Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:22, автореферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1) провести анализ теоретико-методологических подходов к исследованию ненормативного речевого поведения во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности;
2) разработать авторскую анкету, направленную на выявление склонности к ненормативному речевому поведению, и провести эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению с ценностными ориентациями личности;
3) раскрыть сущность ненормативного речевого поведения как формы девиантного поведения и определить функции употребления ненормативной лексики в речевом поведении молодых людей;
4) выявить структуру ценностей лиц с нормативным и ненормативным речевым поведением;
5) раскрыть характер взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению и ценностно-мотивационными предпочтениями личности.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Определяя место и роль ценностей в жизнедеятельности человека, необходимо указать на принадлежность ценностей к классу устойчивых мотивационных образований и обусловленную этим обстоятельством их функцию регуляции поведения и деятельности.

В выводах по первой главе подводятся итоги теоретического анализа исследований по проблеме ненормативного речевого поведения и ценностных ориентаций, выделяются концептуальные основания для эмпирического исследования.

Вторая глава «Эмпирическое изучение склонности к ненормативному речевому поведению  и ценностных ориентаций  личности» посвящена анализу эмпирических результатов изучения взаимосвязи ненормативного речевого поведения и ценностных предпочтений молодого поколения.

В первом параграфе «Описание методического инструментария и выборки исследования» представлено обоснование выбора студентов вуза, а также учащихся одной из школ города в качестве респондентов, охарактеризована выборочная совокупность, соответствующая по основным параметрам генеральной совокупности. Описана структура и содержание методического инструментария, использовавшегося в исследовании, а также указаны особенности применения психодиагностических методик и методов математической статистики в зависимости от поставленных в исследовании задач.

Во втором параграфе «Изучение склонности молодых людей к ненормативному речевому поведению» представлены результаты эмпирического исследования склонности к ненормативному речевому поведению, полученные с помощью авторской анкеты. Анализ и обобщение полученных данных позволил сформулировать следующие выводы:

1. 61,5% опрошенных молодых людей прибегают к ненормативной лексике и имеют склонность к её употреблению;

2. Большинстве случаев ненормативное речевое поведение друзей не вызывает отрицательной реакции или реакции осуждения со стороны респондентов, в то время как по отношению к употреблению ненормативной лексики посторонними или незнакомыми людьми респонденты чаще проявляют нетерпимое и осуждающее отношение. Юноши и девушки одинаково пассивно реагируют на употребление ненормативной лексики другом, находящимся в эмоционально возбуждённом состоянии. Признак пола в данном случае не является детерминирующим разницу в оценке ненормативного речевого поведения между исследуемыми группами;

3. В 47 % случаев респонденты признались, что сами иногда обращаются к нецензурным выражениям под воздействием положительных или отрицательных эмоций. Молодые люди указывали, что  наиболее часто они прибегают к употреблению ненормативной лексики под влиянием отрицательных эмоций, в состоянии агрессии, в стрессовых ситуациях;

4. Большинство опрошенных чаще всего прибегают к ненормативной лексике вне стен домашней обстановки. Семья относится к наиболее мощным сдерживающим факторам проявления молодыми людьми ненормативного речевого поведения. Присутствие родителей или других членов семьи резко снижает употребление ненормативной лексики как юношами, так и девушками, заставляет их контролировать свою речь, соблюдать правила, принятые в определенной ситуации общения. Социальное окружение в учебных учреждениях, в других общественных местах по сравнению с родителями и близкими родственниками обладает меньшим влиянием в плане ограничения свободы выражения.

5. Юноши чаще всего употребляют ненормативную лексику на улице, общаясь с друзьями или находясь в одиночестве, немного реже в учебном заведении и совсем редко респонденты этой группы прибегают к ненормативной лексике дома. Девушки также чаще всего употребляют ненормативную лексику в кругу друзей, реже – находясь в одиночестве. В отличие от юношей, они более сдержанны и боятся общественного порицания или осуждения. 

В третьем, параграфе «Анализ иерархической  структуры ценностей в группах, употребляющих и не употребляющих ненормативную лексику» представлен сравнительный анализ результатов исследования иерархической  структуры ценностей, полученных с помощью опросника С.Шварца. 

Таблица 1

Среднегрупповые показатели значимости мотивационных типов

для представителей исследуемых групп.

