Влияние профессионального статуса женщин на удовлетворенность браком

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить влияние профессионального статуса женщины на супружеские отношения и удовлетворенность браком.
Задачи исследования:
1. Выявить различия мужчин и женщин по параметру социальных ролей и удовлетворенности.
2. Выявить связь между профессиональным статусом женщин и удовлетворенностью браком.
3. Выявить влияние профессионального статуса супруг.
4. Изучить, что воспринимается в качестве проблем у мужчин и женщин.

Файлы: 1 файл

диплом катя старый вариант.docx

— 148.94 Кб (Скачать)

 
1.1.Гендерные различия  и современные аспекты полоролевых стереотипов.

 
   В психологии гендер · это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». 
 
     Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его. 
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни, казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение. 
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами  
· одобрение, интернализация. Третьим типом является  
· идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них. 
 
Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что  
· женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого. 
Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка. 
   Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, это называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок  
· девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация  
· это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.  
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. 
Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение  
· из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру. 
Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.  
Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. 
 
     В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла. 
Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.[10]

 

 

1.2. Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения

Экономический рост в Западной и  Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал  устойчивый спрос на женскую рабочую  силу.

Во всех европейских промышленно  развитых странах была зафиксирована  тенденция к увеличению числа  замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности работающих по специальности  замужних женщин, не в последнюю  очередь объясняется растущей долей  женских профессий, которые требуют  высокой квалификации, обеспечивают высокий уровень самоидентификации, и, прежде всего на государственной  службе, позволяет занимать определенное положение [17, с.6].

Спектр женских профессий изменился  кардинальным образом: доля занятых  в промышленности упала с 50% до 30%; доля женщин-служащих (прежде всего  в сфере здравоохранения, образования  культуры, а также государственном  и коммунальном управлении) с начала века увеличилась более чем в  десять раз.

Хотя большинство женщин находились, да и находятся сейчас среди категорий  низкооплачиваемых работников, эти  структурные изменения указывают  на то, что полноценный труд по специальности, чаще позволяет женщинам самоидентифицироваться и получать от работы удовлетворение.

Увеличение числа работающих женщин не от случая к случаю, а на постоянной основе в течение всей своей жизни, обострило структурное противоречие между традиционной семейной жизнью и внедомашним трудом замужних женщин и матерей. Все больше женщин в  ограничении себя ролями домохозяйки  и матери видят однообразный и  бедный социальными контактами образ  жизни.

Если, основная цель работы замужних женщин в 20-е - 30-е или 50-е годы была четко «ориентирована на семью» (большинство  женщин работало для пополнения семейного  бюджета, так как заработной платы  мужей не хватало), то в 70-е годы на передний план все очевиднее выходили личные мотивы.

Женщины заявляют, что они хотят  своей работой обеспечить собственный  доход, относительную независимость  от мужа, получить удовлетворение от профессии  или расширить возникающие в  профессиональном труде социальные контакты [1, с.42].

Рост профессиональных интересов  замужних женщин не в последнюю очередь  выявляет то обстоятельство, что с  увеличением продолжительности  жизни после отделения от семьи  детей, остается как минимум 20 лет, когда  в изменившихся условиях вновь встает вопрос о наполнении смыслом деятельности. В тоже время, в сфере труда  произошли перемены, которые существенно  ограничивают возможность профессионального  роста после длительного перерыва в работе.

В 70-е годы, традиционные «роли полов» и «модель буржуазной семьи» все  больше попадали под обстрел психологически и социологически информированной  критики. Женское движение требовало  равноправия полов и стремилось к его реализации в рамках «частной семейной сферы». Без сомнения, публичная  дискуссия поставила для определенной части населения под вопрос традиционные представления о ролях полов.

Однако исследования последних  лет постоянно подтверждают, что  прием на работу, оценка и практическое ролевое поведение лишь в незначительной степени приспособилось к возросшей  трудовой активности замужних женщин.

Повсеместно жена занята приготовлением еды и ежедневным обслуживанием  детей, вне зависимости от того, работает она или нет. Разрешение проблем  с детским садом или школой, преимущественно берут на себя женщины. Работа о престарелых родителях, организации семейных праздников и  тому подобное также в значительной мере относится к сфере задач  женщин.

Таким образом, если раньше женщина  была только женой-хозяйкой и находила себе многостороннюю, хотя и замкнутую  в тесные рамки, деятельность (ибо  она была универсальным работником семьи), то современной профессиональной работнице предоставлена возможность развития в более многочисленных сферах, однако в каждой из них крайне односторонне.

Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отражается на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляется внеродственная и внесупружеская коммуникации), способствующих обогащению личности, и, следовательно стимулируется  духовная жизнь, повышается интерес  к социальной информации, а с другой – большой круг обязанностей по ведению домашней работы, воспитанию детей в сочетании с профессиональными  обязанностями, существенно ограничивает ее личностный рост по сравнению с  мужчинами [23, с.14].

