Защита инвалидов как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:14, реферат

Краткое описание

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Защита инвалидов как социальная проблема 5
1.1 Определение понятия "инвалидность" 5
1.2 Государственная политика и нормативно-правовое
обоснование социальной защиты инвалидов 9
1.3 Практические меры социальной защиты инвалидов 14
1.4 Система реабилитации инвалидов 31
Заключение 40
Библиография

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 69.87 Кб (Скачать)

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Протезирование предусматривает  предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению  с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской  помощи.

Проведение медицинской  реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и  другие мероприятия направлены на исключение обострений в будущем и сведение инвалидности к минимуму. Желательно использование методики перехода (без  перерыва) от лечения обострения к  реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и система. Социальная реабилитация инвалидов - система  и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения  структуры наиболее развитых функций  инвалида с целью последующего подбора  на этой основе вида общественной или  семейно-общественной деятельности.

Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения  оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним  инвалидов.

У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая  адаптация позволяет достичь  психической и социальной самостоятельности.

Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное  обеспечение реабилитации инвалидов

Проблема комплексной  реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численности  этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалидности и дезинтеграции  в обществе. Решение этой проблемы лежит в русле разработки и  закрепления (с помощью законодательно-нормативной  базы) гарантий прав данной категории  граждан на меры социальной защиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

·    реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;

·    реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;

·    органов управления и подведомственных им структур, занимающихся реабилитацией инвалидов.

В соответствии с законодательством  в Российской Федерации создается  Государственная служба реабилитации инвалидов.

Государственная служба реабилитации представляет собой совокупность органов  государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов  местного самоуправления и учреждений различного уровня.

Исполнительными структурами, реализующими задачи государственной  службы реабилитации, являются федеральные, территориальные и местные органы управления различной ведомственной  подчиненности, в системах которых  осуществляются мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, производству технических средств  реабилитации, развитию услуг.

Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регионах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации.

Система реабилитации инвалидов  должна включать органы управления и  реабилитационные учреждения.

На региональном уровне к  органам управления относится совокупность региональных органов государственной  исполнительной власти различной ведомственной  принадлежности и органов районного (муниципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являются учреждениями регионального  и местного уровней.

Органами регионального  управления системой реабилитации являются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда  и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального  управления системой реабилитации имеют  ряд общих функций:

·    реализация федеральной политики в области реабилитации;

·    разработка региональной политики в области реабилитации инвалидов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;

·    разработка проектов региональных целевых программ по реабилитации;

·    разработка территориальных реабилитационных стандартов;

·    разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом  о реабилитации инвалидов и принимаемым  в соответствии с ним другими  федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми актами субъектов  Российской Федерации в области  реабилитации инвалидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании  законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной  области с согласованными между  собой элементами и обоснованными  этапами перехода к ней отныне действующей системы социальной помощи.

Финансирование системы  медико-социальной реабилитации инвалидов  осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилитационных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реабилитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Механизм финансирования системы реабилитации инвалидов  может быть обеспечен (кроме федерального, регионального и местного бюджетов) из фондов медицинского и социального  страхования, пенсионного фонда, фонда  занятости.

Целью информатизации системы  реабилитации инвалидов является создание ее информационно-технологической  базы и обеспечение эффективной  информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации.

Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов  могут быть следующих видов: информационно-статистические; информационно-консультативные; информационно-исследовательские.

Реализация концепции  реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную  научную разработку основных ее положений  и обеспечивающих ее реализацию в  практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать  проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвалидов  необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых  программ реабилитации; разработка моделей  центров реабилитации общего профиля  и многопрофильных (для инвалидов  с нарушением опорно-двигательного  аппарата, патологией органа зрения и  т.д.); научная разработка психофизиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применительно к инвалидам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и отмахнуться  от неё нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых  людей, общество как бы подстраховывает  всех и каждого. Помогая инвалидам  сегодня, общество в будущем помогает само себе.

