Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:22, автореферат
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретико-методологических подходов к исследованию ненормативного речевого поведения во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности;
2) разработать авторскую анкету, направленную на выявление склонности к ненормативному речевому поведению, и провести эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению с ценностными ориентациями личности;
3) раскрыть сущность ненормативного речевого поведения как формы девиантного поведения и определить функции употребления ненормативной лексики в речевом поведении молодых людей;
4) выявить структуру ценностей лиц с нормативным и ненормативным речевым поведением;
5) раскрыть характер взаимосвязи склонности к ненормативному речевому поведению и ценностно-мотивационными предпочтениями личности.
Определяя место и роль ценностей в жизнедеятельности человека, необходимо указать на принадлежность ценностей к классу устойчивых мотивационных образований и обусловленную этим обстоятельством их функцию регуляции поведения и деятельности.
В выводах по первой главе подводятся итоги теоретического анализа исследований по проблеме ненормативного речевого поведения и ценностных ориентаций, выделяются концептуальные основания для эмпирического исследования.
Вторая глава «Эмпирическое изучение склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности» посвящена анализу эмпирических результатов изучения взаимосвязи ненормативного речевого поведения и ценностных предпочтений молодого поколения.
В первом параграфе «Описание методического инструментария и выборки исследования» представлено обоснование выбора студентов вуза, а также учащихся одной из школ города в качестве респондентов, охарактеризована выборочная совокупность, соответствующая по основным параметрам генеральной совокупности. Описана структура и содержание методического инструментария, использовавшегося в исследовании, а также указаны особенности применения психодиагностических методик и методов математической статистики в зависимости от поставленных в исследовании задач.
Во втором параграфе «Изучение склонности молодых людей к ненормативному речевому поведению» представлены результаты эмпирического исследования склонности к ненормативному речевому поведению, полученные с помощью авторской анкеты. Анализ и обобщение полученных данных позволил сформулировать следующие выводы:
1. 61,5% опрошенных молодых людей прибегают к ненормативной лексике и имеют склонность к её употреблению;
2. Большинстве случаев ненормативное речевое поведение друзей не вызывает отрицательной реакции или реакции осуждения со стороны респондентов, в то время как по отношению к употреблению ненормативной лексики посторонними или незнакомыми людьми респонденты чаще проявляют нетерпимое и осуждающее отношение. Юноши и девушки одинаково пассивно реагируют на употребление ненормативной лексики другом, находящимся в эмоционально возбуждённом состоянии. Признак пола в данном случае не является детерминирующим разницу в оценке ненормативного речевого поведения между исследуемыми группами;
3. В 47 % случаев респонденты признались, что сами иногда обращаются к нецензурным выражениям под воздействием положительных или отрицательных эмоций. Молодые люди указывали, что наиболее часто они прибегают к употреблению ненормативной лексики под влиянием отрицательных эмоций, в состоянии агрессии, в стрессовых ситуациях;
4. Большинство опрошенных чаще всего прибегают к ненормативной лексике вне стен домашней обстановки. Семья относится к наиболее мощным сдерживающим факторам проявления молодыми людьми ненормативного речевого поведения. Присутствие родителей или других членов семьи резко снижает употребление ненормативной лексики как юношами, так и девушками, заставляет их контролировать свою речь, соблюдать правила, принятые в определенной ситуации общения. Социальное окружение в учебных учреждениях, в других общественных местах по сравнению с родителями и близкими родственниками обладает меньшим влиянием в плане ограничения свободы выражения.
5. Юноши чаще всего употребляют ненормативную лексику на улице, общаясь с друзьями или находясь в одиночестве, немного реже в учебном заведении и совсем редко респонденты этой группы прибегают к ненормативной лексике дома. Девушки также чаще всего употребляют ненормативную лексику в кругу друзей, реже – находясь в одиночестве. В отличие от юношей, они более сдержанны и боятся общественного порицания или осуждения.
В третьем, параграфе «Анализ иерархической структуры ценностей в группах, употребляющих и не употребляющих ненормативную лексику» представлен сравнительный анализ результатов исследования иерархической структуры ценностей, полученных с помощью опросника С.Шварца.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели значимости мотивационных типов
для представителей исследуемых групп.
