Власть в социальной системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Файлы: 1 файл

власть в социальной системе управления.docx

— 48.29 Кб (Скачать)

Ядром общественного и  индивидуального сознания выступает  мировоззрение. Оно определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов  и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупность средств, способов, форм и методов  идейно-политического образования  и воспитания, организации людей  их активного включения в общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.

Значение этой функции  в условиях интенсификации демократических  процессов существенно возрастает, ибо, демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности. Нарастающим  демократическим процессом должен соответствовать все более высокий  уровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам – объективной  основе организации социальной жизни. Становление правового государства в нашей стране требует решительной переориентации духовно-идеологической функции социального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы юр всеобуча.

Демократия опирается  на порядок более высокого уровня, на инициативность, организованность во всех делах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний и убеждений.

Социальная функция управления.

Социальная функция управления в собственном ее понимании осуществляется по средством регулирования отношений  между отдельными общностями людей  в соответствии с главными целями развития того или иного общества. Определения конкретного содержания этих целей, путей и средств их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процесс развития и само развития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающих противоречий.

В распределении по труду  при существующих и непрерывно изменяющихся различиях в его характере, квалификации и отплате труда заключается  один из источников социальных противоречий.

Социальная функция управления - обеспечить эффективное решение  этих противоречий, что важно как  с точки зрения сохранения авторитета тех или иных общественно необходимых  видов труда. Таким образом, осуществление  социальной функции управления базируется на понимании социальной справедливости, адекватной по свой природе социальному  обществу.

Например, утверждение принципа распределения по труду реализуется  через разрешение многих противоречий. Разнородность труда, его оплаты при социализме сохраняет социальное неравенство людей. В то же время  по своему предназначению это общество социальной защищенности человека. Оно  в своем развитии должно обеспечить им определенные социальные гарантии, общественно необходимый уровень жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей. Социальная функция управления состоит именно в устранении как социально нетерпимых различий, привилегий, так и равенства в оплате труда.

Решения этой задачи рассмотрим подробнее, так она и является основой социального управления. Не нужно знать экономических  законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизни имеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике пишет: "...если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц и каждый год не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоит из святых" (т. 2, стр. 95). Там, где такой поток устойчив и обширен, там совсем другая жизнь.

     Особенно наглядно идет процесс расслоения населения на богатых и бедных на территории бывшего СССР. За каких-то 6-8 лет разрушено все, что создавалось в течение 70 лет, пуста казна, много ценного исчезло из национального достояния когда-то великого государства.

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а также  предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Распределение населения  Украины по уровню доходов свидетельствует  о высокой поляризации в обществе. Если в 1993 году средний доход 10% самых  обеспеченных граждан превысил доход 10% самых малообеспеченных в 6,7 раз, то в 1994 году этот разрыв составил 9 раз, а в 1995 году - 12 раз.

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную  и противоречивую историю как  в экономической науке, так и  в философии. Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю  историю развития цивилизации и  обнаружили широкий спектр мнений и  позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к "испеченному  пирогу" всех слоев населения  по принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что "стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.

Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного  увеличения ежегодного выпекаемого "пирога" общество может надеется на повышение  общего уровня жизни. Но увеличение "пирога" не гарантирует уровня жизни для  всех. Это зависит от того, как  товары и услуги распределяются среди  людей. Какая-то группа населения может  постоянно повышать свой уровень  жизни за счет других.

В ХХ веке в развитых странах  Запада и США все большее распространение  получали взгляды, возлагаемые на государство  задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. И в реальной жизни  населения этих стран распределение  доходов осуществляется не только в  результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков  доходов путем их перераспределения.

Социальная функция управления - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических  условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений  как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения  благосостояния, уровня жизни членов общества.

Социальная функция управления направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего  столетия вышли не с нарастанием  противоречий между социальными  группами населения, а с все более  заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о  непримиримых противоречиях между  богатыми и бедными сместилось к  слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.

Сущность политической власти

Власть - это специальный  социальный институт, упорядочивающий  социальные отношения и поведение  индивида.

Власть - определяющее воздействие  на поведение масс, групп, организаций  с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от социального  управления власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает  ее активное, направляющее начало. Им может  быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или  даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими  во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между  этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или  подразумеваются) санкции, которые  влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей  социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. В  широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или  группа могут использовать для влияния  на других". Т.о. ресурсы власти - это  все те средства , использование  которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой  либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и  т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых  можно лишить человека тех или  иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные  органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они  могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и  региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований как страх, интерес, убеждение.

 

 

Способы и механизмы  функционирования власти

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который  характеризуется прежде всего способами  и механизмами властвования.

Способы властвования могут  быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное  правление с ограниченным контролем  над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы  личности, её фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают  государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов  власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько  классификаций власти в зависимости  от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём  прерогатив, субъект власти, режим  правления и т.д.

  • По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
  • по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
  • по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
  • по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
  • по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Экономическая функция власти

Экономическая функция власти - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды  общественного развития, экономическая  власть доминирует над другими видами власти, поскольку “экономический контроль - это не просто контроль одной  из областей человеческой жизни, никак  не связанной с остальными, - это  контроль над средствами достижения наших целей”.

С экономической властью  тесно связана функция власти социальная. Если экономическая функция  предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение  положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью  социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв  населения, вызывая тем самым  их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей  и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в  лишении собственника права принимать  и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными  трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Информация о работе Власть в социальной системе управления