Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:22, автореферат
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретико-методологических подходов к исследованию ненормативного речевого поведения во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности;
2) разработать авторскую анкету, направленную на выявление склонности к ненормативному речевому поведению, и провести эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению с ценностными ориентациями личности;
3) раскрыть сущность ненормативного речевого поведения как формы девиантного поведения и определить функции употребления ненормативной лексики в речевом поведении молодых людей;
4) выявить структуру ценностей лиц с нормативным и ненормативным речевым поведением;
5) раскрыть характер взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению и ценностно-мотивационными предпочтениями личности.
2) ненормативное речевое поведение друзей, ближайшего социального окружения, как правило, не вызывает отрицательной реакции или реакции осуждения со стороны респондентов, в то время как по отношению к употреблению ненормативной лексики посторонними или незнакомыми людьми молодые люди чаще проявляют нетерпимое и осуждающее отношение. Обращение к табуированной лексике имеет ситуативную природу. С одной стороны, в тесном кругу друзей, в группах, где она становится общепринятой, её употребление, по мнению большинства опрошенных, не считается отклонением от нормы. С другой – при официальном общении, в общественных местах ненормативная лексика все еще рассматривается как табуированная, следовательно, в этом случае можно говорить об употреблении ненормативной лексики в речи как форме девиантного поведения;
3) в большинстве случаев ненормативная лексика служит инструментом для выражения эмоциональных состояний, чаще негативных: ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. В речевом поведении молодого поколения нередко употребление ненормативной лексики выполняет функцию понижения статуса адресата, междометную функцию, «контактоустанавливающую» и привлечения к себе внимания со стороны окружающих, а также функцию протеста против существующих в обществе норм и правил;
4) к сдерживающим факторам употребления ненормативной лексики, в зависимости от ситуации относятся семья, однокурсники (одноклассники), лица, входящие в референтную группу;
5) статистически значимых различий в частоте употребления ненормативной лексики между старшеклассниками и студентами не выявлено. Однако между ними были обнаружены достоверные отличия в склонности к ненормативному речевому поведению в зависимости от тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний, отношения к ненормативной лексике. Так, студенты чаще по сравнению со школьниками обращаются к ненормативной лексике в состояниях стресса, обиды, неудачи. Доля школьников, проявляющих активную позицию по отношению к ненормативной лексике в такой форме, как «сделать замечание» нарушителю речевых норм поведения, ниже, чем соответствующая доля студентов. Старшеклассники в меньшей степени склонны к осуждающей реакции на использование друзьями ненормативной лексики;
6) выявлены определенные различия в склонности к ненормативному речевому поведению в зависимости от пола (частота обращения к ненормативной лексике, её оценка и реакция на неё). Юноши чаще всего употребляют ненормативную лексику, общаясь с друзьями и находясь в одиночестве, немного реже в учебном заведении, совсем редко они прибегают к ненормативной лексике дома. Девушки чаще всего употребляют ненормативную лексику в кругу друзей, реже - находясь в одиночестве. В отличие от юношей они более сдержанны и боятся общественного порицания или осуждения;
7) обнаружены различия в музыкальных предпочтениях лиц с нормативным и ненормативным речевым поведением: значимое место у первых занимает музыка в целом, в том числе классическая и танцевальная музыка; вторые характеризуются предпочтением рок-музыки. Молодые люди с нормативным речевым поведением предпочитают классическую литературу, представители другой исследуемой группы - фантастику;
8) сравнительный анализ иерархической ценностной структуры личности в группах со склонностью к нормативному и ненормативному речевому поведению показал, что данные структуры имеют определенное сходство. Так, для всех лиц, независимо от употребления ненормативной лексики, ценности доброта и безопасность заняли приоритетные позиции в иерархии ценностей. Последнее место в иерархии значимых ценностно-мотивационных типов в обеих исследованных группах заняла ценность традиционность. При сравнении оценок значимости конкретных мотивационно-ценностных типов по среднегрупповым значениям были выявлены статистически достоверные различия между представителями изучаемых групп. Для лиц с ненормативным речевым поведением более значимыми оказались ценности саморегуляции, стимулирования и гедонизма;
9) корреляционный анализ выявил наличие статистически достоверных положительных корреляционных связей между склонностью к ненормативному речевому поведению и такими ценностями, которые, можно отнести к индивидуалистическим ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция) и ценностям самовозвышения (власть, гедонизм) и отрицательных корреляционных связей с ценностями консерватизма (безопасность) и самотрансцендентности (доброта).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора.