 

 

 

Мотивационные типы

Исследуемые группы

С ненормативным речевым поведением

С нормативным речевым поведением

средние

значения

присвоен-

ный ранг

средние

значения

присвоен-

ный ранг

Универсализм

3,90

6,5

3,94

6

Конформность

3,90

6,5

4,0

5

Традиционность

2,76

10

2,76

10

Безопасность

4,69

3

4,59

2

Саморегуляция*

4,70*

2

4,18*

4

Достижение

4,51

4

4,46

3

Стимулирование*

3,57*

9

3,00*

8

Гедонизм*

4,27*

5

3,64*

7

Власть*

3,60*

8

2,93*

9

Доброта

5,08

1

5,14

1

*– звездочкой  отмечены показатели, в оценке которых между группами обнаружены статистически достоверные различия по t– критерию Стьюдента (ts) при p < 0,05

 

На основе полученных результатов вычислялись среднегрупповые показатели значимости конкретных мотивационных типов для группы респондентов, употребляющих ненормативную лексику и для группы, не употребляющих ненормативную лексику.

Согласно данным таблицы 1, наиболее значимыми мотивационными типами для группы респондентов, употребляющих ненормативную лексику, являются ценностно-мотивационные типы: доброта (5,08), саморегуляция (4,70), безопасность (4,69). Для группы респондентов, не употребляющих ненормативную лексику, более предпочтительны: доброта (5,14), безопасность (4,59), достижение (4,46). В структуре ценностей  всех молодых людей, независимо от того, употребляют ли они ненормативную лексику или не употребляют ее, ценности доброты и безопасности занимают приоритетные позиции.

Что касается наименее значимых мотивационных типов, то мы видим, что наименее значимы для первой группы: традиционность (2,76), стимулирование (3,57), власть (3,60), а для второй: традиционность (2,76), власть (2,93) и стимулирование (3,00). На последнем месте у исследуемых групп находится традиционность. Более того, среднее значение у данных групп совпадает (2,76). В обеих группах присутствуют идентичные мотивационные типы, однако стимулирование и власть расположены в другой последовательности.

При сравнении оценки значимости конкретных мотивационно-ценностных типов по среднегрупповым значениям, обнаружены некоторые значимые различия между представителями изучаемых групп:

 ценности саморегуляции более значимы для представителей первой группы, что объясняется их большей самостоятельностью и особенно потребностью в самоконтроле, так как в обществе осуждается потребление ненормативной лексики. Человек, так или иначе, попадает в ситуацию, когда обращение к ней (лексике) недопустимо. Именно здесь сложившаяся ситуация вынуждает его постоянно контролировать своё поведение;

 среди респондентов, употребляющих ненормативную лексику, ценности стимулирования более актуальны, чем для представителей второй исследуемой группы. Причиной этого может быть потребность в новых переживаниях, ощущениях. Она может быть связана с тем, что, употребляя ненормативную лексику, говорящий вызывает положительные или отрицательные эмоции (в зависимости от сложившейся ситуации) у окружающих, собеседника или своего оппонента, ожидая ответной реакции. В свою очередь, ответная реакция окружающих вызывает определённые эмоции, переживания или в некоторых случаях даже стресс у говорящего (того, кто употребляет ненормативную лексику). То есть здесь мы видим как бы обратную связь;  

 также большую значимость для представителей второй испытуемой группы представляют ценности гедонизма. Согласно концепции С. Шварца мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. Часто стремление к удовольствию толкает представителей этой группы к нарушению норм и правил, принятых в обществе. Употребление ненормативной лексики как раз является появлением этого стремления. Что же касается второй группы, то для её представителей этот тип ценностей менее значим.

Гедонистические установки более выражены в группе лиц с ненормативным речевым поведением. Стремление к наслаждению иногда толкает на нарушение моральных норм, правил, законов (употребление наркотиков, проституция, вульгарное поведение в общественных местах). Кроме того, более трети респондентов считают стремление реализовать собственные гедонистические установки достаточным условием, при котором нарушение принятых в обществе норм и правил становится допустимым. Таким образом, респонденты, употребляющие ненормативную лексику, ставят этот мотивационный тип выше, чем респонденты, не употребляющие ненормативную лексику. Следовательно, гедонистические установки у этой группы выше.