Мотивационные типы | Исследуемые группы | |||
С ненормативным речевым поведением | С нормативным речевым поведением | |||
средние значения | присвоен- ный ранг | средние значения | присвоен- ный ранг | |
Универсализм | 3,90 | 6,5 | 3,94 | 6 |
Конформность | 3,90 | 6,5 | 4,0 | 5 |
Традиционность | 2,76 | 10 | 2,76 | 10 |
Безопасность | 4,69 | 3 | 4,59 | 2 |
Саморегуляция* | 4,70* | 2 | 4,18* | 4 |
Достижение | 4,51 | 4 | 4,46 | 3 |
Стимулирование* | 3,57* | 9 | 3,00* | 8 |
Гедонизм* | 4,27* | 5 | 3,64* | 7 |
Власть* | 3,60* | 8 | 2,93* | 9 |
Доброта | 5,08 | 1 | 5,14 | 1 |
*– звездочкой отмечены показатели, в оценке которых между группами обнаружены статистически достоверные различия по t– критерию Стьюдента (ts) при p < 0,05
На основе полученных результатов вычислялись среднегрупповые показатели значимости конкретных мотивационных типов для группы респондентов, употребляющих ненормативную лексику и для группы, не употребляющих ненормативную лексику.
Согласно данным таблицы 1, наиболее значимыми мотивационными типами для группы респондентов, употребляющих ненормативную лексику, являются ценностно-мотивационные типы: доброта (5,08), саморегуляция (4,70), безопасность (4,69). Для группы респондентов, не употребляющих ненормативную лексику, более предпочтительны: доброта (5,14), безопасность (4,59), достижение (4,46). В структуре ценностей всех молодых людей, независимо от того, употребляют ли они ненормативную лексику или не употребляют ее, ценности доброты и безопасности занимают приоритетные позиции.
Что касается наименее значимых мотивационных типов, то мы видим, что наименее значимы для первой группы: традиционность (2,76), стимулирование (3,57), власть (3,60), а для второй: традиционность (2,76), власть (2,93) и стимулирование (3,00). На последнем месте у исследуемых групп находится традиционность. Более того, среднее значение у данных групп совпадает (2,76). В обеих группах присутствуют идентичные мотивационные типы, однако стимулирование и власть расположены в другой последовательности.
При сравнении оценки значимости конкретных мотивационно-ценностных типов по среднегрупповым значениям, обнаружены некоторые значимые различия между представителями изучаемых групп:
ценности саморегуляции более значимы для представителей первой группы, что объясняется их большей самостоятельностью и особенно потребностью в самоконтроле, так как в обществе осуждается потребление ненормативной лексики. Человек, так или иначе, попадает в ситуацию, когда обращение к ней (лексике) недопустимо. Именно здесь сложившаяся ситуация вынуждает его постоянно контролировать своё поведение;
среди респондентов, употребляющих ненормативную лексику, ценности стимулирования более актуальны, чем для представителей второй исследуемой группы. Причиной этого может быть потребность в новых переживаниях, ощущениях. Она может быть связана с тем, что, употребляя ненормативную лексику, говорящий вызывает положительные или отрицательные эмоции (в зависимости от сложившейся ситуации) у окружающих, собеседника или своего оппонента, ожидая ответной реакции. В свою очередь, ответная реакция окружающих вызывает определённые эмоции, переживания или в некоторых случаях даже стресс у говорящего (того, кто употребляет ненормативную лексику). То есть здесь мы видим как бы обратную связь;
также большую значимость для представителей второй испытуемой группы представляют ценности гедонизма. Согласно концепции С. Шварца мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. Часто стремление к удовольствию толкает представителей этой группы к нарушению норм и правил, принятых в обществе. Употребление ненормативной лексики как раз является появлением этого стремления. Что же касается второй группы, то для её представителей этот тип ценностей менее значим.
Гедонистические установки более выражены в группе лиц с ненормативным речевым поведением. Стремление к наслаждению иногда толкает на нарушение моральных норм, правил, законов (употребление наркотиков, проституция, вульгарное поведение в общественных местах). Кроме того, более трети респондентов считают стремление реализовать собственные гедонистические установки достаточным условием, при котором нарушение принятых в обществе норм и правил становится допустимым. Таким образом, респонденты, употребляющие ненормативную лексику, ставят этот мотивационный тип выше, чем респонденты, не употребляющие ненормативную лексику. Следовательно, гедонистические установки у этой группы выше.