У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются  в поддержке государства в  разных формах и разных объемах.

Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало. Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны.

Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована  на их конкретные нужды и потребности.

Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится  оказание этой помощи. Нет федеральных  или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется  его социальная поддержка. Важно, чтобы  он ее получил в полном объеме и  необходимого качества.

Мне хотелось бы более подробно остановиться на наиболее острых проблемах, решение которых требует безотлагательных действий.

Медико-социальная экспертиза - основополагающая услуга в жизни  инвалида. Только после ее прохождения  и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг. В тоже время потребность  в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его  инвалидом. Например, лица, не являющиеся инвалидами, при наличии соответствующих  медицинских показаний к ортезированию, нуждаются в протезно-ортопедической помощи и проведении реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемая часть комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности.

Поэтому необходимо проработать  такую организацию реабилитационного  процесса, которая определялась бы не наличием инвалидности у человека, а его состоянием и потребностью в реабилитационных услугах. Предполагалось, что медико-социальная экспертиза должна стать идеальным инструментом социальной поддержки и реабилитации. Но на практике эти нововведения принесли дополнительные неудобства инвалидам. Зачастую специалисты МСЭ на местах без достаточных обоснований, опираясь на субъективные оценки, обрекают инвалидов  на нищенское существование. В результате многие инвалиды вообще боятся обращаться в бюро МСЭ. И это не голословное  утверждение. Инвалиды жалуются, что  при прохождении освидетельствования  им говорят о том, что на следующем  освидетельствовании инвалидность с них будет снята. Это недопустимо. Настало время серьезного анализа  деятельности учреждений МСЭ и всех документов, регламентирующих их работу по освидетельствованию инвалидов.

Первоочередная задача в  том, чтобы разработать объективные  критерии оценки степени инвалидности. Кроме того, надо определиться, каким  образом следует проводить реформирование системы медико-социальной экспертизы так, чтобы в кратчайшие сроки  устранить все имеющиеся недостатки.

Индивидуальные программы  реабилитации. Их содержание вызывает справедливые нарекания. Подчас для  того, чтобы эту программу получить, инвалиду нужно потратить не один месяц. Однако мало получить программу. Она должна быть реализована. Необходимо проводить более системную работу и по распространению передовых реабилитационных технологий. Особенно это касается создания системы непрерывной реабилитации инвалидов.

Сегодня некоторые понимают этот процесс как простую передачу документов по конкретному человеку от одного специалиста к другому, от одного учреждения к другому. Это  не верно.

В системе непрерывной  реабилитации необходимо обеспечить постоянное развитие реабилитационного потенциала инвалида. А это уже иная работа, требующая творческого подхода  к каждому конкретному человеку.

Обеспечение техническими средствами и оказание протезно-ортопедической помощи.

В последнее время инвалиды жалуются на качество реабилитационной техники. Виноваты ли в этом российские производители, или на федеральные  деньги закупаются дешевые технические  средства реабилитации заведомо низкого  качества.

В настоящее время в  Воронеже реализуется федеральная  целевая программа "Социальная поддержка  инвалидов на 2007-2010 годы". Реализация этой программы должна обеспечить возврат  к трудовой деятельности около 160 тыс. инвалидов и частичную реабилитацию 2,2 млн. инвалидов.

Проблемы инвалидов не ограничиваются только вопросами реабилитации. Интеграция их в общество требует  создания безбарьерной среды обитания.

Необходимо осуществить  комплекс мер по обеспечению доступности  для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы. В нашем городе эту работу надо активизировать и  ввести строгий административный контроль и ответственность за несоблюдение градостроительных стандартов.

Крайне остро стоит  проблема обучения и трудоустройства  инвалидов. Здесь необходимо обеспечить условия для их независимого выхода на рынок труда.

На фоне сокращения численности  трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о "специально созданных условиях труда для инвалидов" на уровень решения практических задач трудоустройства.

Информация о работе Защита инвалидов как социальная проблема