Зависимость психологического климата от личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и выявление совокупности индивидуально – психологических качеств личности и стиля работы руководителя трудового коллектива, которые определяют успешность его влияния на создание морально – психологического климата.

Файлы: 1 файл

реферат-эссе.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

       5. Коллективистическая самоорганизованность, т.е. способность коллектива к  самостоятельному принятию и  реализации решений, направленных  на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива.

       Последний показатель характеризует развитие самоуправления в коллективе, т.е.

       1. Самостоятельное распределение  обязанностей между членами коллектива

       2. Определение путей и средств  достижения целей

       3. Взаимный контроль исполнения

       Осознание управления как профессии, опирающейся  на разнообразные достижения междисциплинарной, пока ещё очень молодой, быстро и  неравномерно развивающейся области  научного и практического значения, занимает прочное место в современной цивилизации.

       В настоящее время сама роль менеджера  как профессионально подготовленного  руководителя является предметом серьёзных  дискуссий. В Европе управление как  вид деятельности до сих пор в  перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и во многих случаях рассматривается как «вторая профессия», дополняющая инженерное, экономическое или юридическое образование. И тем не менее жизнь берёт своё и просто необходимо управлять эффективно, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху. (5, с.183)

       Для России важно то, что идея приспособления к принципиально новым условиям, а переход от административно  – командной к рыночной системе  это настоящая революция, требует  всё более грамотных руководителей, обладающих новыми качествами. Необходимо отметить, что забота о морально – психологическом климате, в – первую очередь, означает создание безукоризненных условий для работы, чёткой организации производства, материально – технического обеспечения, научно обоснованного нормирования труда и оплаты и т.д. Только после этого могут быть результативными специальные воспитательные мероприятия.

       Для должной эффективности мер по созданию благоприятного морально –  психологического климата руководитель должен знать важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив.

       Во  – первых, это совмещение личных и общественных интересов людей, находящихся в одной производственной группе

       Во  – вторых, сформулированный А.С. Макаренко  «закон движения коллектива», который  предполагает разработку систем и задач, позволяющих людям постоянно видеть перспективу движения.

       В – третьих, принцип «параллельного движения», смысл которого состоит  в том, что воздействие руководителя на личность должно быть одновременно и воздействием на коллектив. И, наоборот, прикосновение к коллективу должно быть и воспитанием отдельных личностей.

       Первый  принцип позволяет руководителю уяснить внутреннюю логику, психологию развития коллективных отношений. Второй показывает в каком направлении  должна строится работа по сплочению  людей. Третий – определяет механизм воспитательного воздействия руководителя как на отдельную личность, так и на весь коллектив. От того, в какой мере руководитель соблюдает эти принципы, зависит состояние морально – психологического климата коллектива, и, безусловно его авторитет.

       Основными составляющими элементами управленческой структуры является подчинённый  и руководитель, в также весь комплекс отношений, в которые они вступают и которые образуют морально –  психологический климат коллектива. В каком же случае можно говорить о благоприятном, здоровом климате. В литературе выделяют следующие его признаки:

  • Доверие и высокая требовательность членов коллектива
  • Демократический стиль руководства
  • Отношения взаимной ответственности
  • Делегирование власти подчинёнными и признание за ним права принимать значимые для группы решения
  • Сплочённость первичного коллектива и психологическая совместимость его членов
  • Высокая степень включённости в совместной деятельности группы, идентификация с её целями и нормами, удовлетворённость принадлежностью к коллективу
  • Отсутствие конфликтов и широкая информированность о состоянии дел на предприятии
  • Формирование морального – психологического климата составляет центральный аспект управления. Любые проблемы должны решаться с учётом социальных и психологических последствий, с учётом реально существующих в данном коллективе людей, их психологии, т.е. стремлений, взглядов, представлений и т.д.

       Для создания здоровой, творческой психологически комфортной обстановки в коллективе руководителю необходимо знать критерии психологической управляемости коллектива, которыми являются:

  1. Восприятие прямой связи, т.е. решения руководителю понятны, не противоречат интересам сотрудников
  2. Решения находят реализацию
  3. К руководителю поступает информация обратной связи
  4. Правильное восприятие контроля за выполнением решений руководителя.

       Чтобы коллектив соответствовал критериям  управляемости, он должен как объект управления обладать определёнными  психологическими параметрами. К ним  относятся определённый состав коллектива, наличие единого сознания, мотивов, установок, стимулов поведения, коллективные восприятие, память настроение коллектива, характер и культура общения.

       Какие же качества должны быть присущи человеку, который сможет квалифицированно руководить коллективом, способствовать созданию положительного морально – психологического климата?

