Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:14, реферат
Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.
Введение 3
Глава I. Защита инвалидов как социальная проблема 5
1.1 Определение понятия "инвалидность" 5
1.2 Государственная политика и нормативно-правовое
обоснование социальной защиты инвалидов 9
1.3 Практические меры социальной защиты инвалидов 14
1.4 Система реабилитации инвалидов 31
Заключение 40
Библиография
В соответствии с основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" № 5487-1 от 22.07.1993г., статья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями,
средствами передвижения
на льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и переподготовку.
Нетрудоспособные инвалиды имеют право
на бесплатную медико-социальную помощь
в учреждениях государственной
или муниципальной системы
Государство предусматривает
оказание инвалидам квалифицированной
медицинской помощи бесплатно или
на льготных условиях, а также бесплатное
обеспечение лекарствами и
Одним из этапов процесса медицинского
обеспечения инвалидов
Различают социально-медицинскую
и медико-социальную помощь инвалидам.
Первая обеспечивает уход в случае
болезни и неспособности
Социально-медицинские и
медико-социальные услуги оказываются
как в стационарах, так и на
дому. К стационарным учреждениям
относятся больницы или отделения
сестринского ухода. Собственно систему
социальной защиты составляют дома-интернаты,
геронтологические центры, психоневрологические
и другие стационарные учреждения.
С 1997г. при центрах социального
обслуживания стали развиваться
специализированные отделения социально-
В области реализации инвалидами
своего права на здоровье необходимо
координировать усилия различных ведомств
и секторов, добиваться их взаимодействия,
причем первоочередная роль может принадлежать
даже не официальным властным институтам,
не министерским или региональным органам
управления, а самым разным профессиональным
и общественным объединениям, в частности
врачебным ассоциациям и
Обеспечение жильем.
Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов — важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.
Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граждан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплатно или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, относятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.
Обеспечение инвалидов жилой
площадью предусмотрено статьей 17 закона
"О социальной защите инвалидов
РФ". В дополнение к закону было
принято Постановление
Основные положения таковы:
· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидности;
· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;
· при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоровья, а также другие обстоятельства;
· дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;
· предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.
Проблема обеспечения
инвалидов жильем в разных регионах
России продолжает оставаться очень
острой и медленно решаемой из-за недостаточного
финансирования. Сложная экономическая
обстановка, трудности, возникающие
с бюджетным финансированием
жилищного строительства, приводят
к массовым нарушениям жилищных прав
инвалидов практически во всех субъектах
Федерации. И хотя есть целый ряд
положительных примеров, когда инвалиды
получают жилье или улучшают свои
жилищные условия при содействии
администрации своего региона, все
же в отдельных субъектах
Занятость и обучение инвалидов.
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — право на труд. Оно установлено Федеральным законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима активная государственная политика, направленная на содействие занятости инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными возможностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.
Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоящее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организационно-правовых форм.
В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс таких мер, как оказание консультативных и профориентационных услуг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотирование рабочих мест.
Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограниченными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной платы, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с утрачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обострения заболевания и снижению трудоспособности.
Одно из основных направлении
поддержки инвалидов —
Профессиональная реабилитация
инвалидов с их последующим трудоустройством
экономически выгодна государству,
поскольку средства, вложенные в
нее, будут возвращаться в виде налоговых
поступлений как следствия
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов — важнейшие аспекты их профессиональной реабилитации. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. В значительной мере это обусловлено следующими причинами:
· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной профессиональной сфере;
· специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для последующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;
· образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и особой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения.
В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:
· создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
· предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантируется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, финансовое и материально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.
Финансирование и пенсионное обеспечение.
Самым слабым местом социальной
политики в отношении инвалидов
остается отсутствие ее единой стратегии.
Фактически мы имеем дело с отдельными
социальными мерами, а не с комплексной
системной концепцией. Законы, обеспечивающие
льготы, противоречат основному финансовому
закону страны — Закону о федеральном
бюджете РФ: они исходят из непреложного
выполнения обязательств федерального
бюджета или бюджета субъекта
Федерации перед получателем, однако
российское законодательство о федеральном
бюджете устанавливает
В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (от 15.12.2001г.) существует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.
Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии со статьей 18
Закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации",
социальная пенсия нетрудоспособным гражданам
назначается в следующем
Информация о работе Защита инвалидов как социальная проблема