Публикации в издании, рекомендованном ВАК РФ
1. Пацыба, В. И. Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностной структуры личности [Текст] / В. И. Пацыба // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Акмеология образования. – 2008. Т.14, № 2. – С.74-86.
Другие публикации
2. Пацыба, В. И. Ненормативная лексика как показатель духовного кризиса общества и способ самовыражения в подростковом возрасте [Текст] / В. И. Пацыба // Проблемы германской филологии и методики преподавания иностранных языков : межвуз. сб. науч.-метод. ст. / под общ. ред. Л. И. Комаровой. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2006. – С. 47-50.
3. Пацыба, В. И. Социально-психологические особенности ненормативного речевого поведения [Текст] / В. И. Пацыба // Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч . тр. / под общ. ред. С. А. Ляшко. – Балашов : Фомичёв, 2006. – С. 107-110.
4. Пацыба, В. И. Психологические функции ненормативного речевого поведения [Текст] / В. И. Пацыба // Текст. Дискурс. Жанр : межрегион. науч.-практич. конференция с междунар. участием (Балашов, 20-21 сент. 2007 г.). – Балашов : Изд-во «Николаев», 2007. – С. 256-266.
5. Пацыба, В. И. К вопросу употребления ненормативной лексики молодым поколением. Попытка поиска путей решения проблемы [Текст] / В. И. Пацыба // Материалы Международной научной конференции «Борис Герасимович Ананьев – выдающийся психолог ХХ столетия» (Ананьевские чтения – 2007). – СПб. : изд-во СПбГУ, 2007. – С. 624-626.
6. Пацыба, В. И. Особенности ценностно-мотивационной структуры сознания молодых людей, употребляющих ненормативную лексику [Текст] / В. И. Пацыба, В. В. Гриценко // Социальный мир человека. Вып. 2 : материалы II Всеросс. науч.-практич. конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» (Ижевск, 25-26 июня 2008 г.) / под ред. Н. И. Леонова. – Ижевск : ERGO, 2008. – C. 51-53.
7. Пацыба, В. И. Проблема ненормативного речевого поведения [Текст] / В. И. Пацыба // Психология XXI века : материалы междунар. межвуз. науч.-практич. конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2007 г.) / под науч. ред. В. Б. Чеснокова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 351-353.
8. Пацыба, В. И. Программа профилактики и борьбы за чистоту русского языка и здоровый образ жизни [Текст] / В. И. Пацыба, В. В. Гриценко // Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (методологические и медико-психологические аспекты) / под ред. Т. В. Косенковой, Ю. Л. Мизерницкого, Н. Е. Мажара. – Смоленск, 2008. – С. – 85-86.
9. Пацыба, В.И. Гендерные особенности склонности молодых людей к ненормативному речевому поведению [Текст] / В. И. Пацыба, В. В. Гриценко // Сб. ст. : К десятилетию Балашовского филиала СГА / под. ред. С.Н.Емелина. – Балашов: Спектр, 2008. – С. – 76-88.
10. Пацыба В.И. Особенности ненормативного речевого поведения и употребления ненормативной лексики юношей и девушек [Текст] / В. И. Пацыба // XIV Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы научно-практической конференции. В 2-х т.– Смоленск: Издательство СГУ, 2008. – Т.2. – С. – 110-114.
20