Итак, для молодых людей со склонностью к ненормативному речевому поведению более значимыми оказались такие ценности, как власть,гедонизм, саморегуляция и стимулирование. Полученные результаты подтверждаются данными исследований В.В. Гриценко и Т.Н. Смотровой, согласно которым лица, предрасположенные к девиантному поведению, ориентируются на индивидуалистические ценности, свидетельствующие об их стремлении к переменам (стимулирование, саморегуляция) и самовозвышению (власть, гедонизм). Это, в свою очередь, доказывает, что ненормативное речевое поведение является одной из форм девиантного поведения.

При помощи методики «Отношение к соблюдению нравственных норм» (ОСНН) А.Л.Журавлева и А.Б. Купрейченко было установлено, что у большей части молодых людей проявляется терпимость к мнению, слабостям и особенностям других людей крайне редка. Молодое поколение сегодня может найти оправдание отходу от собственных принципов в отношении себя или других людей, оно подчиняется авторитету, даже если существует уверенность в своей правоте и считает выгоду или интересы дела достаточным оправданием нечестного поведения.

С помощью методики «Смысло-жизненные ориентации» Д.А.Леонтьева были получены данные, свидетельствующие о том, что  молодые люди, склонные к ненормативному речевому поведению, чаще отмечают у себя отсутствие ясных жизненных целей и жизненных перспектив. Жизнь представляется им скучной, однообразной и монотонной, что свидетельствует о неудовлетворенности данной группы молодых людей смыслом жизни.

Четвертый параграф «Корреляционные связи предрасположенности к ненормативному речевому поведению и ценностно-мотивационными ориентациями (типами)» посвящен  рассмотрению результатов корреляционного анализа, который выявил целый ряд статистически достоверных взаимосвязей между переменными склонности к ненормативному речевому поведению и ценностными предпочтениями.

Прежде всего, получены положительные корреляционные связи такой переменной, как «частота употребления ненормативной лексики в общественных местах» с индивидуалистическими ценностями самовозвышения (власть, гедонизм) и ценностями изменения (саморегуляция и стимулирование), а также отрицательные корреляционные связи с ценностями сохранения (безопасность) и самопреодоления (доброта). Иными словами, лица, которым присуще ненормативное речевое поведение, предпочитают ценности, свидетельствующие об их стремлении к переменам и самовозвышению, и одновременно отвергают ценности консерватизма и самотрансцендентности.

Также в ходе корреляционного анализа были выявлены тесные взаимосвязи между такими переменными склонности к ненормативному речевому поведению, как «отсутствие осуждения употребления ненормативной лексики в общественных местах», «одобрение ненормативного поведения со стороны друзей», «убеждение в том, что мат является характерной чертой русского человека», с одной стороны, и ценностями: стимулирование, саморегуляция и гедонизм, с другой. Т.е. с теми же ценностями изменения и самовозвышения, с которыми коррелировала и частота употребления ненормативной лексики.  Причем в большинстве случаев именно ценность гедонизма получала наиболее сильные корреляционные связи со всеми показателями склонности к ненормативному речевому поведению.

На основе данных корреляционного анализа можно предположить, что молодое поколение готово к изменениям. Возможно отсутствие ясных целей, на которые можно было бы направить свои усилия, или неспособность достижения желаемых целей, особенно в условиях российской провинции, приводит к выбору неадекватных средств для реализации имеющегося у молодежи потенциала к переменам.

В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются результаты, намечаются перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Общие выводы по результатам исследования

При изучении характера взаимосвязи ненормативного речевого поведения и ценностных ориентаций было выявлено:

1) для большей части молодых людей характерен высокий уровень предрасположенности к употреблению ненормативной лексики в речевом поведении. Примерно шестая часть респондентов в ситуации вербальной агрессии, направленной на них, предпочитает пассивную (не заметить, сделать вид, что ничего не произошло) форму реагирования, в то время как остальные респонденты предпочитают активные формы реагирования. Адекватная (сделать замечание) и неконструктивная (ответить тем же) формы реагирования на вербальную агрессию выражены в равной степени. Чаще всего молодые люди прибегают к ненормативной лексике на улице, общаясь с друзьями или  находясь в одиночестве,  реже – находясь в учебном заведении или на рабочем месте  и совсем редко  дома, в окружении близких или родственников;

Информация о работе Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности