Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа
Проблема места и роли средств массовой информации интересует ведущие умы мира уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация пронизывает всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать (так же, как не замечают воздух).
Анализ публикаций показывает, что проблема влияния печатных СМИ на общественную жизнь получила отражение в ряде исследований, однако целостной концепции влияния печатных СМИ на общественно-политические процессы еще не сложилось.
Современная история изобилует яркими примерами того, что, несомненно, является проявлениями воздействия СМИ на психологию и поведение. Это особенно касается тех случаев, когда потребители массовой информации реагировали на тревожные, пугающие сообщения и поддавались внушению. Также существуют многочисленные свидетельства разнообразных проявлений общественной озабоченности по поводу последствий воздействия СМИ. Меры по ограничению свободы прессы, нередко предпринимаемые государством, служат доказательством того, что власти вполне осознают влиятельность масс-медиа. Про обеспокоенность предположительно негативным воздействием сцен насилия и порнографии на потребителей массовой информации, особенно на детей, свидетельствуют также попытки отдельных граждан добиться ограничения или запрета подобного рода изданий и передач.
Исторические свидетельства показывают, что сначала только правящая верхушка общества осознавала потенциальное социальное воздействие печатного слова. Многие государственные лидеры, опасаясь последствий всеобщей грамотности и доступности печатной продукции, стремились к осуществлению контроля над публикациями, чтобы лишить оппозицию права голоса. Такой страх перед влиятельностью масс-медиа все еще витает во многих тоталитарных обществах, где лидеры подавляют или контролируют деятельность СМИ, чтобы оставаться у власти28.
Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации. С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студентов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негативным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей. Таким образом, мы можем сформулировать следующую гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: средства массовой информации сегодня влияют на потребителя настолько глубоко, что могут сформировать общественное мнение в необходимом направлении. Особенно это касается периодов общественно значимых, например таких, как предвыборные кампании. Однако, современные СМИ настолько разно направлены, что сформировать единообразное общественное мнение не представляется возможным.
Для подтверждения нашей гипотезы были проведены несколько интервью с разными людьми. Вопросы интервью касались вопросов предпочтений людей разного возраста в выборе средств массовой информации, т.е. что они читают, слушают и смотрят и как их предпочтения отражаются на их мнения в общественных вопросах.
Нами были опрошены 7 человек, которым были заданы вопросы о том, какими средствами массовой информации они пользуются, как часто, насколько полно, по их мнению, они получают информацию и стоит ли ей доверять. Были опрошены 4 мужчин (23 года, 35 и 38 лет, 51 года) и 3 женщины (21 год, 30 и 66 лет). Все они городские жители. 1 человек со средним специальным образованием (женщина 21 г.), 4 – с высшим образованием (мужчины 23, 35 и 51 г., женщина 30 лет), без образования – 2 человека (мужчина 38 л. и женщина 66 л.).
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам29 - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Возникли четыре подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение30 и новая - Интернет, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций на основе своих специфических особенностей.
Мужчина 23 лет с высшим образованием, безработный, ответил, что главным средством получения информации для него является Интернет. Информация, которая его интересует – это новости музыки, кино, новинки цифровой техники. Попадает ли в зону его внимания информация внешнеполитического и внутриполитического характера? На такую информацию внимание обращается попутно, если на ней ставится яркий акцент, она подается нестандартно, привлекательно. Влияние такой информации респондент считает для себя минимальным, хотя при беседе оказывается, что у него складываются определенные оценки по поводу многих событий, в частности, он считает, что будущая предвыборная компания будет нечестной («как всегда»), потому что об этом пишется в Интернете. Внешнеполитические события, например, волнения в странах Ближнего Востока, волнуют слабо, хотя респондент в курсе, он считает, что в этих беспорядках во многом виноваты США (так подается в Интернете).
Женщина 21 года, со средним специальным образованием, оператор на телефонной станции, смотрит телевизор, пользуется Интернетом (социальная сеть «Вконтакте»), читает журналы для женщин (о моде, о «звездах» и т.п.). По телевизору смотрит сериалы, передачи о «гламурной» жизни, эстрадные концерты, новости моды. Из таких новостей складывается образ мыслей данной респондентки. Ей нравится подача таких материалов – яркая, привлекательная, создается впечатление, что собеседник приближается, таким образом, к нравящемуся ей стилю жизни. Наибольшее доверие вызывает телевидение. Информации из него доверяется беззаговорочно, она принимается к сведению, но о многих событиях респондент не знает, поскольку новостные программы ею практически не смотрятся.
Женщина 30 лет, менеджер на фирме, высшее образование, смотрит телевизор (сериалы, фильмы, новости, эстрадные концерты, публицистические передачи), слушает радио (музыкальные каналы), читает журналы (по специальности, т.е. по работе; женские журналы; фотографические журналы, поскольку интересуется фотографированием), читает газеты (рекламного характера), пользуется Интернетом (социальные сети; получение информации по работе). Интерес к политическим или общественным событиям опосредованный, если только это громкие резонансные события. Их оценка респондентом во многом формируется самим средством массовой информации. Наибольшее доверие вызывает телевидение (1 канал, «Россия», кабельные каналы «Animal planet»). Интернетная информация часто подвергается сомнению.