Типичный мужчина все еще  чувствует себя, отвлекаясь от его  роли главного «добытчика», прежде всего  ответственным за внешнюю сферу  деятельности: например, «бумажную  войну с властями». В хозяйстве  он скорее займется необходимым ремонтом (который имеет то преимущество, что происходит не регулярно и  дает возможность продемонстрировать техническую компетенцию) и позаботиться об автомобиле.

В тот период, когда «разделение  труда» между мужчиной и женщиной постоянно публично дискутировалось, доля мужей, существенно помогавших женам в работе по дому, повысилась лишь незначительно.

В современном обществе по-прежнему существует мнение, что одним из признаков «мужественности» является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины за рубежом, а теперь и в нашей стране оценивают  мужчин именно с финансовой точки  зрения. Причем этот стереотип выявляет совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин, а также молодежи, относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.

У подростков, отмечает Т.И. Юферева [47, с.85] представления о мужественности и женственности, очевидно являются просто усвоенными соответствующими взглядами  взрослых. У старших школьников представления  о мужественности и женственности  базируются на взаимоотношениях с ровесниками  противоположного пола, в ходе которых  происходит осознание себя как представителя  определенного пола, своих потребностей. Причем девочки старшего возраста отмечают, что мужчина должен быть смелым, мужественным, настойчивым, гордым. Женщина, должна быть ласковой, нежной, мягкой. Стереотипы мужественности и женственности  описываемые и мальчиками и девочками, оказались во многом сходными.

Рассмотрим теперь основные направления  в исследованиях гендерных стереотипов.

Первые исследования полоролевой  стереотипизации были связаны с  попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о  себе. Подытоживая эти исследования, в 1957г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс заключили, во-первых, что типично мужской  образ – это набор черт, связанный  с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными  способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ напротив, включает в себя социальные и коммуникативные  умения, теплоту и эмоциональную  поддержку. При этом, чрезмерная акцентуация  как типично мускулинных, так  и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и пр., а женщин – формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и пр. Авторы пришли к выводу о том, что в целом, мужчинам приписывается больше положительных черт, чем женщинам.

Начиная с 60-х годов большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных  сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.

Так, П. Голдберг обнаружила известную  долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной  деятельности. Эти данные были подтверждены экспериментальными исследованиями, проведенными П. Голдберг [28,c.43].

Получив сходные с предыдущими  результаты, К. Доу попыталась интерпретировать их с помощью теории каузальной атрибуции, в соответствии с которой, успех  или неудача в какой-либо деятельности объясняются по-разному в зависимости  от того, являются ли они неожиданными или, напротив, ожидаемыми, вероятными. Ожидаемому поведению обычно приписываются  так называемые стабильные причины, а неожиданному – нестабильные. Поэтому в соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего  объясняют его способностями, а  точно такой же результат, достигнутый  женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими  нестабильными причинами.

С. Кислер установила, что и «способности»  и «усилия» могут иметь различные  оценочные коннотации при объяснении поведения мужчин и женщин [34,c.77]. Так, например, при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается  чаще всего, как нестабильный и в  целом имеет некоторую негативную оценочную окраску, а применительно  к профессиональным успехам мужчин этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценочную  валентность, как необходимое условие  «естественной мужской потребности  в достижении», как средство преодоления  барьеров и трудностей, возникающих  на пути к цели.

В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане  компетентность оказывается для  женщин скорее отрицательным, чем положительным  фактором: высококомпетентные женщины  не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически  следует из экспериментального исследования, в котором было показано, что в  целом мужчины и женщины стремятся  исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы интерпретируют полученные ими результаты так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько  способов отреагировать на это противоречие: 1) изменить стереотип; 2) опровергнуть факт наличия компетентности; 3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы. Два последние, как отмечает В.С. Агеев, используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни [1,c.26].

Следует отметить, что, по мнению западных исследователей, имеется тенденция  к расширению мужской родительской роли. Есть немало свидетельств того, что  эта роль постепенно вбирает в  себя некоторые составляющие, традиционно  приписываемые материнскому поведению. Например, в Скандинавских странах  воспитание 2-3 летнего ребенка стало  добровольно осуществляться одним  из родителей. Как правило, на работу выходит тот, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие  по воспитанию ребенка. И как показывает практика, мужчины оказались весьма дееспособными в воспитании. Это  свидетельствует о том, что наметилась явная тенденция к сближению  специфических характеристик отцовства  и материнства. Любовь перестает  быть прерогативой матери, а отец уже  не является единственным воплощением  авторитета, закона и внешнего мира. Все это относится в равной мере к обоим полам, и распределение  ролей скорее зависит от личностных характеристик, чем от принадлежности к тому или иному полу.

В последние годы представления  о мужских и женских ролях  подвергаются критике со стороны  ряда авторов. Представители новой  точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но мужчин Они  служат источником психической напряженности  мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти  стереотипы не подходят большинству  мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто  пытается им следовать, совершают над  собой насилие [23, с. 20].

Информация о работе Влияние профессионального статуса женщин на удовлетворенность браком