Жизненный цикл семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла, которые складываются из множества семейных событий. Причем под событиями пони¬маются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, существенно влияющие на изменение семей¬ной структуры. Самые заметные и важные события — это рождения и смерти членов семьи, присутствие или отсутствие одних или других.

Оглавление

Введение………………………………..…………………………………………………..…..3
1. Понятие жизненного цикла семьи………………………………..…………………..……4
2. Стадии жизненного цикла семьи
2.1 Стадии жизненного цикла семьи по А.И.Антонову……………………………………..5
2.2 Жизненный цикл семьи по Б. Картер и М. Макголдрик………………………………..7
2.3 Другие периодизации жизненных циклов семьи………………………………………13
3. Критические периоды супружеских отношений………………………………………..15
Заключение………………………………..………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Жизн цикл семьи.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

 

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового  возраста).

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

  • изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;
  • формирование родительской позиции матери и отца;
  • адаптация семейной системы к включению детей;
  • выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
  • установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Рождение  детей приводит к необходимости  коренным образом ревизовать и перестроить  прежнюю семейную систему. Отношения  между супругами реализуются  теперь в двух планах: в плане  собственно супружеских отношений  — между мужем и женой —  и в плане родительских отношений  — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Координация этих двух планов отношений составляет особую, далеко не простую задачу.

Принципиально важную особенность данной стадии жизненного цикла семьи составляет переход  супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции  — процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих  родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детскородительских отношений и  развитие личности самого родителя. Родительская и воспитательная роль принципиально  отличается от супружеской тем, что  при формировании супружеского союза  оба партнера вольны прекратить супружеские  отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель — “пожизненно” выполняемая личностью роль и  отменить ее невозможно.

Итак, рождение ребенка влечет за собой важнейшие  изменения в жизни семьи и  личностном развитии каждого из супругов:

  • развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;
  • изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей;
  • изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений;
  • изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

 

Стадия 4. Семья с детьми подросткового  возраста.

Основная  психологическая характеристика семьи  на данной стадии жизненного цикла  — совпадение или значительное пересечение  кризисных возрастных стадий каждого  поколения семейной системы.

Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности и перестройки образа жизни. Среднее  поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий  переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение - подростки - заявляет права на признание  их нового статуса - статуса взрослого, что с необходимостью приводит к  перестройке системы родительско-детских  отношений. Пересечение трех возрастных кризисов, переживаемых тремя поколениями  расширенной семьи, каждый из которых  характеризуется своими уникальными  задачами развития, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла.Именно на этой стадии констатируются максимальная тревожность  членов семьи, переживание чувства  утраты безопасности, незащищенность.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение  заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

  • пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;
  • забота о старшем поколении семьи (прародителях);
  • изменение “весовой категории” поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией:
  • признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;
  • решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

 

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих  взрослый статус (семья со взрослыми  детьми).

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми  границами.

Задачи:

  • реконструкция семейной системы как диады;
  • формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу “взрослый-взрослый”;
  • включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков);
  • освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
  • повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разнообразие форм отношений  родителей со взрослыми детьми. Дети могут проживать вместе с родителями, отдельно от родителей — если уезжают  на учебу в другой город или  снимают жилье, могут состоять в  браке или оставаться холостыми, незамужними. Отличительной особенностью данной стадии жизненного цикла семьи  являются прекращение выполнения супругами  функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.

Завершается выполнение воспитательной функции, появляется необходимость новой перестройки  семейной системы, где на первый план вновь спустя много лет выступают  собственно супружеские отношения. Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады. Супруги как бы заново открывают  друг друга и строят супружеские  отношения с учетом новых личностных качеств супруга, пережитых радостей и поражений семейной жизни.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Специфику последней стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте велика) в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости. Возрастные задачи развития в этот период опосредуют задачи развития семейной системы в целом. Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности.

