Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:59, реферат
В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.
Духовно-информационная функция
Духовно-информационная функция - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
Принудительная функция власти
Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мега-уровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезо-уровень - подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.д.
Законодательная власть основывается
на принципах конституции и
В демократических государствах
носителем законодательной
Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно “за закрытыми дверями”. В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.
Исполнительно-распорядительная
власть должна быть основана на законе
и работать в рамках закона. Она
не имеет права присваивать себе
полномочия и требовать от граждан
исполнения каких-либо обязанностей, если
это не предусмотрено законом. Её
сдерживание достигается
Судебная власть включает
учреждения, которые представляют самостоятельную
структуру государственной
Судебная власть воздействует
на законодательную и
Особенно актуальна проблема
взаимодействия властей. Многие считают
важнейшей среди всех властей
экономическую власть, власть собственников
средства производства и других общественных
богатств. В рыночном обществе, где
почти всё имеет цену и денежное
выражение, подавляющее большинство
СМИ принадлежит крупным
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.
Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов, учёт имеющегося
опыта позволяют
Законность (легитимность) власти
Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.
Важное значение для политической
стабильности и поддержки лидеров
имеет концепция легитимности (законности)
власти. Законность власти можно определить
как степень естественного
Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией “легальность”. “Легитимность” и “легальность” - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима.
Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.
Показателями легитимности
Политические отношения на определённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удаётся оправдать надежды широких общественных кругов.
Для поддержания законности власти используются различные средства и методы:
Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалось справиться с проблемами легитимности.
В последние годы проблема
легитимности стала крайне актуальна
и для большинства
Значение легитимности, отмечал
Макс Вебер, в гарантии стабильности
общества. Легитимность состоит в
длительном и как бы единодушном
согласии принять правление и
власть данного класса, иерархии и
т.д. Легитимность не навязывается, она
возникает из однородности политических
установок, нравов, традиций, экономической
системы, общего духа данного типа общности.
Следует отметить, что добровольно,
а тем более осознанно и
единодушно принятая власть - лишь один
из вариантов легитимации, и притом
сравнительно редкий. Чаще всего легитимность
власти оспаривается, и её легитимация,
поиск специальных способов легитимировать
власть, оправдать её перед обществом
или отдельным классом являются
предметом особой заботы правящих сил.
Ведь оценки действий властвующей группы
могут стать важным аргументом в
политической борьбе, формируют общественное
мнение, политический климат, определяют
поведенческую готовность масс. Так,
Иранская революция предпочла законной
власти шаха власть религиозного вождя.
В странах СНГ бездействие
ряда законов также объясняется
не только отсутствием условий (рвущиеся
экономические связи, некомпетентность
исполнительной власти и т.д.), но и
кризисом доверия народа к властным
структурам на фоне неуклонного спада
производства, снижения жизненного уровня
населения, сложной общественно-