Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:42, реферат
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Введение
Социология
семьи, рассматриваемая в широком
смысле как социологическая наука
о семье, является старейшей интеллектуальной
дисциплиной. Издревле все попытки
осмысления общественной жизни людей,
так или иначе, были связаны с
пониманием семейно-ролевой организации.
Интерес к происхождению
Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи).
Этнография, социальная антропология ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры прошлого. Этнографические данные дают нам возможность проследить этапы становления семьи.
Сложилось два основных направления изучения семьи - как социального института и как социальной группы. А. И. Антонов считает семью уникальным историческим феноменом, соединившим в себе свойства социального института и малой, первичной группы.
До середины
19 века семья рассматривалась как
исходная микромодель общества, социальные
отношения выводились из семейных,
само общество философами и историками
трактовалась разросшаяся вширь
семья, причём как патриархальная семья
со всеми атрибутами патриархальности:
авторитарностью, собственностью, субординацией
и тому подобное. Поэтому интерес
к происхождению человечества способствовал
развитию исторического взгляда
на семейный строй жизни. Наибольший
вклад в становление
Этнограф Ю. И. Семёнов, однако, отмечает, что новые идеи не выросли на пустом месте. В античности кроме «патриархальной теории» имелись представления о беспорядочном общении полов и общности жён, послужившие исходным моментом для идей о групповом браке. Так мысль о существовании промискуитета была высказана Демокритом, а идея общности женщин - Геродотом.
В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, хотя накапливалось всё больше фактов, ей противоречащих. Наконец, когда в свет вышли работы исследователей, подтверждавшие предшествование матриархата патриархату, началось открытое противостояния сторонников двух противоположных концепций, а именно сторонников патриархальной теории (Г. Мэн, Э. Тайлор, К. Штарке, А. Вестермарк, Э. Гроссе) и сторонников матриархата (Дж. Леббок, М. М. Ковалевский, Л. Морган, Ф. Энгельс).
Имелись
и другие подходы к изучению социологии
семьи. Функционалистский подход - вторая
составляющая часть изучения семьи
как социального института - также
направлен на поиск того общего,
что присуще разным типам семей
в ходе истории, однако концентрирует
внимание не только на универсальности
семьи, на исторических формах реализации
«идеи» семьи, но сосредоточен более
на самой семейно-домашней жизни, на
социокультурных функциях семьи
как социального феномена и на
взаимосвязях социокультурных ролей,
связанных с браком, родством и
родительством. Э. Дюркгейм как «отец»
функционализма непосредственно повлиял
на поиск присущих семье механизмов
солидарности и сплочённости, концентрируя
внимание на роли каждого члена семьи
в семейной жизни, на роли мужчины
и женщины в семье. Другой непримиримый
оппонент эволюционизма это английский
антрополог и социолог Б. Малиновский,
он заостряет внимание на связях между
элементами семьи как социального
института. Современные социологи
считают, что функционалистский
подход может сочетаться с эволюционистским
изучением семьи в качестве института,
и это справедливо, так как
в целом институциональное
Родоначальником этой социологической традиции является французский социолог Фр. Ле-Пле, находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как «мельчайших обществах», спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности. Чтобы понять общество, необходимо понять семью - вот формула Ле-Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы.
Весомы вклад в разработку проблем социологии семьи внёс русский социолог, правовед историк М.М. Ковалевский, возглавивший вместе с не менее именитым русским социологом Е. В. Роберти первую в России кафедру социологии. На основе историко-сравнительного метода М. М. Ковалевский создал теорию генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов - «генетическую социологию». В 1895 г. вышла книга М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». Автором был дан глубокий анализ брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческого общежития.
Идея
изменчивости форм брака и семьи
как центральная для
1. Концепция Л. Моргана о
Исходя
из того, что «человечество начало
своё поприще с самой низшей
ступени развития и проложило
себе дорогу из состояния
В третьей
части «Древнего общества»
Исходя из того, что форма брака производит соответствующую форму семьи, а последняя - соответствующую форму родства, составляя вместе три части единого целого, Морган констатирует: «Где встречается одна из этих трёх основных частей, там с уверенностью можно заключить, что существуют или некогда должны были существовать и две другие части».
Выяснив тесную связь систем родства с формами семьи, Морган более близко устанавливает их взаимоотношения. «Семья, говорит Морган, представляет активный элемент. Она никогда не бывает неподвижной, развивается от низшей формы к высшей по мере того, как общество переходит с низшей ступени на высшую, и, в конце концов, переходит из одной формы в другую, более высокую. Системы родства, напротив, пассивны, только спустя много времени отмечают они прогресс, совершённый семьёй, и радикальным образом меняются «только тогда, когда радикальным образом изменилась семья».
Морган ставит перед собой задачу показать более древние формы семьи, чем нам известные - патриархальная и моногамная, которые автор называет «современными». Он указывает, что каждая форма семьи возникает тогда, когда «предварительный опыт при прежних формах семьи подготовил у каждой человеческой расы путь к их возникновению».
Нам представлены следующие формы семьи :
I. Кровнородственная семья.
II. Пуналуальная семья.
III.
Синдиасмическая или парная
IV. Патриархальная семья.
V. Моногамная семья.
Три из этих формы Морган считает основными, а именно первую, вторую и пятую, так как каждая из них создала свою систему родства, по которой исследователь и определил, эти формы. Две другие формы - синдиасмическая и патриархальная - считаются промежуточными. Не следует, наверное, думать, что в ходе истории переход от одной формы к другой был чётко выражен, напротив, семья эвалюционизировала незаметными градациями. Морган ставит цель: доказать последовательность указанных форм и установить, что в своей совокупности они представляют собою развитие идеи семьи.
Далее Морган
анализирует три системы
2. Типы системы родства по Моргану
2.1. Малайская система родства.
По этой
системе все кровные
2.2. Туранская система родства.
Эта система
возникает тогда, когда начинает
господствовать пуналуальная семья
и появляется родовая организация.
Морган считает, что эта система
могла возникнуть только тогда, когда
на предыдущую систему родства, малайскую,
повлияла родовая организация. А
именно видоизменения произошли
вследствие того, что стали ограничиваться
брачные отношения между
2.3. Арийская система родства.
Эта система выражает виды родства моногамной семьи. Она не была основана на туранской системе, как эта последняя - на малайской, но она сменила у цивилизованных наций прежнюю систему, что доказывается Морганом иным путём. Туранская система была остановлена, а на её место был введён описательный способ - своеобразный переход от одной системы родства к другой. Далее потребовалось такое великое учреждение, как родовая организация, чтобы изменить малайскую систему в туранскую, и столь влиятельное учреждение, как собственность с её правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьёй, чтобы устранить туранскую систему и сменить её арийской.
3. Основные тезисы концепции Л. Моргана о происхождении и эволюции семьи
После
небольшой характеристики
Необходимо
указать на длительность периода, в
течение которого происходила эволюция
форм семьи и систем родства. Естественно
формы семьи развиваются
Информация о работе Взгляды Моргана на происхождение и развитие семьи