Итак, для молодых людей со склонностью к ненормативному речевому поведению более значимыми оказались такие ценности, как власть,гедонизм, саморегуляция и стимулирование. Полученные результаты подтверждаются данными исследований В.В. Гриценко и Т.Н. Смотровой, согласно которым лица, предрасположенные к девиантному поведению, ориентируются на индивидуалистические ценности, свидетельствующие об их стремлении к переменам (стимулирование, саморегуляция) и самовозвышению (власть, гедонизм). Это, в свою очередь, доказывает, что ненормативное речевое поведение является одной из форм девиантного поведения.
При помощи методики «Отношение к соблюдению нравственных норм» (ОСНН) А.Л.Журавлева и А.Б. Купрейченко было установлено, что у большей части молодых людей проявляется терпимость к мнению, слабостям и особенностям других людей крайне редка. Молодое поколение сегодня может найти оправдание отходу от собственных принципов в отношении себя или других людей, оно подчиняется авторитету, даже если существует уверенность в своей правоте и считает выгоду или интересы дела достаточным оправданием нечестного поведения.
С помощью методики «Смысло-жизненные ориентации» Д.А.Леонтьева были получены данные, свидетельствующие о том, что молодые люди, склонные к ненормативному речевому поведению, чаще отмечают у себя отсутствие ясных жизненных целей и жизненных перспектив. Жизнь представляется им скучной, однообразной и монотонной, что свидетельствует о неудовлетворенности данной группы молодых людей смыслом жизни.
Четвертый параграф «Корреляционные связи предрасположенности к ненормативному речевому поведению и ценностно-мотивационными ориентациями (типами)» посвящен рассмотрению результатов корреляционного анализа, который выявил целый ряд статистически достоверных взаимосвязей между переменными склонности к ненормативному речевому поведению и ценностными предпочтениями.
Прежде всего, получены положительные корреляционные связи такой переменной, как «частота употребления ненормативной лексики в общественных местах» с индивидуалистическими ценностями самовозвышения (власть, гедонизм) и ценностями изменения (саморегуляция и стимулирование), а также отрицательные корреляционные связи с ценностями сохранения (безопасность) и самопреодоления (доброта). Иными словами, лица, которым присуще ненормативное речевое поведение, предпочитают ценности, свидетельствующие об их стремлении к переменам и самовозвышению, и одновременно отвергают ценности консерватизма и самотрансцендентности.
Также в ходе корреляционного анализа были выявлены тесные взаимосвязи между такими переменными склонности к ненормативному речевому поведению, как «отсутствие осуждения употребления ненормативной лексики в общественных местах», «одобрение ненормативного поведения со стороны друзей», «убеждение в том, что мат является характерной чертой русского человека», с одной стороны, и ценностями: стимулирование, саморегуляция и гедонизм, с другой. Т.е. с теми же ценностями изменения и самовозвышения, с которыми коррелировала и частота употребления ненормативной лексики. Причем в большинстве случаев именно ценность гедонизма получала наиболее сильные корреляционные связи со всеми показателями склонности к ненормативному речевому поведению.
На основе данных корреляционного анализа можно предположить, что молодое поколение готово к изменениям. Возможно отсутствие ясных целей, на которые можно было бы направить свои усилия, или неспособность достижения желаемых целей, особенно в условиях российской провинции, приводит к выбору неадекватных средств для реализации имеющегося у молодежи потенциала к переменам.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются результаты, намечаются перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Общие выводы по результатам исследования
При изучении характера взаимосвязи ненормативного речевого поведения и ценностных ориентаций было выявлено:
1) для большей части молодых людей характерен высокий уровень предрасположенности к употреблению ненормативной лексики в речевом поведении. Примерно шестая часть респондентов в ситуации вербальной агрессии, направленной на них, предпочитает пассивную (не заметить, сделать вид, что ничего не произошло) форму реагирования, в то время как остальные респонденты предпочитают активные формы реагирования. Адекватная (сделать замечание) и неконструктивная (ответить тем же) формы реагирования на вербальную агрессию выражены в равной степени. Чаще всего молодые люди прибегают к ненормативной лексике на улице, общаясь с друзьями или находясь в одиночестве, реже – находясь в учебном заведении или на рабочем месте и совсем редко дома, в окружении близких или родственников;