Цель: перестройка  системы отношений поколений  в рамках расширенной семьи с  учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

  • сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;
  • изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
  • поддержка центральной роли среднего поколения;
  • приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;
  • переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;
  • построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;
  • “пересмотр” итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

В отличие  от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения  ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также  фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение  ролей “кормильца” и “хозяйки (хозяина) дома” между супругами.

Особенно  важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее  поколение, от которого зависят эмоциональная  поддержка и уход за больными и  нуждающимися в помощи пожилыми родителями.

Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, — это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности  после утраты супруга. [3, с. 26-35]

 

 

 

2.3 Другие  периодизации жизненных циклов  семьи

 

Согласно периодизации М. Эриксона выделяются: период ухаживания; брак и его следствия (брачное поведение); рождение ребенка и взаимодействие с ним; зрелая стадия брака; отлучение детей от родителей; пенсия и старость. [6, с. 184]

Э. К. Васильева выделяет пять стадий жизненного цикла семьи, на каждой из которых решаются свои специфические задачи ее развития:

1) Первая — возникновение семьи до рождения первого ребенка;

2) вторая — рождение и воспитание детей — завершается началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

3) третья стадия связана с окончанием выполнения семьей воспитательной функции от начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента, пока на попечении родителей не останется ни одного из детей;

 4) на четвертой стадии взрослые дети проживают вместе с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи;

5) на завершающей, пятой стадии супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

В периодизации В. Баркаи мы видим аналогичную последовательность стадий: семья без детей; семья с детьми раннего возраста; семья с детьми, посещающими детский сад; семья с детьми школьного возраста; семья, в которой дети приобрели частичную самостоятельность; наконец, семья, которую оставили дети.

В периодизации Хилла стадию монады сменяют стадии вступления в брак, рождения ребенка, проживания с ребенком до подросткового возраста, стадия “вылета птенцов из гнезда”, стадия смерти одного из супругов и вновь стадия монады. [3, с. 25-26]

П.Сорокин  выделял четыре стадии: 1 — брачная пара в момент образования; 2 — с маленькими зависимыми детьми; 3 — по крайней мере с одним взрослым ребенком; 4 — стадия отделения всех детей. [2, с. 121]

И А. Герасимова выделяет четыре этапа  семейного цикла.

  1. период роста семьи от образования брачной пары до последнего рождения;
  2. период стабильности от рождения последнего ребенка до выделения первого, ставшего взрослым, из семьи родителей;
  3. период зрелости, в течение которого все дети выделяются из семьи родителей;
  4. период «затухания» от момента выделения последнего из детей до смерти обоих супругов (последнего из них).

Эта модель нормального  хода развития семьи наблюдается  не у всех семей, и потому особо отмечаются отклонения от этой модели: а) бездетность супругов, б) смерти детей и мертворождения, в) распад супружеской пары из-за смерти или развода, г) образование сложных семей с родством по прямой или боковой линии (отклонением это является относительно взятой за основу нуклеарной семьи). [1, с. 155]

Гипотетическая схема возможного развития семьи начиная с брачной пары без детей определяется через возможные семейные события 1—4 переходом в соответствующие этим событиям типы А—Г:





Брачная пара без детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рождение детей 
  2. Развод
  3. Смерть одного 
    из супругов
  4. Присоединение 
    родителей и (или) 
    родственников
 

А. Брачная пара с детьми Б. Двое одиночек    В.Вдова (вдовец)

Г. Сложная семья 

3. Критические периоды супружеских  отношений

 

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи.

П. Босс называет трудности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функций  и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует  структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса  о главенстве и лидерстве и  распределение ролей.

Успешность  разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи  и ее гармоничное развитие. 

С. Кратохвил  выделяет “стандартное” время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3—7 и 17—25 лет стажа.

Кризис 3—7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических  настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной  напряженности, чувстве неудовлетворенности  браком, супружеских изменах. Кризис 17—25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения. Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье примерно на 3—4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал 3—7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы — началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи. [3, с. 37]

Информация о работе Жизненный цикл семьи