Власть в социальной системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Файлы: 1 файл

власть в социальной системе управления.docx

— 48.29 Кб (Скачать)

Духовно-информационная функция

Духовно-информационная функция - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и  информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может  быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных  решений, так и для непосредственного  воздействия на сознание людей для  обеспечения их лояльности и поддержки  правительства. Такое воздействие  осуществляется через институты  социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью  СМИ. Информационная власть способна служить  разным целям: не только распространению  объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному  на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а  нередко и воле.

Принудительная функция  власти

Принудительная функция  власти определяется тем, что они  опирается на силовые ресурсы  и означает контроль за людьми с  помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется  с политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в  масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных  признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут  использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами  рабами, между деспотом - главой семьи  и её членами, между главарём и  членами преступной группировки  и т.д.

В зависимости от субъектов  власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения  выделяется мега-уровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезо-уровень - подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация  власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и  судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта  власти - демократическая, авторитарная и т.д.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных  выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает  законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами  человека. Законодательные органы находятся  под контролем избирателей посредством  системы народного представительства  и свободных демократических  выборов и в системе с другими  органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, эффективность  деятельности которого во многом зависит  от проверенных опытом государственного строительства структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран  действует так называемая простая  двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется  в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной  отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое  решает множество вопросов, в том  числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного  быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что  при всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно “за закрытыми дверями”. В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она  не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан  исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством  регулярной подотчётности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную  структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение  к ней в обществе, направления  её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни  общества. Каждый человек должен иметь  твёрдую уверенность в том, что  его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и  споров цивилизованными средствами - норма правового государства. В  принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный  суд, Конституционный суд). Так, с  помощью Конституционного суда в  стране обеспечивается конституционность  не только подзаконных актов, но и  самих законов.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают  важнейшей среди всех властей  экономическую власть, власть собственников  средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где  почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство  СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние  на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных  собственников создаёт опасность  установления плутократии - прямого  политического правления небольшой  группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и  общественностью.

Политическая власть, испытывая  сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять  её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может  оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах  и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность  экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных  властей в обществе имеет место  так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство  повышает шансы на вхождение в  политическую элиту и доступ к  СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям  и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение властей и  разграничение их компетенции в  различных странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви  власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства  необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы  обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законность (легитимность) власти

Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение  ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать  решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение  во имя торжества законов. Правители  всегда стремятся создать впечатление  правомерности своей власти и  законности правления. В обществе, в  котором народ с уважением  относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные  условия для принуждения. Там  же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется  опасность социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров  имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания  населением страны системы, к которой  она принадлежит. Государство может  быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что  существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом  в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через  закон и в соответствии с ним, отражается категорией “легальность”. “Легитимность” и “легальность” - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический  и политический характер, второе - юридический  и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься  народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.

Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства или лидера, сила проявления гражданского неповиновения, результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения  на определённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни  которого следует искать в характере  изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда  статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные  требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой  общественной структуре, если системе  в течение длительного времени  не удаётся оправдать надежды  широких общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы:

  • изменение законодательства и государственного управления
  • создание такой политической системы, законность которой основана на традициях
  • харизматические лидеры
  • успешное осуществление государственной политики и программы
  • поддержка законности и правопорядка в стране

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что  все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых  укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалось справиться с проблемами легитимности.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна  и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в  них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения  к рационально-правовым способам легитимации.

Значение легитимности, отмечал  Макс Вебер, в гарантии стабильности общества. Легитимность состоит в  длительном и как бы единодушном  согласии принять правление и  власть данного класса, иерархии и  т.д. Легитимность не навязывается, она  возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, экономической  системы, общего духа данного типа общности. Следует отметить, что добровольно, а тем более осознанно и  единодушно принятая власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом  или отдельным классом являются предметом особой заботы правящих сил. Ведь оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом в  политической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат, определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочла законной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие  ряда законов также объясняется  не только отсутствием условий (рвущиеся экономические связи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и  кризисом доверия народа к властным структурам на фоне неуклонного спада  производства, снижения жизненного уровня населения, сложной общественно-политической обстановки, отсутствии точных прогнозов  на ближайшее и отдалённое будущее.

Информация о работе Власть в социальной системе управления