       Прежде  всего ему необходим высокий  уровень психической деятельности, т.к. руководитель воздействует на людей, их ум, чувства. К нему, соответственно, предъявляются высокие психологические  требования:

  • Наличие воли, которая используется как «мягкое дирижирование», т.е. твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление, принуждение
  • Способность убеждать, т.е. воздействовать на ум людей, внушать, владение приёмами суггестии
  • Толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке
  • Объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок
  • Наблюдательность
  • Устойчивость взглядов
  • Умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица
  • Оптимизм
  • Умение управлять эмоциями, сдержанность
  • Психологическая избирательность как способность наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способности мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия.
  • Наличие практического ума, т.е. умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором
  • Психологический такт, т.е. умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота обращения, естественность поведения
  • Умение слушать; ясно, чётко, содержательно, доходчиво говорить
  • Порядочность
  • Подлинный авторитет, имеющий и неформальное влияние.

       Рассматривая  критерии эффективности коллектива, американский психолог М. Шоу в 1971 году предложил учитывать следующие параметры личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности. Среди последних, оказывающих наибольшее влияние на морально – психологическую обстановку в коллективе, выделяются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность.

       Речь  идёт о доминантности как стремлении руководителя влиять на подчинённых. Иными словами, влияние руководителя, основывающееся на средствах социального, формально организованного характера, должно обязательно подпитываться влиянием, имеющим своей опорой систему психологических неформально – организационных связей. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчинённых.

       А что значит для подчинённых уверенный  в себе руководитель? Да прежде всего, то что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая прикроет. При таком руководителе легче думать о завтрашнем дне.

       Говоря  об эмоциональной уравновешенности, следует подчеркнуть два момента: необходимость контроля со стороны  руководителя за своими эмоциональными проявлениями и поиск им средств  эмоциональной разрядки. Руководителя постоянно окружают люди. И со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. к тому же, эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах со всеми негативными для морально – психологического климата последствиями. С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности.

       Креативность  является одним из ведущих параметров в структуре организаторской  направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности с организаторскими способностями. Креативность в переводе с английского языка означает «творческость, способности к творческому решению задач». Не6обходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития этих двух важнейших свойств личности руководителя – потребностями и интересами к организаторской работе.

       Говоря  об ответственности и надёжности в исполнении задач руководителем, следует отметить, что в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с дефицитом этих человеческих качеств. Между тем, когда – то в России ответственность и надёжность предпринимателей были их визитными карточками. Под честное слово заключались сделки, и  не дай, Бог, было нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, с ним просто переставали иметь дело.

       «у  прежних русских купцов, - напоминает А.И. Солженицын, - было купеческое слово.(18, с.34)

       Деятельность  руководителя как элемент системы  управления строится на основе требований, вытекающих из объективных законов общественного развития. Но реализуют эти требования, участвуют в создании морально-психологического климата в коллективе разные люди различно.

       Три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя в аспекте его влияния на морально-психологический климат: авторитет, личность и стиль руководства.

       Д. Карнеги приводит данные ряда исследований, которые показывают, что даже в  такой чисто технической области, как инженерная, порой только 15 процентов финансового успеха зависят от технических знаний руководителя, а 85- от личных качеств человека, его способности руководить людьми.

       Руководителю  нужно обязательно знать, чтобы  успешно справляться со своими обязанностями, какие сдвиги происходят в социально-психологических отношениях и как они влияют на деятельность предприятия, нужно раскрывать и понимать механизм поведения людей, учитывать сложное и противоречивое переплетение мотивов их деятельности. Обследование нескольких сотен компаний в Американском Центре производительности показало, что невозможно обеспечить заметный успех в повышении производительности и конкурентоспособности без комплексного решения, так называемых, «десяти наиболее важных проблем»./1, с.125/

       1.Операционные  системы управления

       2.Организационная  структура

       3.Качество

       4. Вовлечение работников в управление

       5.Конкурентная  компенсация

       6.Стабильный  состав работников

       7.Профессиональная  подготовка и повышение квалификации.

       8.Система  финансовой отчетности

       9.Символы,  статус и членство

       10.Взаимоотношения  между сотрудниками и руководством.

       Как видим, важными составляющими успешной деятельности предприятия является вовлечение работников в управление, повышение их квалификации, их моральное  стимулирование. Иными словами, в  центре внимания руководителя любого ранга должен быть человек. При подборе руководителя всегда важно обращать внимание на его умение строить отношения с подчиненными.

Информация о работе Зависимость психологического климата от личности руководителя