в свою очередь, стимулирует
новые потребности, и возникновению
в человеческом сообществе сотрудничества
и соперничества. Естественное неравенство
порождает неравенство в
Стержнем
политической теории Руссо является
учение о народном суверенитете как
осуществлении общей воли. Мыслитель
подчеркивает отличие общей воли
от воли всех: первая имеет в виду
общие интересы, вторая — интересы
частные и представляет собой
лишь сумму изъявленной воли частных
лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает
источником законов, мерилом справедливости
и главным принципом
Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа, Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может считаться только тот, кто преодолел «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.
Политический
идеал Руссо — небольшие по
размеру государства –
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.
Ж.-Ж.Руссо
попытался объяснить важнейшие
исторические события, не апеллируя
к сверхъестественным силам. Он рассматривал
историю человечества как результат
деятельности людей, их интеллекта и
чувств. Стремление объяснить историю,
не выходя за ее пределы, не увенчалось
и не могло в ту историческую эпоху
увенчаться переходом на позиции
материалистического понимания
общественной жизни. Но это обстоятельство
не помешало французскому просветителю-демократу
высказать ряд глубоких диалектических
идей об истории человеческого
Источники:
1.
Руссо Жан Жак. Об
2.
Руссо Жан Жак. Трактаты. М., 1969.
Список литературы: