Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены социальные и политико-правовые взгляды Ж..-Ж..Руссо, изложенные им в самых значительных его сочинениях — «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (1782).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1. Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве…………………………………
2. Естественное состояние и общественный договор……………….
3. Жан-Жак Руссо о законодательной и исполнительной власти…….
Заключение………………………………………………………………….
Источники………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Ж.-Ж.Руссо.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

     Для поддержания положений общественного  договора и контроля над деятельностью  исполнительной власти, по мысли Руссо, периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить  на голосование в отдельности  два вопроса: «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено»[с.245, 3].

     Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть  само общественное соглашение и вновь  возвратить себе естественную свободу.

     Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», - «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». При этом он подчеркивает, что к его теме общественного  договора относятся только политические законы. Применительно к этим политическим (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается с всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает  подданных как целое, а не как  индивидов, а действия как отвлечение (но не как отдельные поступки). А  цель всякой системы законов - свобода  и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства.

     Руссо говорит о необходимости учета  в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. Законы - необходимые  условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы  законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и  воли в общественном организме. Это  «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы  в области политики, права и  морали. Великого законодателя Руссо  сравнивает с механиком, изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя - с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.

     Законодательную власть Руссо характеризует как  «сердце Государства», в случаях  крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя  и отечества, «можно приостановить  священную силу законов» и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т.е. учредить диктатуру и избрать  диктатора. При этом Руссо подчеркивал  краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена. 
 
 

                                                       Заключение.  

     Диалектическая  мысль Ж.-Ж.Руссо проявилась главным  образом в его социально-политических размышлениях, в сфере социальной философии.

     В силу многих причин Руссо не поднялся до материалистической философии, не освободился  от деистических взглядов. Но его суждения по многим социально-политическим проблемам  носили вполне радикальный, революционный  характер, глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов, французского демоса, явившегося опорой якобинской революции.

     Согласно  Руссо, человек в естественном состоянии  находился в гармонии с природой, но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей, которое, в свою очередь, стимулирует  новые потребности, и возникновению  в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство  порождает неравенство в собственности, являющееся источником постоянной нестабильности в обществе. Отсюда возникает необходимость в гражданском мире, который гарантируется общественным договором.

     Стержнем  политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как  осуществлении общей воли. Мыслитель  подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой  лишь сумму изъявленной воли частных  лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает  источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.

     Народ не может никому отдать свое право  на самоуправление и решение своей  судьбы. Правительство — лишь временный  агент суверенного народа, Руссо  против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью  подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может  считаться только тот, кто преодолел  «своемыслие». Трактуя свободу как  подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к  свободе.

     Политический  идеал Руссо — небольшие по размеру государства – республики, где возможно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей.

     Своим учением о законе как выражении  общей воли и о законодательной  власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов  организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.

     Ж.-Ж.Руссо  попытался объяснить важнейшие  исторические события, не апеллируя  к сверхъестественным силам. Он рассматривал историю человечества как результат  деятельности людей, их интеллекта и  чувств. Стремление объяснить историю, не выходя за ее пределы, не увенчалось и не могло в ту историческую эпоху  увенчаться переходом на позиции  материалистического понимания  общественной жизни. Но это обстоятельство не помешало французскому просветителю-демократу  высказать ряд глубоких диалектических идей об истории человеческого общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники:

  1. Руссо Жан Жак. Об общественном  договоре. М., 1998.

  2. Руссо Жан Жак. Трактаты. М., 1969. 

     Список  литературы:

  1. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.-365с.
  2. Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940.- 247с.
  3. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.-287с.
  4. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 624с.
  5. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. –286с.
  6. 13.Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. – М., Мысль, 1983. –447с.
  7. Асмус В.В. Жан-Жак Руссо. М., 1962.
  8. Карлейль Т. Французская революция. М., 1991.
  9. Манфред А.З. Три портрета эпохи великой французской революции. М., 1979.
  10. Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989.
  11. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. М., 1995.
  12. Златопольская А.А. Потерянный рай естественного состояния и утопия состояния гражданского (Ж.Ж. Руссо и утопизм в России XVIII–XIX вв.)// Образ рая: от мифа к утопии. Спб., 2003. С.163-170.
  13. Жан Жак Руссо: pro et contra : Идеи Ж.-Ж.Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей. Спб, 2005.
  14. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367с.
  15. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.
  16. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. – М., Мысль, 1983. –447с.
  17. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978. – 537с.
  18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Перевод Мальцевой С./ Том 3. Новое время. – ТОО ТК «Петрополис». 1996.-736c.
  19. Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. 2. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.

Информация о работе Ж.-Ж. Руссо о свободе и неравенстве