Мужчина 35 лет с высшим образованием, программист, смотрит кабельное телевидение, активно пользуется Интернетом. Респондента интересует специализированная печать о программировании, о компьютерах. В Интернете же просматривает информацию по внутри- и внешнеполитическим вопросам, по экономике, как правило, на чем-то конкретном внимание не фиксирует, а именно проглядывает информацию, иногда, если событие вызывает большой резонанс, то читает в Интернете об этом событии из различных источников, информационных сайтов, для того, чтобы понять объективность какой-либо новости. Иногда смотрит информационные программы по телевидению (1 канал, «Россия 1 и 24», НТВ, Рен ТВ), слушает радио в машине («Русская служба новостей», «Эхо Москвы», «Серебряный дождь»).
Мужчина 38 лет, водитель автобуса, среднее образование, пользуется Интернетом (социальные сети «Вконтакте»), слушает радио («Русское радио», радио «Шансон»). На телевидении интересуют развлекательные программы, фильмы, новостные программы (1 канал, «Россия 1», «Россия 24»), спорт («Россия 2»). Политические новости респондента интересуют, интересна начинающаяся предвыборная борьба, кто будет президентом России, война на Ближнем Востоке, экономические новости. На работе (в автобусе) часто слушает новостные программы на радио («Маяк», «Голос России»), хотя предпочитает музыкальные каналы. Телевидению и радио вполне доверяет, считает, что все здесь объективно. Периодической печатью не интересуется.
Мужчина 51 года, с высшим образованием, заведующий отделом в НИИ, пожалуй, единственный, кто указал, что читает периодическую печать («Коммерсант», АиФ, «Комсомольская правда», «Русский репортер», «Forbes» и др.). Слушает радиостанции «Эхо Москвы», «Голос России», «Маяк». По телевидению смотрит новостные программы (1 канал, «Россия 24», «Россия 1 и 2», НТВ), спортивные новости (кабельные каналы и «Россия 2»). Респондент считает, что доверие вызывают те печатные издания, которые он читает. Телевизионные программы вызывают недоверие, поскольку он считает, что они ангажированы политиками, властью, однако, часто о новостях в первую очередь узнает из телевидения или радио. Периодическая печать отстает в оперативности, однако ее сильная сторона – аналитические материалы. Также информация поступает и из Интернета, но этой информации доверяется еще меньше, поскольку она представляется поверхностной, часто опровергается другими источниками информации. Тематика материалов интересует самая разнообразная, больше всего интересуют политические внутрироссийские новости, предвыборные новости, экономика.
Женщина 66 лет, образование среднее, пенсионерка, не работает. Смотрит в основном телевидение: сериалы, фильмы, развлекательные программы (концерты Е.Петросяна, М.Задорнова, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым и др.), судебные программы («Федеральный судья», «Суд присяжных», «Дела семейные», «Час суда» с Павлом Астаховым), новости (1 канал, «Россия 1»). Интересны общественные, местные новости, внутриполитические новости, проблемы коррупции. Из печатных носителей интересуют издания о здоровье (ЗОЖ). Телевидение вызывает доверие, тем более что это практически единственный источник информации. Интернета нет, радио слушает очень редко (радиоточка дома – «Голос России», «Маяк»), но передачи вызывают доверие.
Таким образом, проведенные нами устные опросы показывают, что наиболее популярными среди респондентов являются телевидение и Интернет. Печатные издания постепенно теряют популярность (тем более, что многие из изданий имеют электронную форму). Респонденты интересуются новостными программами во всех средствах массовой информации, на это указали все интервьюируемые. Несмотря на то, что не все доверяют телевидению и Интернету как источникам информации (поскольку считают политически ангажированными, особенно телевидение), тем не менее к ним обращаются практически ежедневно. Заметна тенденция – чем выше образование и социальное положение, тем чаще обращение к новостям. Чем ниже образовательный уровень – тем больше обращение к развлекательной или социальной тематике. При этом такими респондентами легче манипулировать, поскольку они не критически относятся к потребляемой информации.
Понятно, что СМИ играют большую роль в жизни современного человека, не один, так другой вид СМИ, прямо или косвенно, формирует взгляды человека на современное общество.
Как показывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, более легко вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира31. Так, дети, которые часто и много смотрят передачи, напичканные насилием, убеждаются в том, что в мире, в котором они живут, много насилия, беспорядка, права сильного и т.д. Они склонны с большей готовностью примириться с этими негативными явлениями, рассматривать их не как отклонение от нормы или результат дисфункций общественной системы, а как ее неотъемлемую, интегральную часть.
Разные категории населения реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости «твердой руки», сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, группам, религиозным сектам и т.д.32.
Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Телевидение или газета - лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.
Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности.