Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:42, реферат
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Таким образом, мы точно попытались воспроизвести значение систем родства, которое придавал исследователь, строя свою теорию. Если интерпретировать полученные выводы, то можно представить, что Морган решал уравнение, в котором системы родства были коэффициентами, а неизвестными при них можно считать формы семьи и брака.
4. Основные формы семьи по Моргану
Следующей задачей будет рассмотрение непосредственно форм семьи, которые представляет нам Морган.
4.1. Кровнородственная семья.
Существование
этой формы приходится доказывать иным
путём, чем на основании непосредственных
её проявлений. Будучи первой, после
промискуитета и наиболее древней
формой данного учреждения (низшая
ступень дикости), она перестала
существовать даже у самых отсталых
дикарских племён. «Такое доказательство
даёт система родства и свойства,
пережившая на бесчисленный ряд столетий
те брачные обычаи, от которых она
произошла, и сохранившаяся ещё
теперь, чтобы засвидетельствовать
факт, что такая семья существовала
тогда, когда эта система сложилась».
Эта система - малайская. Она выражает
те отношения родства, которые должны
были существовать в кровнородственной
семье, и предполагает существование
такой семьи для объяснения её
собственного существования. Морган ведёт
своё доказательство методом «от
противного», использование которого
можно начать словами: «Если бы не
было кровнородственной семьи, то откуда
могла произойти малайская
Морган приводит и другие доказательства существования данной формы семьи. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.
В заключении
Морган приводит главные выводы. «Общественное
состояние, которому свойственна кровнородственная
семья, с логической необходимостью
указывает на предшествующее состояние
промискуитета». Далее следует привести
утверждения Моргана, которые носят
чисто социологический
4.2. Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.
Далее автор
исследуемой мною работы рассматривает
каждое учреждение (пуналуальную семью,
родовую организацию и
Можно сказать,
что пуналуальная семья выросла
из обычая «пуналуа», по которому гавайские
семьи образовывались следующим
образом: родные и коллатеральные сёстры
считались жёнами группе «близких товарищей»,
то есть «пуналуа»; они друг другу
не являлись родными братьями, они
находились в отношении пуналуа,
их связывало только то, что у
них были общие жёны. Обычай «пуналуа»
помог сложиться туранской
Утвердившись
в мысли, что первобытное общество
в своей основе было родовым, Морган
резко противопоставил его
Туранскую систему родства Морган подробно рассматривает, опять-таки, потому, что это доказывает существование пуналуальной формы семьи, как господствовавшей в период средней ступени дикости. Морган объясняет тех видов родства туранской системы, которые отличаются от малайской, на основе пуналуального брака и родовой организации.
Далее мне бы хотелось сделать вывод словами, которые Морган приводит, когда полностью исследовал две основные формы семьи.
«Мы истолковали
происхождение двух форм семьи при
помощи двух параллельных систем родства.
Доказательства, по-видимому, убедительны.
В кровнородственной семье, до которой
человечество поднялось из ещё более
низкого состояния, мы имеем исходный
пункт развития человеческого общества.
Переход от первой формы ко второй
был естественен и представлял
собой развитие из более низкого
в более высокое общественное
состояние, совершавшееся благодаря
наблюдению и опыту. Это был результат
совершенствования умственных и
нравственных свойств, присущих человеку.
Кровнородственная и
4.3. Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии. Важно то, что Морган не отнёс к этим формам ни одну систему родства, видимо, он считает, что при существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.
Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений Морган называет то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться.
Родовая организация, по мнению Моргана, была главным орудием, при помощи которого этот результат был достигнут, однако лишь в долгом и постепенном процессе развития. «Сама структура и принцип данной организации вели к выработке предубеждения против брака между кровными родственниками по мере того, как благодаря бракам вне рода стали выясняться преимущества брачных союзов между лицами, не находящимися в родстве». Роды создали более высокую, чем прежде, органическую структуру общества, способную развиваться в качестве соответствующей потребностям человечества социальной системы вплоть до наступления цивилизации. Прогресс общества при родовой организации подготовил путь к появлению синдиасмической семьи. Морган также указывает, что «влияние нового порядка, связывавшего брачными отношениями лиц неродственных друг другу, должно было послужить благотворным импульсом общественного развития. Такие браки давали более сильное физически и умственно поколение. Такое новое поколение должно было быть выше обоих прежних, и это превосходство должно было привести к росту интеллекта и увеличению численности». В своём доказательстве Морган приводит причину, тормозившую развитие синдиасмической семьи. Это войны, в период варварства они нарушали равновесие между численностью полов, что должно было явно содействовать укреплению группового брака. С другой стороны, улучшение средств существования благоприятствовало общему прогрессу семьи. «Оно привело к осёдлой жизни, к введению дополнительных производств, к усовершенствованию жилищной архитектуры и к более осмысленной жизни».
Таким образом, семья начала постепенно индивидуализироваться, и далее Морган начал её называть патриархальной семьёй. Следует указать её специфические особенности, которые объясняют, по-моему, её предназначение. Эта семья представляла собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. Рабы и слуги вместе со своими жёнами и детьми и с патриархом как их главой составляли одну патриархальную семью. В пример Морган ставит римскую семью с отцовской властью (patria potestas) и древнюю семью греческих племён. Автор акцентирует внимание на том, что в таких семьях полигамия имела второстепенный характер, в первую очередь необходима была коллективная рабочая сила, чтобы люди могли себя прокормить.
Надо сказать, что этот исследователь не уделяет большого внимания данной форме семьи, как это делают другие, я считаю это потому, что Морган не придаёт этой форме большего значения, вследствие того, что патриархальная семья, собственно как и синдиасмическая, носит переходный характер и всё более и более напоминает ему моногамию с первичными признаками её существования. Кроме того, патриархальная семья также не создала свою собственную систему родства, а лишь видоизменила, насколько это возможно, туранскую систему родства, которая постепенно приходила в упадок.
4.4. Моногамная семья.
Л. Морган один из тех исследователей, который считал, что данная форма семьи, сравнительно недавнего происхождения, вовсе не является единственной, основной, то есть той, с которой начало существовать общество. Исходя из положения, что моногамная семья была единицей организации социальной системы, многие учёные считали род соединением семей, племя - соединением родов и нацию - соединением племён. Здесь мы находим несоответствие в определении рода, следовательно, и различные теории. Вот как это выглядит у Моргана: род входит целиком во фратрию, фратрия в племя, а племя в нацию; напротив, семья не могла целиком входить в род, потому что муж и жена по необходимости принадлежали к различным родам.
Для полного
рассмотрения моногамной семьи я
считаю необходимым проследить эволюцию
отцовской власти в работе Л. Моргана
«Древнее общество». В двух формах семьи
- кровнородственной и
Информация о работе Взгляды Моргана на происхождение и развитие семьи